«Портреты в движении» с Антоном Веселовым. Май. Неделя 3

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Антон Веселов
Алина Юсупова
резидент и куратор проектов Лаборатории современного искусства
Алина Юсупова. Фото предоставлено автором
В майской афише Лаборатории современного искусства — телесные практики и моноспектали, анекдоты из жизни рыб и вокальные взаимодействия.
Список неполный. В арт-пространстве проходят выставки, спектакли, перформансы, концерты, встречи книжного клуба, инклюзивные и телесные практики. Лаборатория появилась в 2018 году, когда в Новосибирском театральном институте выпустился курс Алексея Крикливого и Ильи Панькова. Позже уже к молодым актёрам и режиссёрам присоединились художники, музыканты, поэты, готовые создавать междисциплинарную среду для всех, кто занимается искусством.

Сегодня резиденты Лаборатории организуют события, в центре которых — изучение современного человека, и ориентируют себя и своё окружение на такие ценности, как эмпатия, свобода выбора, ответственность за будущее.
Их цель — при помощи таких событий менять сложившийся взгляд на человека и его роль в обществе, а значит, менять взгляд на будущее.
Резиденты хотят открыто говорить о проблемах в семье, гендерном и социальном неравенстве, отношении к традиции и истории, изучать себя и своё тело, анализировать свой опыт.
Лаборатория поэтому становится площадкой для диалога, где можно высказываться на разные темы, взаимодействовать с людьми с разными интересами и потребностями и чувствовать себя комфортно внутри этого пространства.
«Внутри Лаборатории в этом году мы перешли на проектную деятельность. Это значит, что каждый резидент Лаборатории становится куратором того проекта, который он создает. Если ему не хочется самому что-то делать, он может участвовать в проектах других резидентов, а если хочется, то он делает это по своей инициативе и несёт за это ответственность. Он набирает команду, распределяет внутри проекта обязанности, контролирует то, как идёт работа, а потом следит за тем, как проходят показы. Сейчас у каждого проекта есть свой куратор, даже у спектаклей, которые были сделаны раньше, чем мы это придумали.

Что касается будущего, у Ани Замараевой в мае выходит проект, который называется «Пропеваючи». Он создан по её инициативе и связан с её воспоминаниями о том, как хорошо было в хоре, и как хорошо, когда все вместе поют, не думая о какой-то конкретной цели. Я планирую дальше развивать проект «Телесные практики», возможно, появится ещё одна группа, потому что сейчас много желающих. В следующем сезоне будет выпущен совместный проект Вани Зрячева, Полины Кардымон и Ильи Голицына «Отец». Мы ещё не знаем, что это будет, кроме того, что это проект для одного зрителя. Также у нас уже запланированы «Перфодни», многие хотят в них участвовать как перформеры, а мы хотим, чтобы они были ещё больше и круче, и сами их очень ждём.

В этом сезоне у нас были проблемы с тем, чтобы собирать встречи книжного клуба ZVUK BUKV, по сути, он проработал только первую половину сезона, а потом мы как-то выдохлись. Но мы хотим к нему вернуться, потому что у нас пополняется библиотека в читальном зале, и там много книг, которые требуют того, чтобы мы их обсудили. Читальный зал, кстати, продолжает работать, можно приходить и читать книги самостоятельно или приходить на встречи ридинг-групп — там мы вместе читаем книги вслух.
У нас ещё есть идеи, мы продолжаем придумывать — важно, что этот движок работает. Нам интересно делать что-то искренне, от себя и про себя, а не просто ради того, чтобы было.
Мне кажется, в будущем у нас появится ещё больше проектов, которые отражают внутренние миры наших резидентов. Посмотрим, что из этого получится, но точно будет интересно».
Александр Духнов
писатель
Александр Духнов. Фото предоставлено автором
Писатель Александр Духнов отказался от выпуска новых книг и снова стал журналистом Александром Черешневым. Псевдоним живёт только пока его используют.
В 1992 году в городской ежедневной газете «Вечерний Новосибирск» была напечатана первая детективная повесть Александра Духнова «Миллионер». С учётом того, что тогдашний тираж газеты составлял порядка 80 тысяч экземпляров, произведение имело общественный резонанс, а автор получил известность.

В 1995 году в новосибирском издательстве «Мангазея» вышла первая книга Духнова «Крутой». Всего в издательствах Новосибирска и Москвы с учётом переизданий вышло порядка тридцати его книг. Многие из произведений предварительно печатались в «Вечернем Новосибирске». Самые известные — «Заельцовское кладбище», «Картонная пуля», «Слепой и мёртвый», «Школа Харона», «Бледный рассвет в морге», «Влажные призраки». Последний роман автора — «СМС для ведьмы».

Я поинтересовался у Александра Духнова, что произошло за это время, каковы творческие планы. Александр Евгеньевич не проявил склонности к подробностям.

«Я работаю сторожем в детском саду, общаюсь с немногочисленными друзьями, слушаю музыку, читаю книги.
Я до сих пор считаю, что мои детективы того времени были вполне симпатичными, потому что нельзя написать хуже, чем та многочисленная женская колонна, которая навалилась на читателя в те годы.
Помнится, из всего тогдашнего потока мне понравился только Бушков, и то лишь пара первых романов про пиранью!»
Иван Полторацкий
поэт, соорганизатор арт-пространства «Чердачок»
Иван Полторацкий. Фото предоставлено автором
Арт-пространство «Чердачок» из странного закутка в гаражах «для своих» стало заметной независимой музыкальной и литературной площадкой, работающей за донаты. Скажем, в афише на 20 мая значится фри-джаз под командованием джазового корифея Сергея Беличенко.
Иван Полторацкий окончил литературный мастер-класс фонда «Мусагет», отделение филологии Новосибирского университета и аспирантуру Института филологии СО РАН. Так что у него к жизни научно-педагогический подход. Публиковался в журналах «Аполлинарий», «Сибирские огни», «Знамя», «Транслит», «Шо» и «Ышшо одын». А ещё у него пять книг стихов и один сборник рассказов! Трудился редактором отдела поэзии журнала «Лиterraтура», числился одним из организаторов театра звука «Открытие Порта». Занимается исследованием орнаментальной прозы, практикует изучение литературы методом погружений. Пишет стихи и малую прозу.

«Чердачок» был организован в 2017 году как площадка для независимого творчества. Юля Баталёва обустроила помещение на Демакова, 33, там была репетиционная точка Сергея Стрела и легендарное академовское пространство «Лескосмос». Потом я с командой энтузиастов подключился к этой идее.

После нескольких переездов мы вот уже год как живём на Демакова, 27/2, то есть круг вечного возвращения почти замкнулся. Сейчас там происходит многое. Выступали Умка, Рада Анчевская, Алексей Кортнев, Сергей Беличенко со своей командой играет джаз регулярно.
Всего не перечислить, жизнь кипит. А всё потому что ребята, делающие чердак, — настоящие волшебные звери.
И они очень любят свой лес и свободу. Ну и научились мы многому. Так что чердак открыт для всех единомышленников и помогает творить чудеса.

Ты спрашиваешь о книгах? В 2019 году при помощи Ильи Дика из Кемерова у меня вышла книга «Черепаха». Это собрание текстов за последние десять лет, упорядоченное по инновационному принципу китайской «Книги перемен». Илья довольно причудливо сверстал всё это и сделал обложку. Мы с моей будущей женой Таней Крыловой тогда, ещё до ковида, отправились в небольшую гастроль — Москва, Питер, Нижний Новгород. Там большая часть тиража и разошлась. Сейчас такое уже сложно представить.

Дима Райц из самоходного издательства «Райц» помог мне выпустить книжку «Правдивые хроники Академгородка» в 2020 году. В ней десять рассказов про Академ будущего, небольших, смешных и местами точных. Я потом написал книжку на 40 таких рассказов за год, но пока не знаю, когда они будут изданы.

***

Одной из таинственных достопримечательностей Академгородка является буддистский пляж.
На нём собираются учёные мужи со сверкающим, как алмазный таз, сознанием и ведут разговоры, в основном посвящённые сути вещей, таких как, допустим, суп или ракета.
А мимо них неспешно планируют учёные дамы идеальной формы, диалоги которых, в свою очередь, обращены к сути явлений, подобных, например, энергии или дождю.

Осторожно ступая по кромке прибоя, можно расслышать фрагменты разговоров, так или иначе описывающих реальность.

Достопочтенный Иван Иванович, мы слышим, говорит, снимая шляпу:
— А всё-таки, Елена Вениаминовна, красная бесконечность наползает на зелёную, и что же это у нас получается?
— Господь создал натуральные числа, а остальное мы уже сами, Клавдия Петровна, потихонечку достраиваем.
— Если природа Будды везде одинакова, значит, смерть и воскресение — суть одно и то же?»

Ирина Федорченко
юрист, писатель, сценарист
Ирина Федорченко. Фото предоставлено автором
В апреле в издательстве «Питер» вышла книга Ирины Федорченко «Ножницы. Как угробить дизайнерский бизнес. 43 вредных совета». Сегодня в «Доме да Винчи» состоится творческая встреча с автором книги.
Новосибирский юрист Ирина Федорченко после 20 лет успешной юридической практики вдруг решила с головой окунуться в мир моды. Вместе с лучшей подругой они в 2015 году создали бренд концептуальной одежды 2CHOP.

«Одно из самых ярких воспоминаний моего детства связано с бабушкой Ниной. Мне пять лет, я просыпаюсь после дневного сна и, не открывая глаз, вдыхаю запах машинного масла и слушаю стрекотание швейной машинки. Этот звук со мной и всю юность, когда в лихие 90-е я самостоятельно обшивала себя с головы до ног.
Наверное, поэтому, когда подруга предложила мне создать свой бренд одежды, я не раздумывая сказала: «А почему бы и нет!»
Первую коллекцию новоявленного бренда 2CHOP подруги поехали снимать в Париж.
Но несмотря на захватывающий старт, бренд не выдержал испытания тремя первыми годами. В 2018 году он прекратил своё существование, как и 12-летняя дружба лучших подруг.
Ежегодно в России появляется тьма новых отечественных брендов одежды, и лишь единицы живут более трёх лет. Ирина Федорченко на основе собственного опыта составила сборник факапов, который в апреле вышел в издательстве «Питер».

«Если бы в начале нашего проекта, который мы искренне любили и в который на 100% верили, у нас в руках оказалась подобная книга, мы не совершили бы столько ошибок и наш путь был бы другим, — делится автор книги. — Мы были как слепые котята, которые методом проб и ошибок, набивая шишки, медленно двигались … тогда, казалось, вперёд, сейчас, как выясняется, назад. А ведь этого всего можно было избежать, знай мы все подводные камни».
«Ножницы» — это не только инструкция к неприменению, девиз которой «Прочитай и сделай наоборот».
«Ножницы» — это история про путь: от успешной профессии к новому делу, о взлётах и падениях, о надеждах и разочарованиях, о том, как меняет человека новое дело и как пережить провал проекта с минимальными для себя финансовыми и моральными потерями.

«Разве тебе не стыдно рассказывать о провале бизнеса?» — спрашивают меня. Нет. Любой опыт ценен, и то, что я делюсь своим печальным опытом, так же ценно, как если бы я рассказывала об опыте построения успешного бизнеса. Эта книга про реальные ошибки реальных людей. Опережая вопрос, скажу: я уверена, что у российского дизайна есть будущее, и мой вклад в его развитие в том, что через свою книгу, аналогов которой нет в России, я помогу начинающему дизайнеру избежать наших ошибок и быстрее выйти на уровень стабильного дохода».
Андрей Кротов
композитор, заведующий музыкальной частью Новосибирского драматического театра
«На левом берегу»
Андрей Кротов. Фото предоставлено автором
В Омском музыкальном театре вышла премьера военной драмы по книге Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», а в Алтайском государственном музыкальном театре состоялась премьера мюзикла по пьесе Островского «Доходное место» авторства творческого союза Андрея и Нонны Кротовых.
Андрей Кротов — автор мюзиклов, опер, камерных и других произведений. Сегодня он — заведующий музыкальной частью Новосибирского драматического театра «На левом берегу». Композитор также работает и с другими театральными и музыкальными коллективами России. Спектакли с его музыкой поставлены в Новосибирске, Саратове, Барнауле, Липецке, Бийске, Томске, Сиднее (Австралия), Южно-Сахалинске, Иркутске, Омске и других городах. Его детские театральные работы составляют основу репертуара детского театра «Мир музыки», с которым Андрей Евгеньевич сотрудничает более 30 лет.

«Сейчас в нашем музыкальном театре есть Островский — «Бесприданница». Но, может, года через 4–5 директор театра Леонид Кипнис возьмёт и «Доходное место». Спектакль для любого зрителя, яркий и динамичный, только-только занял своё место в афише Барнаульского музыкального театра.
Честно сказать, я даже не ожидал, что в Островском будет где развернуться. Потому что я к Островскому относился как… к предсказуемой классике. А я люблю хулиганские вещи!
Вот тот же «Вий»! А тут всё с детства понятно — «Гроза», «Бесприданница», какие-то чиновники, взятки — зачем мне всё это, боже! А ведь за внешней оболочкой оказались нешуточные страсти, невероятные личные переживания! Всего три пары. Одна — более старшего поколения, богатый чиновник Вышневский и его молодая жена Анна, которую Аристарх Владимирыч (одряхлевший старик с признаками подагры) фактически купил у родителей. Он её любит, она его, что неудивительно, нет. Вторая пара — честные романтики Жадов и его Полина. Третья — молодой хитрый чиновник Белогубов и его жена Юленька. Три совершенно разных картины мира! С лирикой, отношениями получился очень хороший спектакль».
поделитесь статьей