«Портреты в движении» с Антоном Веселовым. Май. Неделя 1

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Антон Веселов
Андрей Мартынов
независимый куратор международных проектов
Андрей Мартынов. Фото предоставлено автором
В ЦК19 представили выставочный проект the FACE в рамках X Международного фестиваля современной фотографии «Другое измерение». Единственному в Новосибирске регулярному фестивалю современной фотографии, созданному по инициативе куратора Андрея Мартынова, в этом году исполнилось 16 лет.
Проект объединяет авторов чуть ли не всех континентов.
В свежей версии проекта the FACE — более 100 фотографий 44 авторов из 21 страны. Это и традиционные образы, и концептуальные интерпретации портретного жанра, и самые разные фотографические техники.
Это выставка-размышление о месте портрета в современном искусстве. Выставка дает возможность познакомиться с эволюцией портрета в фотографии, однако все авторы — наши современники. Среди них — имена «первого порядка», во многом определяющие современную мировую фотографию: Роджер Баллен из Южной Африки, Кимико Ёсида из Японии, Атта Ким из Южной Кореи, Фрэнк Дитури из Италии, один из пионеров цифрового искусства — Лоренс Гартел из США.

Основа проекта была сформирована около 10 лет назад. В разных вариациях его показали на музейных площадках России, а также в частной галерее Eumeria в Токио (Япония), в галерее Американского университета в Париже (Франция), в культурном центре Villa Ichon в Бремене (Германия), в университетской галерее города Накодочес в Техасе (США). В 2012 году на фотографическом фестивале в Ареццо (Италия) проект даже получил первую премию.

«Первый фестиваль я организовал, будучи замдиректора Новосибирского художественного музея.
Планировали чередовать Биеннале графики и большую выставку фотографии. Всё получилось, эпоха фестивалей не прервалась даже после моего переезда в Москву в 2008 году.
В фестивалях участвовали очень разные люди, в том числе и настоящие звёзды уровня Роджера Баллена из Южной Африки — прямо сейчас он представляет искусство своей страны на Венецианской биеннале современного искусства. В экспозиции нет ни одного автора, с которым у меня не было бы личного контакта. Со многими мы встречались, с некоторыми состоим в переписке, с кем-то дружим.

У каждого из них своя судьба: кто-то приобрёл ещё большую известность, кто-то, как Атта Ким или Андрей Полушкин из Питера, посчитал, что исчерпал себя в творчестве, для кого-то фотография была временным пристанищем, и сегодня они работают в другой сфере изобразительного искусства.
Тем не менее, эти люди осмысленно и вдумчиво занимались творческим процессом и оставили свой след в истории фотографии и искусства вообще.
К идее фестиваля «другой» фотографии шёл давно. Будучи куратором частной галереи LeVall, я организовал в Новосибирске первые выставки такой «нетрадиционной» фотографии — японского фотографа Норио Кобаяси и его учеников. Да и раньше, в советские времена, пребывая в статусе океанолога, я проникал за железный занавес в страны вроде Сингапура или в города вроде Гонолулу и всюду искал примеры новой, «свежей» фотографии. Готовился».
Анна Лаврова
основатель и художественный руководитель интерактивного театра для подростков Restart
Анна Лаврова. Фото предоставлено автором
В июне театр Restart намерен обучить детей технологии перформанса, методу импровизации в плейбэк-театре на базе городского летнего НЕлагеря «Перформанс. Твоя версия».
Что такое плейбэк-театр? Представьте, что сюжет спектакля создают зрители — любой из зала может выйти на сцену и рассказать свою реальную историю. Представьте, что актёры сразу же её сыграют, без подготовки и не сговариваясь, вернут её в виде импровизированного художественного показа, причём так, что зрители ахнут: «Как они это делают?!»
Перформанс, сотканный из кусочков жизни, рождается на ваших глазах и никогда больше не повторится. Такой театр и называется Playback.
We are play the story back to you — слоган первой труппы, которая собралась в 50-х годах прошлого века. Отсюда и название. Плейбэком занимаются люди по всему миру. Учатся, создают труппы и играют.

Это театр на стыке психологии и сценического искусства. Театр про жизнь. Театр для всех. Каждому важно быть услышанным и понятым. У каждого есть истории, которые могут прозвучать и быть сыграны на перформансе, репетиции или мастер-классе.

«Я седьмой год работаю в плейбэк-театре Locus Solis. Имея актёрское образование, театральный и киношный опыт, мне оказалось непросто и волнительно входить в импровизацию. Нет готового текста и выстроенных мизансцен, нет предварительной работы над ролью.
Всё происходит здесь и сейчас, нужно мгновенно воплотить свой образ, создать небольшое сценическое произведение и сделать это на высшем уровне, как если бы это была готовая постановка. Именно тогда пришлось по-настоящему разрешить себе ошибаться.
В то время мне казалось, что история в плейбэке должна быть особенной, яркой, поворотной. В общем, подходящей для шоу! Но постепенно я открывала для себя ценность простых человеческих историй. Оказалось, что за каждым рассказом стоит целая жизнь, что в самой обычной истории есть огромное сердце.

Неожиданно перформанс вошёл в мою жизнь. Я стала участником проекта VOZDUKH и тренером Школы Воздуха, создавая пластические истории с учебными группами и перформанс «Без слов» с московскими коллегами.

Танцевала среди звуковых скульптур в Художественном музее на выставке «Сад ускользающих соноров» Сергея Филатова. Проекты и мастерские стали возникать, бросая всё новые вызовы. Только что на фестивале Artweek состоялся перформанс On the edge. В то же время меня стали приглашать на классы и интенсивы для подростков по плейбэк-театру. За несколько дней ребята проходили большой путь и давали полноценный перформанс в конце.

Появилась идея — создать такой театр для подростков!
Ведь это огромная ценность, когда человек в таком тонком и ранимом возрасте может проявляться через сторителлинг, сцену, импровизацию и командную работу.
Интерактивный театр для подростков Restart существует три года и играет открытые перформансы. Для меня было большим удивлением, как некоторые ребята упорно идут к цели, преодолевая страх импровизировать. Как они готовы слушать, рассказывать и играть порой сложные истории про потери и потрясения. Подростковая «колючесть» оказалась лишь защитной оболочкой, а за ней — любопытство, тревоги, надежды, поиск любви, смыслов и самого себя».
Евгений Дюков
чайный человек
Евгений Дюков. Фото предоставлено автором
Евгений со школьной скамьи обожал компьютеры и новые технологии. С шестого класса ходил на кружок программирования. Совершенно логично было отправиться в Высший колледж информатики НГУ, а потом — на факультет прикладной математики и информатики НГТУ. Дюков отработал по специальности больше восьми лет, став начальником IT-отдела крупной финансовой компании, и... ушёл заваривать чай.
XXI век — время стресса и депрессий. Бешеный ритм городской жизни, постоянный онлайн, нескончаемый поток информации, необходимость успевать за переменами окружающей действительности — всё это здорово выматывает психологически. Отступая от этого потока, обретаешь новые ценности и практики.

«Я родился перед перестройкой, и хорошо помню детство в атмосфере 90-х. Тогда единственной целью было выжить.
На примере старшего поколения я научился работать. Пахать, несмотря ни на что, особенно на своё состояние. «На том свете отдохну», — говорил мой папа. И я шёл по его стопам и наставлениям.
Сейчас я понимаю, что у меня с детства не было контакта с собой. Я настолько привык подавлять свои желания и потребности, что даже не знал об их существовании. Как следствие, в 25 лет получил синдром хронической усталости с депрессией. Врачи прописали антидепрессанты, отдых, физическую активность и правильное питание.

Если со спортом и питанием я разобрался, то про отдых вообще ничего не знал. Кроме того, что он будет на том свете, куда я не спешил.
Популярные и доступные форматы отдыха — алкоголь, сериалы и компьютерные игры — не давали настоящего расслабления. В результате поисков совершенно случайно в мою жизнь пришёл ЧАЙ.
Я познакомился с ним на одной из выездных церемоний клуба «ЧаЖень», который сейчас возглавляю.

Тогда я начал посещать пятничные чаепития, которые проходили в творческой мастерской «Полнолуние». Они стали для меня отдыхом души и тела. Кстати, традицию пятничных чаепитий я сохраняю до сих пор в обеих чайных. За чаем время останавливалось, дела откладывались, и я находился в моменте «здесь и сейчас». На чаепитиях происходила перезагрузка, реальный отдых всего сознания, поэтому уже через месяц я смог отказаться от лекарств.

Намного позже я узнал, что чаепитие с полным погружением в действия и ощущения является формой медитации, которая сама по себе гармонизирует, налаживает контакт между разными полушариями мозга, а также между сознанием и телом.
Постепенно мне удалось обрести целостность себя и осознание, что иду чужим путём, который лично мне не подходит. А вот путь чая настолько меня захватил, что я решил посвятить жизнь развитию чайной культуры.
Это было сложным решением, но честным по отношению к себе. Я полностью ушёл из айти и посвятил всё время открытию собственного чайного пространства нашего чайного клуба. Мы это сделали, и в 2015 году открыли первую в Новосибирске чайную. Получилось уютное пространство, где живёт чайный дух, помогающий людям открывать себя, находить свой путь и менять жизнь. А я продолжаю проводить чайные церемонии, обучения, мероприятия, быть проводником в мир чая и развиваться сам.

Лао-цзы говорил, что путь в тысячу ли начинается с первого шага. А большой чайный путь начинается с маленькой пиалы...»
Анна Маслова
фотограф
Анна Маслова. Фото предоставлено автором
В Доме актёра открылась фотовыставка «Актёрский портрет», которая объединила театральных фотографов Новосибирска. Кураторы выставки — мастера фотографии Евгений Иванов, Виктор Дмитриев и главный режиссёр НОВАТа Вячеслав Стародубцев — отринули формальности: на выставке и студийные портреты, и итоги постановочных фотосессий в необычных образах, и фото артистов с репетиций.
В проекте приняли участие пятнадцать фотографов. Причём трое из авторов — сами артисты театров, весьма активно востребованные на сцене. А Тимофей Мамлин сразу и участник, и модель. Кстати, чаще остальных на фото появляется коллега Мамлина по «Старому дому» Анатолий Григорьев.

Хороши и постеры Ольги Матвеевой, этакий театральный фэшен, и летящие балерины Алексея Цилера, а на афишу вынесена чистая энергия — портрет Олега Жуковского руки Анны Масловой.
Как и другие карточки мастера Анны, фотография здесь — скорее, графика. Так и просится в максимальном увеличении на музейную стену или — в тираже — на фанатскую майку.
Во всех её работах есть театральная магия, в них «зашиты» диалоги, в них есть и текст, и подтекст, и эмоции, и стиль.

«Я не разделяю людей по профессиям. Мне всё равно, кто передо мной в кадре — учитель, актёр или дворник. Потому что главное находится для меня вне профессии, и главное — это сам человек.
Каждый человек — это целая вселенная, со своей красотой, глубиной и прекрасным. Поэтому когда я снимаю — я стараюсь увидеть эту красоту и показать её в снимке.
Моя работа — это всегда работа командная, поэтому я направляю модель, но делаю это исходя из её (его) внутренней вселенной. Так, чтобы образ, который получился в кадре, был продолжением человека, а не ломал его».
Вера Петровская
автор артзинов
Вера Петровская. Фото предоставлено автором
В Новосибирске состоялся Фестиваль независимой печатной культуры «Корешки» (Фанзинфест). Выставки, мастер-классы и лекции прошли на четырёх площадках: в НГОНБ, ГПНТБ СО РАН, ЦК19, галерее и мастерской печатной графики Fab.8.
Зины (Zine), любительские малотиражные периодические или непериодические издания, пользуются большой популярностью по всему миру. Не зря же много где проводятся многочисленные фестивали (zinefest) и ярмарки-распродажи, а где-то открываются специальные клубы и музеи. На фестивале представлены все варианты зинов — литературный, субкультурный и исторический самиздат, а также арт-самиздат (книги художника, зины, фотокниги).
Я сам поучаствовал в программе, предъявив документ эпохи — изданный коллективом закрытого «ящика» альбом графики с пояснениями.
Я имею к этому альбому самое непосредственное отношение. Дело в том, что крупным отделом НИИ, в котором в 90-е поработал и я, а в 80-е трудился мой старший брат, заведовал мой отец. Изобретатель-рационализатор Игорь Александрович Веселов почти профессионально резал по дереву и здорово рисовал. Особенно он любил «пачкать перфокарты», когда (весьма эмоционально) проводил планёрки.
С совещаний он отправлялся в полной уверенности, что «почеркушки» утилизированы. Но не тут-то было!
Сотрудники много лет собирали эти артефакты, а к 60-летию босса выпустили в единственном экземпляре «собрание сочинений», снабдив его вступительной «искусствоведческой» статьей, комментариями и выходными данными.

Папы давно нет в живых, я нашёл сотни его рисунков, но это издание всё ещё кажется главным и монументальным, хоть в нём всего 20 «картинок».

Вообще, кажется, что искусством создания зинов может овладеть абсолютно каждый. Для сногсшибательного результата достаточно только яркой идеи! В технике и технологиях никаких лекал и строгих требований нет.
На практике захватывают книги профессионалов — в первую очередь художников. Произведение искусства нет сил выпустить из рук.
«Не могу сказать, что книга художника — самый лёгкий путь к искусству: так же, как и живопись, скульптура, рисунок, керамика, вышивка и любой другой вид искусства, он требует профессиональных навыков, если говорить о такой книге как об искусстве, и наоборот — ничего не требует, если человек хочет просто получить радость от прикосновения к творчеству без профессионального подхода, в таком случае — да, он доступен каждому)

Я глубоко уверена, по крайней мере про свою жизнь и творчество, что искусством можно заниматься только для себя, вернее, про себя, тогда всё, что выходит из твоих рук, — искренне, а значит и зритель это тоже почувствует, и это попадёт в него, упадёт куда-то на глубину.

Или нет, все люди разные, поэтому я всегда удивляюсь, когда кого-то сильно впечатляет, задевает моё творчество, это говорит о том, что мы с этим человеком слеплены из одного теста, у нас на глубине лежат плюс-минус те же сверкающие кристаллы и минералы.
А ведь это очень удивительно, у нас было разное детство, воспоминания, впечатляли разные вещи, но каким-то чудом что-то сокровенное у нас общее.
Мне кажется, такие совпадения не могут быть частыми, поэтому я очень рада таким людям и их отзывам, находить «своих» людей в большом мире — разве это не чудо?»
поделитесь статьей