«Портреты в движении» с Антоном Веселовым. Апрель. Неделя 4
Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Антон Веселов
Евгений Малков художник, продюсер арт-проектов выставочных площадок «Цоколь» и «Подземка», владелец закрытого клуба «Тупик лифта»
Евгений Малков. Фото предоставлено автором
5 мая в арт-пространстве «Цоколь» откроется коллективная выставка новосибирских художников «Пластилин сознания». На этот раз объединяющей философской материей выбран сюрреализм.
Евгений не готов раскрывать подробности грядущего творческого акта. Приходите — сами увидите. Но поделился размышлениями о превратностях бытия и о рецепте своего художественного сегодня.
«Мысль № 1.
…Детство не покидало никогда.
Как обычно, выходишь «во двор» и спрашиваешь: «Во что будем играть?» И здесь либо сам становишься инициатором, либо принимаешь предложение по душе на данный отрезок времени.
Именно так однажды родилась арт-группа «Ильвинги» — текст, музыка, концерты, гастроли. Именно так сложились годы преподавания на факультете психологии в НГУ, доклады на научных конференциях. Отсюда «растут ноги» дизайн-студии, студии по производству игр.
В этой обойме и долгие годы медитаций в рамках традиционного тибетского буддизма, школы Карма Кагью. По этому принципу строится игра в художника, пишутся картины, продюсируются выставки. В этом же состоянии выдумался и строится Агро-парк, с потешным городком на реке Коён.
Да и мало ли в чём ещё даст Бог участвовать… «Будем посмотреть» и сажать «алюминиевые огурцы на брезентовых полях» нашего сознания. Конечно, ещё одно обязательное условие в любом таком деле — хорошая компания.
Единомышленники — соратники — племя, братья по разуму и безрассудству. В этом, пожалуй, везло всегда. Или так казалось.
Мысль № 2.
Воспитание не позволяет съедать последний кусок со стола и шуметь, пока в доме не проснулся последний спящий человек. Так сложилось в семье моих любимых уральских двоюродных бабушек (три сестры, проживающие под одной крышей старинного кулацкого дома в городе Лысьве Пермской области). Именно там с четырёхлетнего возраста я проводил зимы, а иногда и летние месяцы, учился читать — на русском, на старославянском. Там же был крещён в Церкви Иоанна Богослова, заполучив в крёстные настоятеля мужского монастыря, отца Никифора. Там же успел прикоснуться к уюту русской печи, ухватов, окладов на стенах и сундуков вместо шкафов.
Воспитание позволяет чувствовать себя хозяином своей жизни. Уже с трёх лет мог свободно гулять без контроля взрослых по улицам города Панфилова (ныне Джаркент, Казахстан), просыпаться, когда уже никого не было дома, и приходить домой, когда все уже спят.
Это было в порядке вещей в семье родной бабушки, потому что семьи в Казахстане были огромные, заботу о младших брали на себя старшие или вообще никто.
Но это позволяло иметь в друзьях всех соседей, от малого до великого, и никогда не испытывать ни в чём нужды.
Воспитание навязывает быть активным, гостеприимным и доброжелательным, как было принято на Украине в городе Хмельнике Винницкой области. Именно там, проживая в семье второй родной бабушки, невозможно было игнорировать общение русских, украинцев, евреев, немцев, столь интенсивное и приятно эмоциональное, что порой дни превращались в сплошной гулкий карнавал.
Мысль № 3.
«Родитель». Это то, как я могу назвать своё творческое начало.
Когда ты постоянно что-то вынашиваешь до стадии такого отяжеления, когда единственным выходом из ситуации может стать «рождение».
Мой отец мечтал о моём пути художника и прилагал массу усилий для моего образования в этом направлении. Я же всегда относился к такой профессии без особого благоговения. Ну, есть и есть навык, хочу — применяю, не хочу — нет.
Но имея такой язык общения с пространством и социумом, творческие «дети» в виде графики, живописи, инсталляций однажды начинают вытеснять тебя из дома. И тут либо ты уходишь, либо выставляешь «детей» за порог, на выставки и всеобщее обозрение. Хотя я всегда рад, когда они возвращаются домой. Словно по-новому начинаю их видеть. Наверняка это влияние зрителя… «Нахватались всего», — думаю я о них».
Григорий Гапонов директор и соучредитель музея художника П. Г. Якубовского (1891–1945), почётный член Российской академии художеств, член Ассоциации искусствоведов и историков искусств
Григорий Гапонов. Фото предоставлено автором
В Новосибирске открылся музей первого художника города Павла Якубовского. Экспозиция разместилась в частной квартире коллекционера Григория Гапонова на улице Каинская.
Павел Геронтьевич Якубовский, так уж вышло, целиком сложился и реализовал себя в Новониколаевске-Новосибирске. Будущий живописец, график, театральный художник и архитектор родился 29 июня 1891 года в селе Спагости Курской губернии, в семье кровельщика, после смерти которого в 1899 году семья переехала в Новониколаевск (Новосибирск). Здесь Павел поступил в церковно-приходскую школу, начал рисовать, освоил масляные краски, которые ему подарил художник-любитель.
Со школой как-то сразу не задалось — с 12 лет Паша работал молотобойцем в кузнице, зарабатывал себе на кусок хлеба, помогал семье.
В 16 устроился учеником в живописную мастерскую Игнатьева. А через пару лет заступил в железнодорожный клуб помощником декоратора, позже стал альфрейщиком. И уже в этом качестве занимался росписью частных и общественных интерьеров, в том числе росписью особняков купцов Туркиных.
Ещё одна важная деталь — Павел Геронтьевич стал экспонентом первых художественных выставок в истории Новониколаевска начиная с 1912 года. Его имя упоминается в помещённом в газете «Сибирская жизнь» обзоре уникальной для молодого города выставки, открывшейся здесь в 1914 году по инициативе томского живописца и педагога Гавельки. В это же время Якубовского мобилизуют на русско-германскую войну. Потом — перипетии Гражданской, мобилизация в армию Колчака, переход на сторону Красной армии... По возвращении он вступает в Новониколаевское отделение Ассоциации Художников Революционной России и становится участником художественного объединения «Новая Сибирь», а позднее и членом Новосибирского отделения Союза художников.
Якубовский пишет портреты и пейзажи; выполняет работы на производственные и историко-революционные темы по заказу Кузнецкого металлургического комбината, трудится иллюстратором в таких изданиях, как «Советская Сибирь», «В помощь земледельцу», «Сельская кооперация» и «За социалистическое земледелие».
Наконец, Якубовский — автор эскизов и исполнитель росписи двух медальонов плафона в здании Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.
Вы не поверите, но и на архитектурной ниве наш герой снискал успех — по его проектам в Новосибирске построены здание Когиза и привокзальной гостиницы. Стоит вспомнить и другие архитектурные проекты: мост через реку Томь в Кемерове и здание Дома Советов в Иркутске.
Павел Геронтьевич Якубовский умер 22 июня 1945 года от туберкулеза лёгких в Новосибирске, на улице Кончаловского, в своём частном доме.
«Часто так бывает, что ни жена, ни дети художника не ценят его творчества, не способны понять его личность. Для сохранения художественно-исторического наследия рассчитывать на них не стоит.
Редкие исключения только подтверждают это правило. Художник не принадлежит родственникам — он достояние общества.
Случай с Павлом Якубовским — исключение. Его дочь, Любовь Павловна Якубовская, сохранила наследие отца. Сейчас оно во многом представлено в нашем частном музее. В экспозиции представлено более 80 живописных и более 100 графических работ художника, его архив, состоящий из уникальных документов, фотографий и личных вещей.
Есть и уникальные ранние работы художника, и сделанные им в последние дни жизни. В планах — издание альбома-монографии Якубовского, передвижные выставки по России.
Я дружил с Павлом Дмитриевичем Муратовым, самым авторитетным искусствоведом Сибири. Он высоко ценил Якубовского, считал его талантливым художником, который хорошо чувствовал свет и цвет. Якубовскому не довелось учиться вне Новосибирска. Такова его судьба. Он полностью сформировался как художник здесь, в Новониколаевске-Новосибирске. Но в этом и его большая ценность».й
Павел Новгородов ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления
Павел Новгородов. Фото предоставлено автором
На базе НГУЭУ открылся региональный Центр оценки компетенций АНО «Россия — страна возможностей». Соглашения о взаимодействии с Центром компетенций подписали 9 вузов. Тестирование уже прошли больше 2 тыс. студентов.
Проект «Центры оценки компетенций» инициирован АНО «Россия — страна возможностей» для организации оценки так называемых soft skills — надпрофессиональных, или гибких, навыков обучающихся. Сейчас в России открыто и действует более 40 таких центров.
Делается это прежде всего в интересах работодателей, которых зачастую интересуют не столько конкретные знания вчерашнего выпускника, сколько навыки планирования, анализа, его ответственность и способность принимать решения, общаться, работать в команде.
Модели центров компетенций бывают разные. Обычные работают в интересах конкретной организации — вуза или корпоративного университета. Региональные становятся хабом, в том числе для других вузов региона. Сетевые «прописаны» для вузов с широкой филиальной сетью. Отраслевые — для профильных организаций.
В нархозе использовали региональную модель. С помощью комплексной оценки специалисты помогут вузам понять сильные и слабые стороны технологии подготовки студентов с позиции надпрофессиональных навыков. А по окончании университета студент сдаст итоговое тестирование и получит skill-паспорт, чтобы предъявить его работодателю.
Центр, открытый на базе НГУЭУ, необычный — в нём будет отрабатываться модель сетевого Центра компетенций по развитию молодёжного предпринимательства. Ведь далеко не все студенты видят себя наёмными работниками. А значит, у них нет целевого работодателя со своим представлением о необходимых ему soft skills.
«Центры компетенций — это место встречи студентов и работодателей.
Но что делать студентам, которые не хотят быть наёмными работниками, а планируют заниматься собственными делом? Таких в России очень много — больше двух миллионов.
Какими компетенциями они должны обладать, чтобы стать успешными?
Мы давно занимаемся этими вопросами, активно поддерживаем молодёжное предпринимательство и считаем это актуальным в том числе потому, что находимся в регионе, где традиционно высока роль и вклад в экономику малого и среднего предпринимательства. Именно поэтому НГУЭУ выступил инициатором создания модели сетевого центра по молодёжному предпринимательству, а президентская платформа «Россия — страна возможностей» нас поддержала.
Мы обобщили существующие зарубежные и российские исследования по этому поводу, а также провели в конце прошлого года собственные опросы более 100 действующих предпринимателей региона. Мы предложили оценить важность каждой компетенции из списка по 10-балльной шкале.
В итоге сформировали свою версию профиля. Теперь сравниваем результаты студенческой оценки с предпринимательским профилем и выявляем возможные дефициты, формируем индивидуальные траектории развития, подбирая соответствующие инструменты.
Где эти инструменты находятся? Во-первых, внутри крупных работодателей-партнёров, скажем, в экосистеме Сбера. Во-вторых, у инфраструктурных партнёров — например, в центре «Мой бизнес». В-третьих, внутри самого вуза, где учится студент, — например, в рамках бизнес-инкубатора.
Регион, региональная власть здесь представляется своеобразным заказчиком этой системы, заинтересованным как в закреплении молодёжи в регионе и создании рабочих мест, так и в открытии бизнесов, способствующих социально-экономическому развитию».
Макс Нанис художник и спортсмен
Макс Нанис. Фото предоставлено автором
В Новосибирске на Международном фестивале современного искусства Artweek состоялся перформанс Макса Наниса (Лос-Анджелес) «Фетишизация Человекоподобных Машин. Современное исполнение Джона Генри».
С тех пор как исследовательская лаборатория IBM начала работать над Deep Blue в 1985 году, задача робота — превзойти интеллектуальную элиту «человеческой породы». Российский шахматный гроссмейстер Гарри Каспаров был первым, кто пал жертвой интеллектуальной мощи машины в 1997 году. Следом IBM Watson выиграл в 2011 году у мастеров американской телевизионной игры-викторины Jeopardy! Брэда Раттера и Кена Дженнингса.
Эта тенденция продолжилась и в 2016 году, когда AlphaGo от Google DeepMind победил профессионального игрока Го Ли Седола. Все эти соревнования, своего рода «межвидовые олимпиады», продемонстрировали силу вычислений, побеждающую величайших в мире представителей человеческого интеллекта.
Переход к миру, где технологическая власть доминирует над человеческим мозгом, уже близится к завершению.
С первой операцией по замене тазобедренного сустава, проведённой 75 лет назад, началось признание превосходства и синтетических «запчастей». Макс уверяет, что протезные имплантаты тазобедренного сустава можно выбирать в интернете сродни покупкам на Amazon. Существуют страницы wikiHow, на которых подробно рассказывается о том, как определённые материалы могут наилучшим образом соответствовать образу жизни человека. Селективная модификация и улучшение тела становятся всё более распространёнными. Некоторые технологические достижения делают такие «запчасти» превосходящими оригиналы из плоти и костей.
Тамагочи начали продавать в 1996 году. Игрушку купили уже 76 миллионов человек по всему миру. По мере расширения потребительского рынка портативных устройств, дополняющих телефоны, человек сам превратился в тамагочи. Наиболее наглядно это подчёркивается в «Ежегодных отчётах» Николаса Фелтрона:
«Геймификация личных поведенческих и медицинских характеристик позволяет отдельным людям стать органичной компьютерной системой».
Сбор отчётов о поведенческих и физических характеристиках человека аналогичен мониторингу компьютера; каждый процесс, каждый системный ресурс и активность отслеживаются сервером. Лучше всего это демонстрируют Apple Watch Activity App, Strava, Garmin и другие платформы, основанные на здоровье, — количественная оценка персональных данных уже сейчас позволяет проводить глубокую геймификацию.
В 2012 году Wired поручила фотографу Арту Стрейберу запечатлеть Илона Маска на заводе в штаб-квартире SpaceX на фоне «внутренностей» ракетного двигателя Merlin. По мнению Наниса, это одна из самых концептуально важных современных фотографий с точки зрения комментария к личной трудовой этике и фетишизации человека как машины. Илон Маск стал последним примером трудовой этики, сравнимой с машинной: никогда не спи, никогда не отдыхай, работай 24/7, чтобы достичь своей мечты.
«Я хотел бы привести аргумент о том, что страны всё ещё находятся в процессе Второй промышленной революции. Современная техника и робототехника ещё не полностью заменили физические усилия неквалифицированных рабочих. Я остановлюсь на последней проблеме этого перехода. Рене Декарт (1596–1650) был основателем мысли, что животные — это не что иное, как сложные машины, в которых кости, мышцы и органы могут быть заменены шестерёнками, поршнями и кулачками.
Это представление предназначено для того, чтобы представить взгляд на природу в соответствии с технологическими инновациями. Сегодня люди все больше фетишизируют эффективность и трудовую этику роботов в сравнении с людьми.
Лучше всего драматизм ситуации передаёт фольклорная история Джона Генри, сталелитейщика, забивающего камень для железнодорожного туннеля. Чтобы защитить работяг от вытеснения машиной, Джон Генри вызвал паровую дрель на дуэль. Его мастерство и решимость для преодоления скорости паровой дрели позволили ему вырваться на соревновании вперёд, но в конечном счёте нечеловеческие усилия привели к смерти Джона. Его наследие остаётся доблестным примером движения луддизма во время Второй промышленной революции. Я предложил современную реконструкцию работы Джона Генри с современной паровой дрелью для Artweek–2022».
Ольга Тээр художник
Ольга Тээр. Фото предоставлено автором
У художников и ремесленников начинается «алтайский сезон». На майские праздники те, кто лучшую часть года предпочитают жить в арт-деревне Аскат, отправляются на Чемал, одна за другой открываются лавки и галереи с картинами, украшениями и поделками.
Ольга Тээр занимается искусством весь XXI век. У неё всё уже было — выставки живописи, инсталляции, перформансы и видеоарт. Она рисовала свои картины поверх страниц, вырванных из глянцевых журналов, в её антигламурных проектах ей даже отводили роль санитара нашего общества. Сотрудничала с арт-группой «Синие носы», создавая работы под общим названием «D&G». Писала стихи:
«Я стремлюсь к сдержанности И растворяюсь в невежестве. Презрение старости, Невоспитанность наглости Меня пугает».
Сейчас занимается объектным творчеством, проводит мастер-классы, путешествует.
«Я создаю музыкальные инструменты — бубны, маракасы, погремушки, керамические окарины, чаши для чайных церемоний. Подбираю по дате рождения изделия из натуральных камней. Делаю браслеты из кожи с графичными картинами, шаманские атрибуты...
Всё это можно посмотреть и потрогать — ощутить — в Горном Алтае, на Чемальской ГЭС, в моём магазинчике-галерее «Волшебная шкатулка». Там до октября и меня ищите, и на встречи с чаепитием в формате лекции-беседы о минералах (например, на тему «Как отличить натуральный камень от имитации» или «Как можно использовать минералы») приходите, и на мастер-классы (например, по плетению ловца снов) записывайтесь. Главное — делиться с миром прекрасным!»