«Портреты в движении» с Антоном Веселовым. Февраль. Неделя 4

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Антон Веселов
Владимир Николаевич Седых
доктор биологических наук, лесовод
Владимир Николаевич Седых. Фото предоставлено автором
Профессор закончил две новые книги — «Записки таксатора» и «Экспедиции. Неожиданные встречи». Будут деньги — издаст так же дотошно и бережно, как первые две — «Таксаторы и бичи» и «Таёжные истории».
В них не только самодостаточные рассказы — ещё десятки пронзительных фотозарисовок о жизни в тайге, о работе таксаторов, о нетронутых уголках природы. А там недалеко и до съёмок художественного фильма. Владимира Николаевича давно убеждают в «кинематографичности» его историй. Достаточно было бы нанизать их на общую канву!
В книгах Седых, кроме рассказчика, много главных героев. В том числе и лес, берёзы, кедры да сосны.
В отличие от большинства лесников, он восхищается берёзой, благодаря которой состоялась русская цивилизация на севере после развала Киевской Руси.

В наших краях её чаще всего использовали в хозяйстве. Это и высококалорийное топливо — согревает человека и сегодня, а уголь из неё используется в металлургической промышленности.

Из коры берёзы получали дёготь, единственный смазочный материал до появления нефти, используемый в колёсном транспорте для смазки колёс и осей.

Из древесины берёзы производили фанеру, лыжи, деревянные части стрелкового оружия и лафеты артиллерийских орудий, паркет и предметы домашнего обихода — из корней плетут корзины, из веток вяжут банные веники, ветви также служат и кормом скоту.

Из листьев получают краски. Почки и серёжки — корм для птиц. Отвар и настои почек применяют в медицине.

Берёзовый сок — известный в Сибири напиток.

Древесина берёзы карельской и каповой идёт на изготовление самой дорогой мебели, различных поделок и многих других изделий.

Глядя на берёзу, обывателю следует знать, что большинство таксаторов по брони на фронт не брали.
Они по заданию правительства занимались изысканием высококачественной древесины берёзы, идущей на изготовление фанеры для самолётостроения, орудийных лафетов и других деревянных частей оружия и военного транспорта.
Можно сказать, что по совокупности полезных свойств берёзы это дерево следует считать святым: благодаря ему русский человек сохранил здоровье, парясь берёзовыми вениками в бане и размножаясь на русской печи, натопленной берёзовыми дровами.
Константин Ерёменко
мастер капиталистического реализма, художник, аэрографист, активист
Константин Ерёменко. Фото предоставлено автором
Открыл выставку «Картины для школы» в ГПНТБ СО РАН. На них в свойственном художнику стиле плакатного поп-арта запечатлены великие учёные, пострадавшие за свои изобретения: Андрей Сахаров, Николай Вавилов, Андрей Туполев, Георгий Лангемак, Юрий Кондратюк, Роберт Бартини, Лев Термен и другие.
Возможно, это первый цикл Ерёменко, в котором совсем нет сопроводительного текста и даже намёка на иронию. Художник обещает продолжить серию, чтобы таких ликов набралось как минимум три десятка. Все работы антивандальные, снабжены QR-кодом, отправляющим к биографиям названных учёных. Ерёменко ждёт предложения от смелого директора любой новосибирской школы о готовности разместить эти картины на стенах класса. Работы готов отдать бесплатно.
Ерёменко вообще только так относится к своему искусству: или дарить — или под нож. Он создал больше 500 картин, но точно знает, где находятся лишь 30.
Стиль работ Ерёменко «Барон Унгерн» и «Сталин и Рерих в Новосибирском НИИ метафизики», хранящихся в коллекции музея «Эрарта», определяют как мифологический соц-арт с пелевинскими реминисценциями. Как аэрографист-монополист он расписал три сотни автомобилей. После того как завязал с этим, уверен, что аэрография в Новосибирске умерла.

На организованную Ерёменко выставку Total Music в галерее «Непокорённые» пришло 3000 человек. Участник нашумевшей выставки «Соединённые Штаты Сибири» в недолго продержавшемся Сибирском центре современного искусства под командованием Анны Терешковой (ныне — вице-мэра Новосибирска).

Автор серии глубокомысленных картин, понятных и интеллектуалам, и заводчанам, например, «Кант — лох» и иконы шамана Габышева.
Константин придумал слоган: «Россия всегда стоит одной ногой в великом прошлом, другой в светлом будущем, а между ног у неё всегда страшная действительность».
Ерёменко получил 92 уголовных дела в 2014 году, когда выступил одним из организаторов так называемого марша за федерализацию Сибири. Был завсегдатаем вытрезвителя — имел до 30 приводов в год. Объявлял от имени Сибири войну США (и тут же пытался сдаться в плен) — повезло, что в субботу консульство США в Екатеринбурге не работало, скандал замяли. Автор серии работ о сибирском партизане Лыкове, который борется против зла и вступает в сложные социальные отношения с русским тотемным животным Чебурашкой.

Его мультик озвучивает основатель Yello Дитер Майер.

Ерёменко часто называют самым опасным из молодых художников Новосибирска. А ведь он бросил пить. И в этом году ему в последний раз в жизни менять паспорт.
Владимир Барсук
директор СибНИА им. Чаплыгина, лётчик-испытатель
Владимир Барсук. Фото предоставлено автором
У «воздушного такси» пока будет свердловский профиль. Легкомоторный самолёт «Байкал» встаёт в серию, а новосибирская реинкарнация АН-2 — самолет ТВС-2ДТС — по-прежнему ждёт своего часа. В детище своего института — СибНИА — лётчик-испытатель Владимир Барсук верит. А этот человек знает толк в самолётах.
Как-то он мне рассказывал, что лётчики делятся на две категории.
Один может до пенсии летать на Airbus-320 или, скажем, Ту-154 и быть счастливым. И это совершенно нормально. А для другого десяток полётов на одном типе самолёта — предел. Барсук из второй категории.
«В пассажирской авиации главное что? — спрашивает он, не ожидая ответа. — Безопасность. Поэтому пилот должен владеть управлением авиалайнера в совершенстве — в его руках сотня пассажиров. А лётчику-испытателю достаточно на троечку уметь летать на любом типе самолётов. Моя задача — на любом аэроплане выполнить полёт, решить какую-то техническую задачу и безопасно посадить».

Первая в его жизни пробежка в 11 лет закончилась подлётом на высоту 1,5 метра. Оказался слишком лёгким. У планера была задняя центровка, и он на скорости 40 км легонько оторвался от земли. Барсук откровенничает: «Поскольку ручка регулировки высоты была полностью на упоре от себя (я потом анализировал), запаниковал из-за неуправляемости. Запускающий попался опытный, он просто подсадил планер, и тот остановился. Но я перепугался и убежал. Следующий месяц на аэродроме не появлялся».

Потом Володя всё переосмыслил, желание стать лётчиком взяло верх, и он вернулся на аэродром. В 12 лет прошел теорию и в 1977 году приступил к нормальным живым полётам на «Брошке».
А в 14 лет он с командой таких же влюблённых в небо занял на областных соревнованиях 1-е место — из них сформировали сборную области.
Но больше всего меня поражает история про Покрышкина. Кого ни спроси, кем был Покрышкин, все тут же говорят: «Маршалом» (на метро часто ездят). Реже отвечают: «Лучшим советским асом». Всё так, конечно, но ведь Александр Иванович нашёл себя и в мирной жизни! Честно признаюсь, для меня важнее, что он — фактически «отец» ДОСААФ. Как вспоминают серьёзные — и даже суровые — лётчики, Покрышкин за эти девять лет, с 1972 по 1981 год, что был председателем ЦС ДОСААФ России, умудрился вывести оборонное общество из подвалов, добился основательного финансирования, а главное — поднял престиж и значимость организации.
Так вот, когда Владимиру Барсуку было 14, он хотел сразу стать 16-летним, чтобы в системе ДОСААФ перескочить на следующий уровень — летать быстрее и дальше.
Создатель юношеской планерной школы Валерий Михайлович Рыцарев написал по Барсуку и ещё двоим — Игорю Мосейкину и Михаилу Варинову — рапорт лично товарищу Покрышкину с просьбой на два года раньше срока допустить их к полётам на «взрослом» планере Blanik L-13. А потом лично отправился в Москву, встретился с Александром Ивановичем Покрышкиным и получил визу: «Не возражаю».
Евгений Иванов
председатель Новосибирского регионального отделения Союза фотохудожников России, фотограф
Евгений Иванов. Фото предоставлено автором
В Художественном музее открылась фотовыставки Евгения Иванова «Сибирская культура в лицах. Сборка вторая. К родным пенатам». Для непосвящённых — это отсылка к альбому 2012 года, авторами которого стали Иванов и Сергей Самойленко (этот переводчик, поэт и журналист написал все тексты).
Сам Иванов — ни секунды не сомневаюсь — попадёт в следующий сборник «Лица новосибирской культуры». Хотя бы как председатель Новосибирского регионального отделения Союза фотохудожников России. А скорее, как автор пронзительных выставок, вроде «Анатомии балета» или «Мой друг музыкант». В этом году у Евгения Львовича, кстати, юбилей — 35 лет работы в Новосибирском театре оперы и балета (ныне НОВАТ).
И в свежем сборнике он явно окажется самым бородатым фотографом. Да что там, скорее всего, у него самое бородатое лицо из всей новосибирской культуры.
Трудно найти близкого к новосибирской культуре человека, который бы хоть раз не спрашивал Иванова, почему тот не бреется. Я тоже спрашивал. Забывал ответ и вопрошал снова. Евгений Львович отвечал горячо, как он это умеет делать: «Лет тридцать назад мне расхотелось бриться. Наверное, выпендриться хотелось. А я ведь маньяк. Вот захочу стать чемпионом Вооружённых сил по лыжному спорту — ничего вокруг не вижу, лезу на гору из последних сил. Так вот, стал я отращивать бороду. Но не просто так.
Решил: чтобы сравнялась с волосами. И много лет просыпался среди ночи от жуткого сна, что сравнялась борода с волосами, и я её состриг. Только не сфотографировал.
В реальности трудно приходилось. Смотрели, пальцем показывали, дёрнуть норовили. А ты идёшь такой и не реагируешь. Это я отрабатывал в себе миссию художника, который, по сути, юродивый. Иногда он тупо забивает себе скобки или выращивает бороду. И долгие годы — как я — ищет повод, чтобы побриться».

Бороду мэтра украшает косичка. И это такой же узнаваемый элемент, как камера в руках. С косичкой вышло просто. Поначалу борода топорщилась в разные стороны — Иванов её упрямо не подстригал. Маму цитировал. Это сначала она говорила:
«Ну побрейся, ты же нормальный молодой человек. Жена, конечно, есть, но мало ли чего!», а потом передумала: «Я поняла, почему волосы не стригут служители культов — потому что это улучшает связь с космосом, упрочняет связь художника с новыми смыслами».
Где-то в 2003 году дизайнер Стеша Волкова заплела ему косичку — и вот уже почти 20 лет у Иванова самое узнаваемое лицо новосибирской культуры.
Александр Чиркин
лидер панк-группы «Путти», создатель «Путти-хауса»
Александр Чиркин. Фото предоставлено автором
Александр Чиркин сегодня живёт в Москве. Собирает материалы для новой книги, создаёт скульптурки человечков на заказ — размером с крупных солдатиков, но авторские, с узнаваемыми чертами рок-музыкантов.
За эту пятилетку Чиркин издал двухсерийную книгу «Зачатие сибирского панк-рока». Новая — о сибирских музыкантах в виде собраний интервью участников музыкальных событий 80-х. Книга должна выйти весной 2022 года.
Среди только февральских героев интервью Александра — такие легендарные личности, как гитарист Игорь «Джефф» Жевтун, барабанщик Виктор Чаплыгин, гитарист Юрий Наумов и концептуалист Николай Павлович Катков. Должно получиться не скучно.
Как в самой первой книге, стиль которой, как текста, так и иллюстраций (рисованных тоже Чиркиным), можно охарактеризовать как «весёлые наступательные реляции». Вот небольшой фрагмент для примера — он о том времени, когда вместо «АукцЫона» и «Звуков Му» на первом новосибирском рок-фестивале выступила мало кому ещё известная группа «Гражданская оборона». Чиркин в это время служил в армии.

«Ожидался первый новосибирский фестиваль Рок-клуба! Я был скован в Омске службой, а ребята приняли решение ехать туда выступать в составе «Гражданской обороны». Потом утомительно ждал новостей о том, как прошел фест, тем более что там и «ПУТТИ» выступали, хотя и без моего участия.
И вот долгожданный звонок из города в часть, слышу радостный голос Янки в трубке: «Лети скорей, «ПУТТейцы» в Омск приехали, вместе с «Гражданской обороной», новостей гора».
Через час я уже был у братьев. Смотрю — Поздняков Миша (гр. «СПИД» позднее), Рублёв Костя (один из директоров «Студия 8», Летяева Ира (наша рок-мама) и Лукич (Дима Кузьмин), а ни Истомина, ни Бекка.

Сначала даже расстроился, что родных морд не вижу, но потом познакомились, послушал про фест и смирился. Лукич, с первого взгляда, мне показался каким-то ботаном, студентом-отличником.
На нём была белая рубашка, да и причёска слишком аккуратная. Я даже подумал: «Что за панки такие?..»
Конечно, после общения все мои сомнения улетучились. Время пролетело махом, и нужно было прощаться. Решили на память сделать фотографию. А так как я был в своей военной форме, то идея про конвой сама пришла в голову. Вываливаемся все из подъезда воодушевлённые, а там мой сослуживец с родаками прощается (оказывается, у него в одном доме с Лищенко родня жила, и он в увольнительной был). И я ему предложил тоже встать в качестве конвоира для более колоритной фотографии».

Да, про «Путти-хаус» забыл пояснить. Здание, в котором располагался музей «Путти-хаус», — ветхий (1914 года постройки) деревянный жилой дом в Новосибирске. В 1983 году в нём заиграл рок-н-ролл, дом стал местом встреч музыкантов, репетиций новосибирской группы «Путти». А уже в 2000-х возникла идея сделать в этом доме музей для поклонников сибирского андеграунда. Сейчас «Путти-хаус» переехал, располагается в Москве. Чиркин проводит выставки, рассказывает о сибирской музыке и приобщает москвичей и гостей столицы к рок-культуре.

Прошу Александра рассказать свежую байку, а он отвечает:
«Как-то всё без баек, на умняке, смокинг напрокат из Большого театра, монокль и трость с исторического музея, да пару волосинок с бороды Ильича как талисман на удачу, так что всё довольно-таки серьёзно».
поделитесь статьей