Не Эдипом единым!
Tilda Publishing
СОБЫТИЯ

Зрителям ХАОСа дадут поглядеть в звучащую бездну знаменитого психокомплекса.
В Новосибирске в центре культуры и отдыха «Победа» 22 июля состоялась премьера короткометражного фантастического фильма «Гигантская флуктуация» по одному из рассказов братьев Стругацких из повести «Стажёры».
Фото: ХАОС
Что такое Эдипов комплекс, сейчас знают даже школьные троечники — благодаря Голливуду большая часть фрейдистских заморочек известна широким народным массам не меньше, чем пантеон марвеловских супергероев. Эдип со своим комплексом — суперзнаменитость.

Некоторые не знают, чем он был знаменит до того, когда ушатал в античной версии «Что? Где? Когда?» токсичную разумную кису по имени Сфинкс. Про инфернальную кису помнят не все, зато Эдиповы неприятности с мамой знамениты неизбывно. Между тем, у Эдипа есть подружка по несчастью. Ну как — подружка, они вообще-то не дружили, они даже и знакомы-то не были. Просто у греческой девушки Электры были неприятности того же спектра. Только не с матерью, а с отцом. Так и ходят они по мировой культуре вместе — почти как нержавеющая пара от Веры Мухиной — Эдип и Электра. Электра чуть в тени, но тоже на «э». Что, согласитесь, для эрудиции удобно…

На Втором Международном фестивале актуального театра ХАОС историю горемычной Электры подадут 28 июля в трактовке польского режиссера Кшиштофа Варликовского. Драматургическая первооснова — одноактная опера Рихарда Штрауса на либретто Гуго фон Гофмансталя родилась как раз в ту пору, когда умами европейцев владел психоанализ — самое модное научное поветрие, равно завораживавшее и специалистов, и профанов. Гуго фон Гофмансталь переработал античный миф и довольно громоздкую трагедию Софокла в компактную, упругую воронку тёмных страстей, запретных чувств и скованных порывов.

Воплотили действо, к слову, на родине психоанализа — в Вене. Силами Венского филармонического оркестра под управлением Франца Вельзера-Мёста и голосами двух сопрано-певиц — Аушрине Стундите (партия Электры) и Асмик Григорян (партия её сестры Хрисофемиды).

Согласно Софоклу и базовому мифу, Электра была одержима жаждой мести своей матери Клитемнестре и её любовнику Эгисту за убийство отца, Агамемнона. Спустя многие века маме и отчиму столь же одержимо мстил один датский юноша, но Электра тему открыла явно раньше. Да и отношения её с покойным папой были запутанными — нервная девушка много чего по этому поводу понавыдумывала.

Собственно, разбору Электриного душевного винегрета и посвящена была психоаналитическая опера. Она довольно компактная, одноактная. Многие считают, что как раз в силу эмоциональной напряжённости материала — два или три акта тамошних страстей публика не осилила бы.

Некоторой успокоительной дистанцией служит формат показа: новосибирцы увидят «Электру» в видеоверсии на экране кинотеатра «Победа». После показа пройдёт обсуждение со зрителями. Да, сюжет и тема к такому завершению вполне располагают.
поделитесь статьей