«Мороз и солнце».
Сибирский фьюжн из Португалии

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Антон Веселов

В Португалии вышел в свет дебютный альбом пианистки, композитора и режиссёра Светланы Бакушиной Sun and Frost.
Театр оперы и балета НОВАТ представил премьеру сезона - опера «Тоска» Пуччини
Обложка альбома "Sun and frost". Фото предоставлено Светланой Бакушиной
Помимо оригинальных композиций для сольного фортепиано, в альбом включены бонусные треки, записанные в сотрудничестве с музыкантами из Португалии, Бразилии, Нидерландов и США. Альбом можно послушать и скачать на стриминговых платформах, например Spotify или купить на компакте.

Светлана Бакушина родом из Новосибирска. После переезда в Португалию она открыла свою фортепианную студию, занималась рекламой и фотографией. Кроме того, автор альбома преуспела и в кинематографе. Саундтрек Бакушиной к короткометражному фильму «Её фотография» был участником Каннского кинофестиваля.

В качестве режиссёра Светлана сняла два документальных и два игровых короткометражных фильма (в последних она выступила также как актриса).
Театр оперы и балета НОВАТ представил премьеру сезона - опера «Тоска» Пуччини
Фото предоставлено Светланой Бакушиной
— География у альбома богатая, лакомая, а музыка посвящена Сибири. Это нерациональное чувство родины или можно как-то иначе объяснить?
— В первую очередь речь идёт о восторженном отношении к природе. Так случилось, что мой самый близкий контакт с природой был в Сибири: моё детство прошло в тайге, и это было прекрасно и незабываемо. Я провела первые годы жизни во временном поселении в тайге, рядом с Полярным кругом.

Меня окружали песни хантов и снежные бури, полярные сияния и дикие животные. Каждый трек рассказывает о завораживающих северных пейзажах, содержит голоса и ритмы бубнов, иллюстрируя волшебную атмосферу лесов и рек Сибири. Sun and Frost — образ изолированного детства среди гиперборейской действительности.

В юношеские годы мы месяцами бывали в студенческих походах, покоряли горы Алтая, наблюдали ночное небо, купались в ледяных горных речках.

А фотографию, использованную для оформления музыкального альбома, я сделала на Красноярских столбах. Моим первым учителем по фотографии в кружке Октябрьского дома пионеров был Сергей Викторович Юзенас, заслуженный путешественник России, который погиб в 2008 году во время путешествия по Забайкальскому краю.
— Сольное фортепиано — очень прихотливое искусство, нужна невероятно яркая программа или очень верная публика, чтобы завоевать популярность. Почему вы пошли таким сложным путём?
— Фортепианная музыка — только часть моей работы, в данный момент в сотрудничестве с моим мужем, музыкантом и продюсером, мы создали ряд синглов — это музыка народов мира в стиле фьюжн. В сотрудничестве с Майклом Занном из NEMUER — мрачного языческого эмбиент-фолк-проекта из Чехии мы создали фолк-рок сагу — «Нерассказанная сага» (Untold saga). В ней всё сразу: фэнтезийные чанты, монгольское горловое пение, ритмы викингов и звучание народных инструментов.

В португальской народной песне, записанной вместе с джазовыми музыкантами в стиле фьюжн, еще больше самых неожиданных элементов. Мы даже уложили в эту песню фрагменты музыки Стравинского из Петрушки! На барабанах в этом треке, кстати, играет мой муж.
Кроме этого, на моем YouTube я постоянно публикую музыкальные каверы, записанные с российскими друзьями. В них тоже не обходится без невероятных пируэтов. Скажем, «Пиратов Карибского моря» мы сняли на настоящем пиратском судне.
Еще один кавер — на Space Oddity Дэвида Боуи мы записали с тем же Саяном Андрияновым.
— Что из современной музыки и кино вам по душе, на что ориентируетесь? Как определяете свой стиль?
— Немного предыстории. В начале двухтысячных я работала на альтернативной радиостанции «Студия Энн», может быть, помните? Радио вещало рок, джаз, хеви-метал, классику и всё, что не попса :) Я вела эфир под псевдонимом Кристина Харди.

Очень хорошая музыка всех стилей звучала в моей голове круглосуточно, моими любимыми направлениями были арт-рок и прогрессивный метал, а вот джаз я полюбила намного позже. Также бесконечное вдохновение я черпаю из народной музыки.

Мой следующий альбом будет в стиле фьюжн. Смешаем фортепиано, бас-гитару, виолончель, тромбон, барабаны, вокал и народные инструменты разных народов, включая старинные — колесную лиру, флейту, арфу… Два трека в этом стиле стали бонусными в уже изданном альбоме.

Например, забойный трек «Бубен» с очень сложным ритмом (барабаны, бас, фортепиано).
И очень красивый (на мой слух) трек «Белая ночь» (вокал, виолончель, фортепиано), записанный вместе с Ольгой Орловской, оперной солисткой, исполнявшей в НГАТОиБ роль Катерины Измайловой в опере «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Хенрика Барановского. Я работала над видеоарт-инсталляциями на этом проекте, там мы с ней и познакомились. Сейчас Ольга живёт в США.
Какие проекты за плечами у режиссёра и композитора?
— В моей биографии написано так: музыкант, медиахудожник и кинорежиссёр. Я родилась в Новосибирске, окончила НОККиИ в 2001 году по классу фортепиано и Новосибирский государственный технический университет в 2006 году по специальности «кинооператор».

Мне повезло — я провела более сотни выставок в разных странах, мои цифровые работы находятся в собственности Новосибирского государственного художественного музея, Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля и в частных коллекциях.

Мой фильм «Окаймлённый горизонтом» был участником ХХХ Московского международного кинофестиваля. Я написала саундтрек для фильма, попавшего в официальный отбор Каннского кинофестиваля, — «Её фотография» новосибирского, а ныне московского режиссёра Марка Рассказова.

В сотрудничестве со своим мужем Карлосом Мартинсом я сняла около 300 рекламных роликов, в которых также принимала участие как актриса, показанных на телеканалах в разных странах, в том числе National Geographic Channel (США), Russia 1 Network (Россия), Sigma TV (Кипр), Correio da Manhã TV (Португалия), ABC Networks (США), Trans7 Network (Индонезия), Seven West Media (Австралия) и многих других.

Сотрудничала со многими театрами: Новосибирским государственным академическим театром оперы и балета, Российским государственным академическим драматическим театром имени Фёдора Волкова, театром-фестивалем «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге.

Работала с хореографом, актрисой, профессором Школы-студии МХАТ Аллой Сигаловой в качестве фотохудожника.

Долгие двадцать лет мы работали с польским театральным, оперным и кинорежиссёром Хенриком Барановским в операх «Жизнь с идиотом» А. Шнитке, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича; драмах «Буря» У. Шекспира, «Одиночество в сети» Я. Л. Вишневского. В них я занималась сценическими видеоарт-инсталляциями и постановкой театральных фильмов.

Есть и реализованные в Новосибирске проекты — например, в сотрудничестве с Саяном Андрияновым, доктором и лидером этнопроекта «Буготак», мы организовали два этнофестиваля «Тайга».
Театр оперы и балета НОВАТ представил премьеру сезона - опера «Тоска» Пуччини
Фото предоставлено Светланой Бакушиной
— Получается бывать на родине? Что музыкально, кинематографично и архитектурно здесь меняется?
— На фотографиях и в новостях я больше не узнаю ни людей, ни город — всё поменялось. Бываю в Новосибирске очень редко, к сожалению, но всегда рада видеть друзей в гостях, многие уже приезжали!
— В чём ваши собственные перемены — в связи с переездом, другой жизнью, пандемийным годом и выпуском первого альбома своих композиций?
— Выпуск альбома напрямую связан с годом, проведённым в изоляции, поскольку появилось время, которого так не хватало. Насчёт собственных перемен — работа над собой никогда не заканчивается, независимо от местонахождения.
Театр оперы и балета НОВАТ представил премьеру сезона - опера «Тоска» Пуччини
Фото предоставлено Светланой Бакушиной
поделитесь статьей