Гавана с Фиделем и без
Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Игорь Смольников

Выставка «О, Гавана! Транзит…» – это, пожалуй, одно из главных летних зрелищ от Новосибирского государственного художественного музея. И, бесспорно, «гвоздь» июля.
Марина Кабыш «Паула». Изображение предоставлено НГХМ
Слово «транзит» в имени выставки вполне весомо и многозначно. Она странствующая – в буквальном смысле трансконтинентальная. Участвуют в проекте сразу несколько макрорегиональных отделений Российской Академии художеств – уральское, сибирское и дальневосточное. И по России выставка едет и впрямь «от и до» – вплоть до Владивостока.

У нас она приземлилась райской птицей очень своевременно и органично: разгар лета для такого зрелище – самое то. Во-вторых, выставка еще и хронологически транзитная. Выражаясь научным языком – диахронная. Ибо более 160 её экспонатов – это практически вся советско-российская арт-рефлексия на тему Кубы. С конца 1950-х и по сию пору.
Изображение предоставлено НГХМ
Целый сонм художников – от классиков соцреализма до современных модернистов. Посвящена выставка 500-летию кубинской столицы. Да, Гавана – уже довольно пожилая дама. Но до сих пор очень яркая, несмотря на зримую усталость от тамошних «крепких хозяйственников».

Какая картина или скульптура из какой арт-эпохи – об этом легко догадаться даже, не читая таблички.

Пятидесятые-шестидесятые – это крепкий и страстный реализм пастельных и графитовых скетчей. Где почти нет собственно Гаваны, а есть множество ликов Фиделя и Че Гевары, много огнеглазых повстанцев, крепость Монкада (кубинская Бастилия), яхта «Гранма» (кубинская «Аврора». Ну да, яхта по имени «Бабушка», так тоже бывает).
Иван Сущенко «Родина или смерть! Мы победим!», 1962. Изображение: online-exhibitions.sovrhistory.ru
Семидесятые и восьмидесятые – уже более пристальное всматривание в подробности. Томная сиеста втекает в линии и краски. И Гавана уже предстает не только форпостом революции, но и пьяняще прекрасным городом.
Изображение предоставлено НГХМ
Девяностые и новое тысячелетие – новые грани этого любования. С 2002 году на Кубе работало несколько творческих десантов российских художников под руководством президента Бюро творческих экспедиций Владимира Николаевича Анисимова.
Изображение предоставлено НГХМ
Что уж таить, для тех, кто родился в эту пору, мохнатые кубинские вожди – просто эффектные дядьки с футболочных принтов. Кто там Че, а кто Фидель – миллениалы не очень различают. Впрочем, даже новейший художнический взгляд на Гавану глубже собственно туристского. Гигантский приморский город, полный архитектурных стилей, типажей и оттенков, новейшими арт-резидентами подан без предубеждений, идеологем, с сугубо эстетской влюбленностью.
Иван Сущенко, «Гавана», 1967. Изображение: online-exhibitions.sovrhistory.ru
Пышные лимузины 50-х, причудливые автобусы на базе авто-фур, кипящее формами латинское барокко и все оттенки архитектурного ветшания – художники любят Гавану за всё за это. Целиком и без исключений. Как гласит один толковый афоризм, «Настоящая любовь – она не за что-то, а несмотря на что-то».

У этой «любви вопреки» множество оттенков. Кисть и карандаш порой более цепки, чем самая технократичная «зеркалка». А в пору, когда встревоженный мир опять «даёт усадку», такое путешествие без выезда – еще и отличный антидепрессант.

Выставка экспонируется в Новосибирском государственном художественном музее по 1 августа 2021. Вход с ул. Свердлова
поделитесь статьей