Что смотреть: спектакли-номинанты театральной премии «Парадиз», драматический конкурс

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко

Новосибирская профессиональная театральная премия «Парадиз» — одна из старейших в стране, она основана Союзом театральных деятелей ещё в 1987 году, более 30 лет назад. В прошлом году из-за пандемии премия не проводилась, в этом «Парадиз» возвращается в реформированном и обновлённом виде — будут подведены итоги сразу двух театральных сезонов.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Официальный символ новосибирской театральной премии «Парадиз»-2021. Фото из официальной группы ВКонтакте
Премии будут вручены в 25 номинациях, но спектаклей-номинантов в афише премии при этом не больше, чем раньше, отбор более строг. Театры в этот раз сами не выдвигали спектакли на премию, как это было раньше, это делал экспертный совет, составленный из критиков и журналистов.

Показы музыкальных и детских спектаклей уже прошли, последний этап — драматический конкурс. Победителей в этом конкурсе определит профессиональное жюри, в которое вошли известный театровед и критик, преподаватель школы-студии МХАТ Павел Руднев, театральный критик Глеб Ситковский, критик из Томска Татьяна Веснина и журналистка новосибирской газеты «Ведомости» Наталья Дмитриева.

В драматическом конкурсе — семь спектаклей плюс три в новой номинации «Неформат». Впервые в этом году в программе будут представлены не только государственные театры, но и независимые коллективы.

Объявление победителей и награждение пройдут 29 ноября, но все спектакли — в афишах театров, можно посмотреть в любое время, если не получится в дни показов. Премия, к слову, открыла зрительское голосование — можно поддержать любимые театры и спектакли.
«Идиот»
(реж. Андрей Прикотенко)
23 ноября, 18:30, театр «Старый дом»
Спектакль по роману Фёдора Достоевского, чьё двухсотлетие как раз приходится на эти дни. Один из главных русских романов главный режиссёр «Старого дома» Андрей Прикотенко уложил в четыре часа и три акта, переписав классику на современный лад. Епанчин — представитель бизнес-элиты, сращенной с властью, Ганя — молодой карьерист, не представляющий свою жизнь вне системы, Аглая, юная бунтовщица в «золотой клетке», остро ненавидящая всё, что её окружает, выкрикивает текст песни IC3PEAK «Смерти больше нет». Мышкин — чужак, приехавший из загнивающей Европы.

Жгучая, актуальная вариация на темы Достоевского, излишне многословная и перенасыщенная культурными аллюзиями, от сегодняшних мемов до «Ну, погоди!» на экране, по любви к этому советскому мультфильму Мышкин опознаёт родственную душе в Настасье Филипповне.
Один из самых заметных российских спектаклей последних двух лет, участник десяти, не меньше, фестивалей, рекордные одиннадцать номинаций на «Золотую Маску», премия Тимофею Мамлину за роль Ипполита.
«Тайм-аут»
(реж. Пётр Шерешевский)
24 ноября, 18:30, театр «Красный факел»
Подзаголовок: фантазия по пьесе Марины Крапивиной про жизнь социального работника Людочки, как ласково называют её подопечные. «Заурядная тётка», — говорит ей дочь-студентка. Люде (блестящая роль Ирины Кривонос) чуть за 40, она социальный работник и мать-одиночка, она изо дня в день разносит продукты пенсионерам, а по вечерам переписывается в «Одноклассниках». Люда изо всех сил хочет быть счастливой, но вся её жизнь — затянувшийся тайм-аут, из которого попробуй вырвись.

Бытовую историю режиссёр Пётр Шерешевский превратил в «кино» о каждом из нас, в котором быт сплавлен с гротеском, чёрным юмором и сюром. Действие спектакля перенесено в пространство супермаркета, заставленного стеллажами с пустыми полками, крупные планы актёров, снятых тремя камерами, выводятся в режиме онлайн на большой экран — и зритель может уловить малейшие изменения в мимике, прочитывая не только настроение, но и потаённые мысли героев.

Живой оркестрик, исполняющий зонги о происходящем с Людой, добавляет абсурда истории, а пенсионерки, которых опекает героиня, становятся злыми божествами скандинавской мифологии. У спектакля семь номинаций на «Золотую Маску» — включая основные, за лучший спектакль большой формы, работу режиссёра, за лучшую женскую роль и за лучшую работу драматурга.
«Дело»
(реж. Дмитрий Егоров)
25 ноября, 18:30, театр «Красный факел»
Спектакль по пьесе Александра Сухово-Кобылина, горькая и страшноватая сатира на вечную российскую болезнь — взяточничество. Пьесе более чем 150 лет от роду, но актуальность она не потеряла — мздоимство в среде чиновников, кажется, стало с тех пор ещё более распространено.

«Дело» — вторая часть автобиографической трилогии драматурга, пьеса трижды запрещалась и вышла в России через 20 лет после написания. Дмитрий Егоров (это уже четвёртый его спектакль в «Красном факеле») совмещает «век минувший» с сегодняшним днём — фраки и сюртуки рядом с чиновничьим чатом не вызывают удивления.

Как и история мелкого помещика Муромцева, которому, чтобы прекратить тянущееся шестой год сфабрикованное дело против его дочки, предлагают дать взятку. Сумма неподъёмная, для этого надо продать буквально всё имущество. А когда Муромцев эту взятку даёт — его самого же обвиняют в преступлении, даче взятки должностному лицу.

В «Деле» отличные актёрские работы: Владимир Лемешонок поднимает роль ветерана-помещика до трагических высот, Константин Телегин играет крупного чиновника Варравина, плетущего интригу со взяткой, как сущего беса-лицедея, бездушного манипулятора и кукловода, лишённого любых человеческих чувств. Пугающе узнаваема пара следователей на авансцене, «шьющих» дело Расплюеву, — Александр и Павел Поляковы.
Современный, горький и даже безнадёжный спектакль.
Спектакль — в шорт-листе национальной премии «Золотая Маска», номинированы также Дмитрий Егоров за работу режиссёра, Владимир Лемешонок как исполнитель главной роли, Константин Телегин и Денис Ганин — за роли второго плана, отмечен и художник Фемистокл Атмадзас.
«Грибы»
(реж. Полина Кардымон)
25 ноября, 14:00, «Первый театр»
Пьеса Натальи Зайцевой «Pilze / По грибы» входила в шорт-лист фестиваля молодой драматургии «Любимовка» с подзаголовком «Худшая пьеса ever» и была отмечена как одно из самых интересных исследований хтонической сути российской действительности, переходящей в альтернативную реальность.

Приключения трёх персонажей, отправившихся в лес по грибы, оказываются смесью абсурда, научной фантастики, психоделического трипа, страшной русской сказки и мрачных алармистских пророчеств о конце человечества как неудачного проекта.

Режиссёр предлагает зрителям брать с собой гаджеты, набивать рюкзаки ассоциациями и персональным бэкграундом и отправиться в исследование «гик-вселенной», обещая немного базовой микологии, иронии, игры и сложных связей. И вопросы, например: откуда всё началось и где всё закончится? Каково место человечества в этом мире? Что останется после нас?
«Одна абсолютно счастливая деревня»
(реж. Алексей Крикливый)
26 ноября, 18:30, театр «Глобус»
В основе спектакля — повесть советского писателя и драматурга Бориса Вахтина, 20 лет назад прогремела постановка Театра Фоменко по этому материалу, её привозили, к слову, на Рождественский фестиваль в Новосибирск.

Спектакль «Глобуса» совершенно своеобычный, хотя история, естественно, та же, и разворачивается она в деревне, куда приходит война. Герои — девушка Полина и её молодой муж Михеев (отличная роль Александра Липовского), который, несмотря на их счастливую любовь, уходит добровольцем на фронт — и погибает, оказываясь на небесах, откуда комментирует происходящее на земле.

Спектакль — о силе и красоте любви, об абсурде и нелепости войны, о том, что жизнь преодолевает смерть и продолжается, несмотря ни на что.
«Хэппи энд»
(реж. Денис Казанцев)
27 ноября, 12:00, актёрское товарищество «Понедельник»,
на площадке «КаФе» театра « Красный факел»
Спектакль на двоих (Денис Казанцев и Дарья Емельянова) по рассказам Виктории Токаревой: живя в провинциальном городке, будучи замужем, имея ребёнка, в один прекрасный день главная героиня остро осознаёт, что поезд судьбы завёз её совершенно не туда, словно кто-то предательски перевёл стрелку на путях её жизни. Она верит, что ещё не поздно воплотить свои самые заветные мечты, но для этого необходимо забыть прошлое, принести в жертву настоящее и отправиться в неизвестное будущее.
«Марьино поле»
(реж. Павел Южаков)
27 ноября, 18:00, «Первый театр»
Спектакль по пьесе Олега Богаева о том, как три женщины, проводившие своих любимых на войну и прожившие всю жизнь в ожидании их возвращения, спустя 60 лет после Победы, захватив с собой корову, отправляются встречать мужей.

В спектакле мистические события сливаются с юмором небывальщины, на пути встречаются самые неожиданные персонажи, появление которых можно объяснить только фантастическими аномалиями: всё происходит в действительности или это духи-посланники Марьиного поля?
Оживающие скульптуры, возникающие из тумана истории военные, гротескные фашисты... И чудеса преображения молодых актрис в столетних старух — и обратно.
«Горе от ума»
(реж. Сергей Афанасьев)
28 ноября, 17:00, Новосибирский городской драматический театр С. Афанасьева
Современное прочтение хрестоматийной, знакомой наизусть со школы комедии в стихах. Как определяет критика, почти интимный разговор мэтра и начинающих артистов, уже всё понимающих отцов и ещё ничего не замечающих детей. Сопоставление века нынешнего с веком минувшим, шутливо обыгрываемое в репризах, подчёркивающих диковинную архаику и школьную прописку комедии.

Режиссёр-постановщик спектакля Сергей Афанасьев говорит: «Конечно же, о любви! Или о невозможности любви. Любовь — вот что движет героями пьесы! Но что происходит, когда разум преобладает над чувствами? Отчего любящие люди не могут достучаться друг до друга? Какие силы удерживают влюблённых от признания? Почему разум становится оковами для думающего человека? И как же, в конце концов, стать счастливым? Или это невозможно?»
«Коромысли. Глава 2»
(реж. Полина Кардымон)
28 ноября, 21:00, Лаборатория современного искусства (Мастерская Крикливого и Панькова)
Вторая часть аудиального перформанса — [сыра́ земля], в котором Полина Кардымон снова обращается к корням. Если в первой части была дистанция между нами сегодняшними и текстами песен наших предков, то во второй — попытка осмыслить опыт коллективности, вернуть человеку право на изначальные чувства, требующие длительного интенсивного проживания.

Четыре девушки исполняют старые русские обрядовые песни, сопровождавшие человека в процессе инициации (рождение, свадьба, смерть — три главных перехода). За их спинами — экран с титрами. Лаконичная, скупая по средствам выразительности работа, построенная на глубоком исследовании эмоционального опыта человека.
поделитесь статьей