Что смотреть: Топ-10 событий Рождественского фестиваля искусств

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Яна Колесинская

Начало декабря — особое время для Новосибирска. Это время самого долгоиграющего фестиваля — Рождественского, рождённого ещё в прошлом веке, в 1995 году.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Фото с сайта globus-nsk.ru
XIV Международный Рождественский фестиваль искусств под эгидой театра «Глобус» в рамках национального проекта «Культура» пройдёт на площадках города и области с 4 по 18 декабря 2021 года.
Искусство требует жить
Пандемия никуда не делась, но бороться с ней надо не только медикаментами и мерами гигиены. Иммунитет укрепляется благодаря положительным эмоциям, радости, веселью, новым впечатлениям, и всё это дает искусство. Основной идеей Рождественского фестиваля с самого начала было подарить встречи с подлинными образцами современного российского и зарубежного искусства. Насыщая себя позитивом, давая пищу интеллекту и душе, мы говорим вирусу «нет». Итак, берем куар-код — и вперёд!

Фестиваль-2021 включает театральную гастрольную программу; музыкальную гастрольную программу; новосибирский кейс; выставочную программу; программу в районах Новосибирской области. Отрадно, что в афишу вошли спектакли новосибирских театров — это доказательство их высокого уровня, не уступающего столичному. Но гастрольные проекты, если нет возможности выехать из города, можно увидеть только здесь и сейчас

Давайте выберем топ-10 главных событий гастрольной программы, пропустить которые нельзя ни в коем случае!
Театральная программа
«Месяц в деревне»
4 и 5 декабря, 17:00, театр «Глобус»
В деревне Гадюкино дожди
«Месяц в деревне» неоднократно и ставили в Новосибирске, и привозили из других городов. И каждый раз это была особенная история, чаще всего грустная. Режиссёр МХТ имени Чехова Егор Перегудов нашёл особенный ход, которого точно до него никто не делал — создал на сцене предельно реалистический мир, словно действие происходит не в помещении, а под открытым небом.

Он предлагает зрителям для просмотра своего спектакля одеваться теплее: лето в деревне выдалось холодное, а главной героине доктор предписал как можно больше находиться на свежем воздухе. Они почувствуют не только утренний озноб, но и тактильные ощущения от непрекращающегося дождя, запахи настоящего свежескошенного сена, а главное — городскую печаль чуждого природе человека. Произойдёт эффект полного погружения в мир деревни, где люди раз за разом выясняют отношения, но так и не могут разомкнуть рамки привычных понятий, чтобы достичь обычного человеческого счастья.

Как они нелепы, видит только доктор. Жаль, что они не видят этого сами.
Постановка «Месяц в деревне», режиссёр Егор Перегудов. Фото предоставлено организаторами Рождественского фестиваля искусств
«Амадей»
7 и 8 декабря, 19:00, концертный зал «Евразия»
Зависть против любви
Никто ещё не доказал, на самом ли деле Сальери отравил Моцарта, но этот миф даёт возможность сочинять философские истории, в которых идут споры с богом, а воинствующая серость побеждает беззащитный талант. Московский театр «У Никитских ворот» возвращает нас в двойное прошлое. Во-первых, в XVIII век, когда жил и творил великий австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, о чём написал пьесу Питер Шеффер. Во-вторых, в XX век, когда Марк Розовский впервые обратился к этой пьесе (в 1983 году). Роль Сальери более 30 лет играл Олег Табаков, много лет его партнёром был юный Сергей Безруков.

Марк Розовский решил возобновить спектакль с другими актёрами, но сохранить эстетику постановки 1980-х годов. Роль Сальери он поручил ведущему актёру театра «У Никитских ворот» Александру Масалову.
Гениальный Моцарт, которому чужды хорошие манеры, этикет, условности, предстаёт перед зрителями избалованным, испорченным мальчишкой, каким его видит ревнивый и завистливый Сальери.
С их первой встречи начинается беспощадная борьба. Это современный взгляд на вечный конфликт моцартианства и сальеризма, творца и ремесленника, любви и зависти.
Постановка «Амадей», режиссёр Марк Розовский. Фото предоставлено организаторами Рождественского фестиваля искусств
«Лес»
11 и 12 декабря, 17:00, театр «Глобус»
Любовь и деньги неразлучны
МХАТ имени Горького взял пьесу Островского стопятидесятилетней давности, чтобы доказать: любовь по-прежнему необходима, но недостижима.
Солидная дама из высшего общества богата, но одинока. Есть выход: взять альфонса, выйти за него, выдать неравный брак за программу благотворительности.
А если деньги закончатся, можно начать продавать лес, пока он не станет щепой, устилающей луга и холмы. Для этой цели предназначена гигантская лесопилка, выдающая на-гора очередной поток стружек, — зловещая метафора разрушения.

В мир относительного благополучия вторгаются гости извне. Побитый жизнью племянник со своим закадычным товарищем (Андрей Мерзликин и Григорий Сиятвинда) рушат идиллию, которой, в общем-то, не было. Режиссёр Виктор Крамер докопался до самых глубоких смыслов драматического произведения — через эксперимент и новаторскую форму он исследует важные нравственные вопросы, и вот уже классической пьесе русского драматического театра даётся второе дыхание.
Постановка «Лес», режиссёр Виктор Крамер. Фото предоставлено организаторами Рождественского фестиваля искусств
«Парфюмер»
14 и 15 декабря, 19:00, концертный зал «Евразия»
Власть и аромат
Продюсерский центр «Невский» представляет мономюзикл по роману Патрика Зюскинда. Всего три актёра покажут историю одного убийства и миллион запахов, которыми наполнено всё существование человечества. Эротика и любовь, смерть и отчаяние связаны с ними, а главное, животное желание с помощью идеального аромата править миром, не осознавая недолговечность этой власти.
Продюсерский центр «Невский» десять лет готовил проект «Парфюмер», ведя сложные переговоры с автором скандального романа.
16 июня 2021 года состоялась премьера, но Патрик Зюскинд разрешил сыграть всего пять спектаклей в Санкт-Петербурге на сцене «Театральной долины». Зато к Рождественскому фестивалю успели обкатать — о запрете гастролей в Сибири речь не шла.
Постановка «Парфюмер», режиссёр Людмила Никитина. Фото предоставлено организаторами Рождественского фестиваля искусств
«Дядя Ваня»
15 и 16 декабря, 19:00, театр «Глобус»
И снова про любовь
Уж сколько спектаклей было поставлено по нетленной чеховской пьесе, и столько же проектов осуществил неутомимый Сергей Безруков. Теперь он опять режиссёр и исполнитель главной роли своего ровесника — 47-летнего Войницкого. К 160-летию драматурга он предлагает зрителю исследование драмы человеческой души, лишённой взаимной любви. Главной темой спектакля становится поиск спасения, возможного только в любви.

«Мне кажется, я придумал оригинальное решение этой пьесы, и надеюсь, что она зазвучит по-новому. „Дядя Ваня" — это история о потере веры: в себя, в людей, в жизнь. Но есть и другой пласт, не менее важный для меня.
Здесь, как везде у Чехова, — „пять пудов любви", но это пуды любви неразделённой, несчастной, запретной, которая не спасает, а губит.
Нам важно поговорить об этом: о любви настоящей, которая спасает и даёт силы жить, — и о более низменном её аспекте, который приносит сиюминутное удовольствие, но оставляет за собой пустоту», — заявил Сергей Безруков.
Постановка «Дядя Ваня», режиссёр Сергей Безруков. Фото предоставлено организаторами Рождественского фестиваля искусств
Музыкальная программа
«Горан Брегович и его «Свадебно-похоронный оркестр»
8 декабря, 19:00, концертный зал имени Каца
Привет от Эмира Кустурицы
Горан Брегович — король балканских ритмов, основатель и руководитель Wedding and Funerals Band — «Свадебно-похоронного оркестра». Он знаменит своими саундтреками к 25 фильмам, среди которых ленты Эмира Кустурицы «Время цыган», «Аризонская мечта», «Андерграунд», Патриса Шеро «Королева Марго». Они напитаны всей палитрой балкано-цыганской музыки, в них душа этих народов, поющая звуками национальных инструментов, но авторские приёмы делают их оригинальными произведениями. Автор получал иски с обвинениями в плагиате цыганских и балканских мелодий, но именно он стал тем транслятором, открывателем этих национальных произведений для всего мира, а не только для европейского слушателя.
Фото предоставлено организаторами Рождественского фестиваля искусств
«Японские игры в аниме»
11 декабря, 18:00, концертный зал имени Каца
Сейлор Мун и все-все-все
Япония — это аниме, аниме — это музыка. Музыка для игр, анимационного кино и сериалов возведена в Японии в ранг высокого искусства, её пишут выдающиеся композиторы, она востребована в различных социальных группах. Сакико Матсуи, Мэгуми Огата, Амэ (Мария Бабанова-Лагерфельд) из Японии и Филармонический камерный оркестр покажут программу, основу которой составят самые популярные композиции: треки из аниме «Наруто», «Блич», «Клинок, рассекающий демонов», «Тёмный дворецкий», «Ван Пис», «Сейлор Мун», «Стальной алхимик».
Фото предоставлено организаторами Рождественского фестиваля искусств
«We will folk you»
12 декабря, концертный зал имени Каца
Фолк и рок едины
Виолончелист и дирижёр, классический и рок-исполнитель, композитор и аранжировщик Денис Шаповалов дал свой первый сольный концерт с оркестром в 11 лет и с тех пор выступает на крупнейших сценах мира и участвует в престижных международных фестивалях. Для Рождественского феста он придумал взрывную программу We will folk you, которую реализовал старейший коллектив Новосибирской государственной филармонии — Русский академический оркестр под управлением Владимира Гусева.

We will folk you состоит из мировых рок-хитов групп Queen, AC/DC, Nirvana, Pink Floyd, Deep Purple в переложении для оркестра русских народных инструментов с электровиолончелью и балалайкой-контрабасом. В необычном синтезе русских народных мотивов и рок-хитов смешались традиции и новаторство, фолк и рок.
Фото предоставлено организаторами Рождественского фестиваля искусств
«Тенора XXI века»
13 декабря, 19:00, концертный зал имени Каца
Королевские ноты
Особая красота тенора — его высокие, так называемые королевские ноты. Каждый настоящий тенор — яркая творческая индивидуальность, автор собственной исполнительской манеры, артист, не привыкший с кем-то делить сценическое пространство. Он всегда главный герой, и именно к нему должно быть приковано внимание.

Российскому музыканту и продюсеру Дмитрию Сибирцеву удалось собрать в одной арт-программе ведущих теноров престижных московских и европейских оперных театров — Государственного академического Большого театра России, Московского театра «Новая опера» им. Е. В. Колобова, Лейпцигской оперы (Германия).

В этот вечер прозвучат советские и зарубежные шлягеры, шедевры классики и мировые хиты: Далла, Рота, Модуньо, Бабаджанян, Зацепин. Каждый певец исполнит несколько сольных произведений. Но наступит момент, когда в нём проснётся дух коллективизма, и индивидуальный голос решит стать частью одного целого. На сцене одновременно появятся все солисты, каждый из которых — обладатель неповторимого тембра, своеобразной исполнительской манеры и темперамента.
Фото предоставлено организаторами Рождественского фестиваля искусств
«Испанские истории»
14 декабря, 19:00, концертный зал имени Каца
Испания + Сибирь
Знаменитый испанский баянист Горка Эрмоза — ещё и музыкант, композитор, педагог, писатель, издатель, лауреат международной музыкальной премии IMC-ЮНЕСКО. Широта его знаний, умений и интересов определяет характер программы, окрашенной экспрессией, оригинальностью музыкального языка, разнообразием исполнительских приёмов.

Каждое произведение связано с определённым событием в жизни автора или событием исторического масштаба. В каждом органично сочетаются черты фламенко и джаза, авангарда и современной классики.

Горка Эрмоза часто выступает вместе с испанским Национальным оркестром радио и телевидения, Государственным симфоническим оркестром, известными музыкантами из других стран, а на Рождественском фесте выступит со струнным квартетом Filarmonica.

Помимо «Испанских историй» — «Герника», «Неотанго», «Танцы Иберии», «Сказки гномов», — музыканты исполнят джазовые пьесы современного израильского композитора Юрия Поволоцкого в стиле Jewish Soul.
Фото предоставлено организаторами Рождественского фестиваля искусств
поделитесь статьей