Главные фильмы месяца: что смотреть в феврале?

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
«Голгофа»
(реж. Джон Майкл Макдонах, Великобритания, 2014)
Со 2 февраля
Кинопоиск 7.720 / IMDb 7.4
Иноекино
О фильме одним предложением
Философская драма о священнике, узнавшем на исповеди, что через неделю он будет убит.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Повторный прокат второго полнометражного фильма старшего из братьев Макдонахов. Младший, Мартин, более известен — и как драматург, и как кинорежиссёр, но и на счету старшего уже три фильма: первым была чёрная трагикомедия «Однажды в Ирландии», а третий, «Прощённые», вышел в прошлом году.

Братьев сближают любовь к чёрному юмору, поиск ответов на вечные, философские вопросы и стремление чуть ли не в каждом фильме снимать артиста Брендана Глисона, он для них стал чем-то вроде талисмана. В дебютной ленте он играл ирландского полицейского, в этой — ирландского католического священника, которому во время исповеди неизвестный прихожанин признаётся, что в детстве не раз подвергался сексуальному насилию со стороны священника, а теперь он, чтобы мир опомнился, в назидание погрязшему в грехах обществу хочет убить его, Джеймса.
Потому что потери плохого пастыря мир не заметит, а Джеймс — пастырь хороший. И даёт на завершение земных дел приговорённому одну неделю.
Эту неделю Джеймс посвятит налаживанию отношений и воссоединению с дочерью и улаживанию проблем своих прихожан, живущих в маленьком городке, а мы будем с нарастающим беспокойством и отчаянием следить за этим. Можно заранее догадаться, что хеппи-энда не будет, но эта набирающая по ходу трагические ноты лента не оставляет зрителя раздавленным несправедливостью и беспросветностью. Фильм — пример искусства гуманистического и в то же время религиозного, мы, возможно, давно отвыкли от такого.

Но в этом кино именно так, и серьёзные, жизненно важные вопросы задаются для того, чтобы мы хоть немного почувствовали себя в ответе друг за друга, ощутили значение этих вопросов и задумались, может быть, о смысле своей жизни. Кино в массе своей давно уже такими вопросами не задаётся и зрителю их не задаёт — Макдонах-старший один из немногих.
«Небо над Берлином»
(реж. Вим Вендерс, Германия (ФРГ), Франция, 1987)
Со 2 февраля
Кинопоиск 7.931 / IMDb 8.0
RWV Films
О фильме одним предложением
Философская драма о двух ангелах-хранителях в разделённом городе, один из которых влюбляется в циркачку и остаётся с ней.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Одна из лучших и уж точно самая известная из картин немецкого классика. Кажется, что она шла в последние годы перестройки в советских кинотеатрах — но память обманывает, показы были только в рамках фестивальных программ, а потом — уже на телеэкране. Так что фильм — впервые в отечественном прокате, всего через каких-то тридцать пять лет после выхода.

Чёрно-белая гамма Берлина, увиденная то с высоты полёта ангела, то с крыш, то с земли, снятая Анри Алеканом, классиком операторского искусства, на счету которого десятков восемь фильмов, в том числе и легендарная лента Жана Кокто «Красавица и чудовище», и «Мари из порта» Марселя Карне.
И в этом берлинском пейзаже бродят два невидимых ангела с лицами обыкновенных усталых горожан, в длинных пальто, с волосами, завязанными в хвостик, — слушают разговоры, читают мысли и пытаются помочь людям.
«Праведник»
(реж. Сергей Урсуляк, Россия, 2022)
С 14 февраля
Central Partnership
О фильме одним предложением
Военная драма о том, как из немецкого тыла советский офицер вывел более двухсот обречённых на гибель евреев.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Фильм основан на реальных событиях, и это не для красного словца. В августе 1942 года советский офицер Николай Кисёлев вместе с семью партизанами вывел из белорусского села Долгиново через линию фронта около 270 евреев. Отряд шёл несколько недель, дважды попадал в немецкие засады, не все смогли пройти полторы тысячи километров. Киселёв был представлен к званию Героя Советского Союза, но не получил награды, так как самолёт с документами был сбит.
В 2005 году израильский институт Яд ва-Шем присвоил ему звание Праведника народов мира, потомки спасённых и сейчас собираются в Тель-Авиве 5 июня каждый год, в день последней казни в Долгиновском гетто.
На счету Сергея Урсуляка, напомним, такие сериалы, как «Ненастье», «Тихий Дон», «Жизнь и судьба» и «Ликвидация», в ролях Александр Яценко, Сергей Маковецкий, Фёдор Добронравов, Евгений Ткачук.
«Молодость»
(реж. Дмитрий Давыдов, Россия (Якутия), 2022)
С 9 февраля
Кинопоиск 7.212
Про:взгляд
О фильме одним предложением
Трагикомедия про обаятельного сорокалетнего неудачника, вернувшегося в родное село из города в поисках утраченной молодости.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Феномен якутского кино, «новой якутской волны», не только обсуждают кинокритики, но заметили и зрители. Это кино уже вышло и на российский, и на международный уровень, получая призы на фестивалях. Минувшим летом «Победа» проводила фестиваль «Новое якутское кино», и залы во время показов не пустовали. Стоит напомнить, что Республика Саха, она же Якутия, занимает третье место в России по объему кинопроизводства после Москвы и Петербурга, там снимают до 20 фильмов в год, и только за последние десять лет выпущено около 100 картин. Хотя всё это начиналось в 1990-е годы с любительских камер.

Дмитрий Давыдов — один из главных героев этой «новой якутской волны», он снимает много, быстро и успешно. Например, «Пугало», заработавшее главный приз «Кинотавра», было снято всего за 11 дней с бюджетом 3,5 млн рублей, практически даром. В прошлом году вышел его «Нелегал», и вот новая лента — исследование загадочной якутской души, затерянной в снегах.

В пересказе может сложиться представление, предупреждают видевшие фильм, что на экране ничего интересного не происходит: вот Вася гоняется за мухой, вот встречается с бывшей одноклассницей и подбивает к ней клинья, вот собирается выпить с закадычным дружком детства.
Мытарства героя по-своему печальны, никому нет дела до великовозрастного остолопа, но фильм — не чернушное бытописательство.
«Снег, сестра и росомаха»
(реж. Роман Михайлов, Россия, 2022)
С 16 февраля
В Рейтинге
О фильме одним предложением
Мистическая мелодрама о том, как опер под прикрытием влюбляется в голос в телефонной трубке.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Всего второй фильм (первый — «Сказка для старых»), а вокруг режиссёра, определённо, складывается если не культ, то легенда. Успешный математик (доктор физико-математических наук, профессор Академии наук РФ), переставший заниматься наукой и взявшийся сначала за прозу («Все вместе поедем в Москву», «Равинагар», «Изнанка крысы»), а потом — за театр и кино. Его кинодебют, показанный в прошлом году, «Сказка для старых», он снял совместно с актёром Фёдором Лавровым («Проект «Анна Николаевна», «Карамора», «Обитель» и др.), оба сыграли в фильме главные роли. Картина была показана в рамках фестиваля «Дух огня», по словам Михайлова, это не то фольклорный квест, не то фантастическая притча, не то «эзотерический трактат или просто волшебная сказка».

В этот раз история такая: он — полицейский из заштатного провинциального городка под прикрытием, охотник на наркодилеров, она — пастор-харизматик, путешествующая по стране с проповедями, послушать её речи о Боге собираются представители маленьких религиозных общин-сект.
Однажды он набирает не тот номер и влюбляется в её голос. Ни он, ни она не могут положить трубку, будто какая-то неведомая сила тянет их друг к другу, а они не хотят этому противиться.
Видевшие пишут, что это самый романтический фильм февраля, пишут, что фильм Романа Михайлова — не просто пронзительная драма о людях, которых Бог оставил, и о тех, кто ещё верит в спасение души, но и история мистическая, в которой есть своё особенное, меланхоличное волшебство. Также пишут, что у режиссёра есть соответствующий личный опыт, жизнь секты он знает не понаслышке, в детстве посещал собрания евангелистов-пятидесятников, и потому секта в фильме — не ужасна и не разрушительна.
«Женя и Ваня на краю света»
(реж. Анна Каторина, Россия, 2022)
Спецпоказ 22 февраля, 19:00
Pioner Cinema
О фильме одним предложением
Документальная драма о паре метеорологов на краю света.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Женя и Ваня — метеорологи, живущие на северном полуострове Канин Нос, на пересечении Белого и Баренцева морей. Женя — начальник метеостанции, Ваня — младший метеоролог и помощник по хозяйству. Судно «Михаил Сомов» приходит раз в год, завозит продукты — и герои остаются одни до следующей весны.
Девять месяцев наедине друг с другом в снежной пустыне — для них это уже в седьмой раз. Кадры настоящего чередуются с архивными записями самих героев.
Эхо Московского международного фестиваля архивных фильмов
25 февраля — 1 марта
О фестивале развёрнуто (многобукв)
С 25 февраля по 1 марта в «Победе» Эхо II Московского международного фестиваля архивных фильмов — кинопрограмма по итогам проводящегося Госфильмофондом мероприятия, составленная из раритетов и обнаруженных в архивах лент.
Эти фильмы долгое время были доступны лишь кинозрителям столицы, в Новосибирске они будут представлены впервые.
Новосибирская программа состоит из забытых и недооценённых современниками фильмов, объединённых в два тематических блока. Один, «Белые одежды. Врач на экране», посвящён образу медика в советском кино, он подготовлен киноведом Евгением Марголитом; второй, «Третья из трёх (проблемные фильмы проблемной эпохи)», составлен легендарным киноведом Наумом Клейманом, это подборка фильмов, названных современниками «неудачными» или «ошибочными», несмотря на то что их сняли крупнейшие режиссёры эпохи. Марголит и Клейман будут предварять каждый сеанс вступительным словом в онлайн-формате.
«Генеральная линия» (реж. Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, СССР, 1929)
25 февраля, 16:30.
МиГ-15. Самолёты над Ельцовкой и «Миги» против «Сейбров»: о Евгении Пепеляеве – лучшем советском асе Холодной войны
Кадр из фильма «Генеральная линия». Фото: vpobede.ru
Агитационный фильм-эпопея о социалистическом переустройстве российской деревни.

Фильм открытия программы-фестиваля. Показ немого фильма пройдёт с цифрового носителя, музыкальное сопровождение лауреата международных конкурсов Антона Смирнова (фортепиано). Фильм представит по видеосвязи историк кино, киновед Наум Клейман. Сюжет традиционный для агитационного фильма: безлошадная крестьянка Марфа Лапкина вместе с участковым агрономом и бедняками организовывает в деревне молочную артель, коллективизации вредят местные кулаки, не все бедняки сознательны, но на помощь деревне приходят рабочие-шефы, которые помогают артели получить первый трактор. В финале десятки тракторов пашут артельную землю, за рулём одного из них — героиня.
В фильме режиссёр использовал инновационные методы монтажа, он утверждал, что это первая картина, смонтированная по принципу зрительного обертона.
Авторская редакция не вышла на экран, картина была перемонтирована по требованиям цензуры и в новой редакции под названием «Старое и новое» вышла на экраны в 1929 году. После выхода фильм был раскритикован в фельетоне Ильфа и Петрова «1001-я деревня».
«Простой случай» (реж. Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер, СССР, 1930)
25 февраля, 19:00.
МиГ-15. Самолёты над Ельцовкой и «Миги» против «Сейбров»: о Евгении Пепеляеве – лучшем советском асе Холодной войны
Кадр из фильма «Простой случай». Фото: vpobede.ru
История о том, как герой Гражданской войны уходит от верной жены, а потом возвращается.

Фильм был снят по мотивам фельетона Михаила Кольцова «Устарелая жена». Вот как о первом просмотре этого фильма вспоминал режиссёр Леонид Трауберг: «Сценарий был не совсем типичным для тех лет. Герой — командир Красной армии, женатый на весьма милой боевой подруге, — вдруг увлёкся какой-то пикантной дамой. Возникла семейная драма, расставание. Всем очень нравилось окончание сценария: «переживающий» муж и жена едут на извозчике по московской мостовой, молчат, о чём-то думают, и вдруг извозчик поворачивает к ним неизвестно почему улыбающееся лицо и говорит (надпись): «А вот и Мясницкая!»

В показанных мне кусках ни Мясницкой, ни извозчика, ни мужа, ни жены, ни — увы! — пикантной дамочки не было. Вообще никаких человеческих лиц. Только взрывающиеся розы и томительно падающие капли.
Пудовкин жадно следил за тем, как я принимаю материал, и, когда возник свет, заявил экспансивно: «Правда ведь изумительно!»
Музыкальное сопровождение (в записи) Ивана Гребенщикова (фортепиано), фильм представит по видеосвязи историк кино, киновед Наум Клейман.
«Одна» (реж. Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, СССР, 1931)
26 февраля, 17:15
МиГ-15. Самолёты над Ельцовкой и «Миги» против «Сейбров»: о Евгении Пепеляеве – лучшем советском асе Холодной войны
Кадр из фильма «Одна». Фото: vpobede.ru
Один из первых звуковых фильмов СССР.

Сюжет: учительница заканчивает педагогический техникум, собирается выйти замуж, мечтает о хорошей жизни, но её отправляют в село, на Алтай. Там она сначала чужда нуждам местных жителей, но потом становится защитницей бедноты от кулака и бюрократа — председателя сельсовета.
Кулаки бросают её замерзать в степи, но советская власть не бросает учительницу. Председателя сельсовета снимают с должности, а для спасения тяжело больной Кузьминой правительство присылает аэроплан.
Прощаясь, она обещает вернуться. Фильм сохранился без шестой части, первоначально был снят в немом варианте, а затем был озвучен. Одна из первых работ Дмитрия Шостаковича в кино.
«Изящная жизнь» (реж. Борис Юрцев, СССР, 1932)
26 февраля, 19:15
МиГ-15. Самолёты над Ельцовкой и «Миги» против «Сейбров»: о Евгении Пепеляеве – лучшем советском асе Холодной войны
Кадр из фильма «Изящная жизнь». Фото: vpobede.ru
Немая комедия об английском матросе, ставшем строителем ДнепроГЭСа.

Единственный сохранившийся фильм режиссёра, основателя советской бытовой комедии. Юрцев — ученик Сергея Эйзенштейна, играл Рыжего клоуна и мать Глумова в постановке учителя «На всякого мудреца довольно простоты», снимался у него в «Стачке». В середине 30-х был сослан на Колыму (донос) после неудачной шутки в адрес Ягоды. После освобождения в Ашхабаде снял в 1941 году свой последний фильм «Стебельков в небесах». Сюжет «Изящной жизни»: молодой английский матрос Фрэд Тодес черпает свои знания о жизни из бульварных романов, но, увлечённый мечтаниями, опаздывает на вахту и оказывается в толпе безработных.
После долгих мытарств он поступает матросом на советский пароход, оказывается в стране Советов и после приключений и недоразумений отправляется на ударную стройку…
Фильм получился частично звуковой, частично немой, снимали в Одессе, в роли матроса — юный Борис Тенин, много раз впоследствии сыгравший комиссара Мегрэ.
«Закон и долг» (реж. Котэ Марджанишвили, СССР, 1927)
27 февраля, 19:00
МиГ-15. Самолёты над Ельцовкой и «Миги» против «Сейбров»: о Евгении Пепеляеве – лучшем советском асе Холодной войны
Кадр из фильма «Закон и долг». Фото: vpobede.ru
Душераздирающая драма о столкновении страсти и долга.

Производство Госкинопрома Грузии, видный реформатор театра снял кино по мотивам новеллы Стефана Цвейга «Амок», в котором чувствуется неожиданная отрыжка эстетики Серебряного века. Врач-британец в одной из азиатских колоний империи лечит местное население, ища выход из депрессии в алкоголе и наркотиках.
К нему обращается жена богатого европейца, забеременевшая от любовника-туземца. Доктор требует, чтобы в благодарность женщина отдалась ему, она, оскорблённая, уходит. Врача мучают угрызения совести, он находит её, но поздно, она умирает после тайного аборта.
Муж умершей не верит фальшивому диагнозу и везёт тело жены на вскрытие в Европу, но давший обещание хранить тайну доктор сталкивает гроб в море и сам бросается в пучину. Музыкальное сопровождение показа (в записи) композитора, саунд-дизайнера Ксении Кручински, фильм представит по видеосвязи главный искусствовед Госфильмофонда Евгений Марголит.
«Право на женщину» (реж. Алексей Каплер, СССР, 1930)
28 февраля, 19:15
МиГ-15. Самолёты над Ельцовкой и «Миги» против «Сейбров»: о Евгении Пепеляеве – лучшем советском асе Холодной войны
Кадр из фильма «Генеральная линия». Фото: vpobede.ru
О праве женщины учиться и получить профессию любой ценой.

Показательный фильм о «новой женщине», один из двух фильмов, снятых Алексеем Каплером в качестве режиссёра. В прокат не вышел, картину объявили упаднической. Героиня фильма уходит от мужа, не разрешающего ей учиться, забирает с собой ребёнка и поступает в мединститут. Ребёнок заболевает и умирает, но даже это потрясение не в силах вернуть женщину к прежней жизни: она продолжает учёбу в институте и становится хирургом.
«Утренний обход» (реж. Аида Манасарова, СССР, 1979)
1 марта, 19:00
МиГ-15. Самолёты над Ельцовкой и «Миги» против «Сейбров»: о Евгении Пепеляеве – лучшем советском асе Холодной войны
Кадр из фильма «Генеральная линия». Фото: vpobede.ru
Несколько дней из жизни хирурга Льва Нечаева.

В главной роли — главный интеллигент советского кино Андрей Мягков, играющий трагедию обычного хорошего человека, помогающего другим и спасающего их, но растерявшего смысл своей жизни и превращающегося в циника — типичная фигура в кино эпохи брежневского застоя.
«Бешенство»
(реж. Дмитрий Дьяченко, Россия, 2021)
С 23 февраля
Кинокомпания ВОЛЬГА
О фильме одним предложением
Психологический триллер и мрачная притча о людских аддикциях.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Проблема отцов и детей не сходит с российского экрана в самых разных изводах. В этой картине бывший бизнесмен Игорь (Алексей Серебряков) скрывается в тайге с сыном Вовкой (Всеволод Володин), у него финансовые проблемы, у сына — ломка, поэтому герой решает отсидеться в алтайской глуши, где лечит сама природа. Пока он сурово воспитывает сына, им приходится столкнуться с вызовом посерьёзнее — нашествием больных бешенством волков…
Фильм, пишут, лишён нравоучительности и «упакован» в жанр захватывающего «мужского» экшен-триллера, на протяжении которого через борьбу с заражёнными животными люди наконец начинают борьбу со своими пороками. Без медведя, естественно, не обойдётся — тайга же.
«Чекаго»
(реж. Николай Рыбников, Россия, 2022)
С 23 февраля
Атмосфера Кино
О фильме одним предложением
Молодёжный криминальный триллер из Хакасии.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Первый за полвека полнометражный народный хит, снятый в Хакасии, собрал в Сибири уже 200 тысяч поклонников. Молодой выпускник ВГИКа взялся за историю друзей в провинциальном городке, который находится прямо на пути наркотрафика из Средней Азии в Сибирь. Решив поехать в Москву строить музыкальную карьеру, Никита хочет подзаработать, друг детства предлагает перевезти сумку с наркотиками…
Чекаго в фильме — это городок Черногорск неподалеку от Абакана, молодёжь действительно называет его Чекаго, режиссёр подчёркивает в интервью, что старался во всём быть точным и близким к реальности.
Последнее кино, снимавшееся в Хакасии, — «Хозяин тайги» с Высоцким. Что получилось у молодого режиссёра — смотрите сами.
«Марлоу»
(реж. Нил Джордан, США, Ирландия, Франция, 2022)
С 23 февраля
IMDb 5.8
Кинокомпания Парадиз
О фильме одним предложением
Очередное дело легендарного сыщика на склоне лет.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Филиппа Марлоу придумал почти сто лет назад Рэймонд Чандлер, он написал шесть законченных романов о расследованиях частного лос-анджелесского детектива, по мотивам которых было снято несколько фильмов и в золотую пору Голливуда, и потом. Сам Чандлер много работал для киностудий как сценарист (блестящий!), в снятых по его романам картинах самый известный Филипп Марлоу — Хэмфри Богарт из Big Sleep Говарда Хоукса, неожиданной была «деконструкция» Ричарда Олтмена «Долгое прощание» и ещё один Big Sleep в 70-е с пожилым Ричардом Митчумом. В 70-е стартовал целый марафон сериалов по мотивам чандлеровских романов и новелл, Марлоу вышел в тираж и стал едва ли не главным воплощением частного детектива в стиле нуар, архетипом, как Мегрэ или Холмс в своих жанрах. Естественно, была написана и куча книг-продолжений и подражаний. Одна из них — «Черноглазая блондинка» Бенджамина Блэка (псевдоним ирландского букеровского лауреата Джона Бэнвилла).
Вот её по дружбе (он дружит с Бэнвиллом) и решил экранизировать оскароносец Нил Джордан, подававший очень большие надежды на рубеже веков: «Жестокая игра» и «Завтрак на Плутоне» до сих пор в топе моих персональных рейтингов.
В фильме Марлоу должен отыскать пропавшего любовника некой гламурной девицы — дочки кинодивы. Марлоу играет Лиам Нисон, а кинодиву — Джессика Лэнг. Уже этого достаточно, чтобы бросить всё и броситься в кино. Поиски пропавшего жиголо, который то ли был сбит автомобилем возле модного клуба, то ли не был, приводят Марлоу в тёмный мир нарко- и сексторговли. Марлоу Нисона — громоздкий, меланхоличный пережиток прошлого, не столько циничный, сколько уставший от бесконечной коррупции и двуличия, с которыми он сталкивается. В «Марлоу» цитируют Кристофера Марлоу, елизаветинского поэта и драматурга, есть ссылка на Джеймса Джойса, но, естественно, основа визуальности фильма и его raison d'etre, главная причина существования, — это шляпы-федоры, сигареты, бокалы с виски и длинные ноги опасных блондинок.
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей