Четвёртая (и последняя, судя по всему) часть франшизы. За 22 года, прошедших после выхода первой «Матрицы», выросло поколение, в этой матрице родившихся и не знающих никакой другой действительности: братья Вачовски стали сестрами, кино- и не только технологии стали совершеннее, эффекты — визуальнее, а искусственный интеллект действительно грозит поработить человека.
Сегодня очевидно, что «Матрица» задала новые стандарты научной фантастики в кино, и в плане не только визуальности (в частности, эффект bullet time, остановка времени, стал использоваться налево и направо), но и философской наполненности — самый популярный философ современности, обожающий порассуждать о кино, Славой Жижек написал целую книгу на эту тему, где связал «Матрицу» чуть ли не со всеми основными вопросами, которые ставит перед собой человечество (Что я могу знать? Что мне делать? На что мне надеяться? Что реально? Что есть счастье? Что есть разум? Что есть свобода и свободны ли мы?), с мыслителями от Платона до Бодрийяра и от Маркса до Сартра, с основными разделами философии, включая метафизику, эпистемологию, этику, эстетику, философию сознания, философию религии и политическую философию.
Добавим, что кроме Книги книг, буддизма и всей мировой философии среди возможных источников вдохновения для создания фильма называют также гностицизм, киберпанк и хакерскую субкультуру, «Алису в Стране чудес» Кэрролла, книги Айзека Азимова и Артура Кларка, восточные боевики и аниме.
Кино, даже такое глубокое и неординарное в идейном плане, как «Матрица», между тем, не сводится к набору философем.