Главные фильмы месяца:

Tilda Publishing
что смотреть в марте?
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
«Нюрнберг»
(реж. Николай Лебедев, Россия, 2023)
Со 2 марта
НМГ Кинопрокат
О фильме одним предложением
История любви молодых советских людей на фоне международного суда над нацистскими военными преступниками.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Фильм был задуман и анонсирован ещё бывшим министром культуры РФ Владимиром Мединским лет пять назад — как ответ американцам, освоившим в кино тему Нюрнбергского процесса (фильм Стенли Крамера 1961 года). Съёмки отечественного проекта начались частично в Праге ещё до пандемии, которая сильно задержала выход фильма. Режиссёром стал Николай Лебедев, на счету которого несколько успешных блокбастеров: военная «Звезда» по повести Эдуарда Казакевича, спортивная «Легенда № 17», ремейк советского «Экипажа».
В основу «Нюрнберга» был положен роман Александра Звягинцева «На веки вечные», над сценарием поработал режиссёр, сильно переписав некоторые сюжетные линии.
Примечательна фигура писателя Звягинцева — он проработал всю жизнь в прокуратуре, сначала советской, потом — российской, и ушёл на пенсию с должности заместителя генерального прокурора, которую занимал в течение 16 лет. При этом Звягинцев — автор четырёх десятков книг, как художественных, так и документальных. Так, из-под его пера вышло две серии романов, герои которых — представители спецслужб: «Сармат», о легендарном майоре спецназа, и несколько книг о следователе Ледникове. В соавторстве Звягинцев выпустил серию книг об истории института прокуратуры в Российской империи и СССР, несколько биографических книг, в том числе о генпрокуроре Романе Руденко, с которым он был знаком, и серию работ о Нюрнбергском процессе, это одна из ключевых его тем, она в центре и нон-фикшен, и романов, и сценариев десятка телевизионных фильмов.
Сам Звягинцев признавался, что Нюрнбергский процесс волновал его с детства, первое его стихотворение, написанное в 12 лет, было об этом. Такая сфокусированность на теме объяснима — мать и сестра писателя были угнаны в Германию, дед погиб во время войны.
Из романа «На веки вечные» вырос не только сценарий фильма, но и пьеса «Нюрнбергский процесс», которая идёт в нескольких российских театрах — во МХАТе им. Горького, в Калининградской драме.

В фильме основой сюжета становится любовная линия — герой, военный разведчик Игорь Волгин, дошедший до Берлина, ищет следы своего брата-художника, с этой целью он добивается командировки в Нюрнберг, находящийся в американской зоне оккупации, и там встречает русскую девушку Лену, угнанную фашистами в Германию, а также присоединяется в качестве переводчика (он в совершенстве владеет немецким и английским) к команде советских юристов, готовящих процесс над высшими нацистскими преступниками. Заметим, что в пьесе интрига острее — там молодой переводчик влюбляется дочь белоэмигранта, выросшую на Западе…

В фильме героя, Игоря Волгина, играет молодой Сергей Кемпо, для которого это первая главная роль, до этого были только роли второго плана в фильмах Лебедева. Девушка Лена — Любовь Аксёнова («Майор Гром», «Салют 7», «Рассказы», сериал «Почка»). Начальник Волгина — Евгений Миронов, Романа Руденко играет Сергей Безруков, также в фильме заняты Алексей Бардуков, Игорь Петренко и ряд зарубежных актёров.

Отзывы о фильме неоднозначные. Государственная российская пресса фильм хвалит и всячески промоутирует, подчёркивая масштаб, актуальность и тематическую важность кино, выделяя участие в фильме как российских звёзд первой величины, так и молодых актёров («Сергей Кемпо — актёр очень талантливый и недооценённый в кино. "Нюрнберг" исправляет эту досадную оплошность: после фильма Кемпо сразу же выйдет на первый план»). Вот «Российская газета»: «Искренность — доверие — любовь — это, если говорить совсем уж просто, — формула, по которой сделана основная история фильма «Нюрнберг».

Мнение критиков, не связанных официальной позицией, не столь комплиментарно: «В мизансценах процедурала режиссёр полностью следует за документальной хроникой, но в целом о фильме «Нюрнберг» не скажешь, что он документален и правдив… Даже по-своему лирическая линия поисков брата-художника теряется в рваном монтаже… Странные обрезки в рапиде предваряют почти каждый эпизод о нелёгких хитросплетениях судеб героев и многочисленных шпионов, которые хотят подорвать устои как почившей фашистской Германии, так и вышедшего в авангард Советского Союза…» Кемпо, иронизируют критики, идеален для образа разведчика, так как запомнить его действительно непросто. Любовь Аксёнова — актриса интересная, талантливая, но в «Нюрнберге» ей совсем нечего играть.
В целом, делается вывод, это очередной образчик так любимого в России формата скроенного из сериала полного метра.
Говоря серьёзно, можно пожалеть, что действительно важнейшее событие, повлиявшее и на международную юриспруденцию (термины «геноцид», «преступления против мира» — оттуда), и на архитектуру послевоенного мира, и на моральную атмосферу восстанавливающейся и очищающейся Германии, в фильме дано фоном. Хотя сам процесс мог бы стать весомым поводом для глубокого кино. Важно, что в ходе Нюрнбергского процесса едва ли не самым убедительным свидетельством о преступлениях обвиняемых и нацистского режима стали документальные фильмы, показанные во время заседаний.
Их демонстрация, спрямляя юридическую сложность, предъявляла суду страшные неотменяемые факты: горы трупов, газовые камеры, печи крематориев, массовые расстрелы и казни.
Американский психолог Густав Гилберт, работавший на процессе с обвиняемыми, рассказывает в книге The Nuremberg Diary (по-русски — «Нюрнберг глазами психолога»), как увиденное повергло в шок и самих подсудимых. Бывшие нацистские министры и генерал-губернаторы плакали, сжимали кулаки и сидели, уставившись в пол. Люди, в чьи должностные обязанности входили организация, сопровождение, пропагандистская поддержка конвейера массовых истязаний и убийств, столкнувшись с ним лицом к лицу, переживали искреннее удивление, даже шок: «Как это было возможно?»

Может быть, именно это и могло бы стать зерном и сюжетом по-настоящему серьёзного фильма, осмысляющего прошлое. Хочется надеяться, когда-нибудь такое кино будет создано. В данном же случае получился вариант фильма если и не полностью пропагандистского (наш ответ американцам), то и не вполне художественного. Держали ли создатели фильма в памяти советский образец, роман Юрия Бондарева (а потом и фильм по книге) «Берег» о любви советского офицера и юной немки в переживающей крах конца войны Германии, — не знаем. Но роман советского писателя-фронтовика, без сомнения, художественно был гораздо убедительнее.
«Беспринципные в деревне»
(реж. Роман Прыгунов, Россия, 2023)
Со 2 марта
Атмосфера в кино
О фильме одним предложением
Полный метр, продолжающий три сезона сериала «Беспринципные» о похождениях высокопоставленных обитателей Патриков.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Сериал «Беспринципные» был вдохновлён литературно-театральным проектом Александра Цыпкина «БеспринЦыпные чтения», который он создал в конце 2015 года: чтение современной российской прозы известными актёрами и авторами. В чтениях, проходящих по городам и весям нашей необъятной родины, принимали участие главный редактор мужского журнала Maxim Александр Маленков, писатель Александр Снегирёв, актёры Константин Хабенский, Данила Козловский, Ингеборга Дапкунайте, Максим Виторган и другие селебрити. Итогом и стал сериал — и не только.

Буквально на днях премьера комедии по прозе Цыпкина состоялась в новосибирском театре «Красный факел». Сюжет «Беспринципных в деревне» — история о том, как генерал Пётр Александрович Хадяков решает отпраздновать своё 60-летие в настоящей русской деревне и приглашает на день рождения всех своих близких, которых ждут праздничное застолье, рыбалка и баня.
Однако в самый разгар праздника всё выходит из-под контроля, когда избалованная элита настраивает против себя местных жителей…
В ролях всё те же звёзды, что и в сериале: Николай Фоменко, Павел Деревянко, Оксана Акиньшина. Максим Виторган со товарищи.
«Здоровый человек»
(реж. Пётр Тодоровский, Россия, 2023)
Со 2 марта
Кинокомпания Каропрокат
О фильме одним предложением
Драма о кризисе среднего возраста и попытке начать другую жизнь.
О фильме развёрнуто (многобукв)
В портфолио режиссёра — сериал «Полёт», показанный на ТНТ, сценарий полного метра он написал сам. Сюжет: переживающий кризис среднего возраста спортивный комментатор Егор Тихонов, став случайным свидетелем чужой трагедии (однажды ночью, услышав крики во дворе, он спасает девушку от нападения какого-то невменяемого типа, но на следующий день тот её всё равно убивает, выбрасывает из окна), переосмысляет свою жизнь и неожиданно для всех начинает активную волонтёрскую деятельность: помогает больным раком детям и их матерям, участвует в поисково-спасательных экспедициях. Вскоре его увольняют с работы, а жена грозит разводом…
«Это история человека, который определённым образом ищет смысл жизни, наполненность. В какой-то момент он понял, что хочет помогать людям. И этот фильм о том, как его желание отражается на жизни его собственной и всей семьи», — говорил в одном из интервью режиссёр.
В роли Егора — Никита Ефремов («Хороший человек», «Общага», «Оффлайн»), его жена — Ирина Старшенбаум. Критик «Кинорепортёра» пишет, что картина уже тем безусловно ценна, что в ней можно увидеть, как Никита Ефремов танцует в костюме гигантского чебурека, — хотя контекст скорее мрачноватый. Ещё ценность фильма в том, что режиссёр попытался нащупать грань, отделяющую альтруизм от эгоизма, и ответить на ряд отсюда вытекающих этических вопросов — сложных, любопытных, но, скорее всего, заведомо не имеющих ответа.
«Детектор»
(реж. Костас Марсаан, Россия, 2022)
Со 2 марта
AVK'PRO
О фильме одним предложением
Мистический триллер о маленькой девочке, рисующей преступления серийного убийцы.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Сюжет вполне традиционный для такого рода жанрового кино: героиня Виктория — сотрудник полиции, она познакомилась со своим мужем на службе: на неё напал маньяк, а будущий супруг спас. Однако после перенесённой операции и травмы Виктория не может иметь детей, поэтому они решают взять ребёнка из детского дома… Так в семью попадает шестилетняя Даша, потерявшая родителей в страшном пожаре.
Поначалу всё идёт хорошо, пока приёмные родители, поселившиеся в загородном доме, не начинают обращать внимание на рисунки девочки: в каждом из них Виктория узнаёт жертв того самого убийцы, что напал на неё…
Она уверена, что маньяк всё ещё на свободе. Режиссёр — якутский постановщик Костас Марсаан, снявший фильмы «Иччи» (2020) и «Мой убийца» (2016).
«Живой»
(реж. Константин Селин, Россия, 2022)
Спецпоказ 2 марта, 19:00
Флаэртиана Flahertiana
О фильме одним предложением
Документальный фильм об очевидцах Великой Отечественной войны.
О фильме развёрнуто (многобукв)
История о жертвах Великой Отечественной войны без псевдопатриотического пафоса была показана на фестивале «ДОКер» в прошлом году. Главный герой — Дмитрий Поштаренко, художник, реквизитор, руководитель мастерской «Невский баталист», участник ООД «Поисковое движение России», организовавший группу копателей весьма специфического профиля. Вместе с товарищами Дмитрий ищет останки людей, погибших во время Великой Отечественной войны.

Поштаренко — не «чёрный копатель», его не интересуют ни образцы советского и немецкого оружия, ни поиск наград для последующей перепродажи, ему важна память — он и его единомышленники хотят сохранить то, что осталось, придать этому вес и значимость в физическом плане.
Вместе с командой герой выстраивает целую панораму, воссоздающую военные действия, — создаёт скульптуры из гипса, временные инсталляции.
Фильм, пишут российские критики, полностью оправдывает название — несмотря на смерть и разрушение, в кадре очень много жизни и, что ещё важнее, надежды.
«Принцесса балета»
(реж. Рамзи Бен Слиман, Франция, 2022)
Со 2 марта
IMDb 4.5
RWV Films
О фильме одним предложением
Комедийная драма о том, что каждая девочка может стать суперзвездой.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Одарённая 12-летняя чернокожая девочка Нинэ со способностями к классическому танцу мечтает поступить в балетную школу при парижской Опера Гарнье и стать «этуалью». Ей это удаётся, но очень скоро выясняется, что для достижения успеха нужны не только терпение, трудолюбие и талант. Юную танцовщицу невзлюбила директриса, а никто из девочек-одноклассниц не хочет с ней дружить.
Но Нинэ случайно раскрывает секрет, связывающий её с наставницей, которая в прошлом была выдающейся артисткой балета, и у девочки появляется шанс осуществить мечту и стать суперзвездой классического балета.
В России фильм выходит одновременно с Европой, хотя французские критики уже отписались (оценки различные). Вот, например, «Ле Монд»: «Чтобы разоблачить институциональный расизм, авторам пришлось выкрутить регуляторы до максимума — рискуя сделать карикатуру…» Да, главную заслугу кино французские СМИ видят в разоблачении системного, воспроизводимого из поколения в поколение расизма в Парижской опере. В главной роль — талантливая Уми Бруни-Гаррель, дочь Луи Гарреля и Валерии Бруни-Тедески.
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей