Главные фильмы месяца: что смотреть в ноябре?

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
Фестиваль польского кино в «Победе»
1 – 6 ноября
Universal Pictures Russia
О фестивале одним предложением
Пять современных польских фильмов — от драмы классика Кшиштофа Занусси до поэтичного авторского мультфильма и документальной мелодрамы о новом романе семидесятилетней героини.
О фестивале развёрнуто (многобукв)
«Победа» в десятый раз проводит фестиваль польского кино, в программе — пять фильмов, художественных, документальных, мультипликационных.

Польское кино — одно из самых сильных в Европе. Польская школа, кино моральной тревоги, масштабные исторические ленты — это всё о послевоенном кинематографе Польши. Достаточно вспомнить имена всемирно известных режиссёров: Роман Полански, Кшиштоф Кесьлёвский, Агнешка Холланд. Кшиштоф Занусси — из этого же ряда, живой классик. Фестиваль открывается 1 ноября его фильмом 2002 года «Дополнение», это вторая часть дилогии о медицине, вере, жизни и смерти, начатая лентой «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем». «Дополнение» — фильм о духовном кризисе, о поиске пути в жизни, герои — молодая пара, которой доктор Берг, герой «Жизни...», умирая, оставляет квартиру.

Занусси говорил, что о судьбе этих молодых людей его всё время пытали журналисты, и вот он решил снять такую картину...

В фильме Петра Домалевского «Как можно дальше отсюда» не слишком благонамеренная семнадцатилетняя героиня должна забрать прах отца из Ирландии, куда тот отправился на заработки и умер, по жанру это драма с элементами комедии (3 ноября после сеанса — онлайн-дискуссия с режиссёром).

«ЗОЖ» Магнуса фон Хорна — серьёзное и невесёлое рассуждение о спорте, несвободе, о мрачной изнанке фитнеса и культуры блогинга, о сдвигах в патриархальном обществе; героиня картины — звезда «Инстаграма» Сильвия, у которой 600 тысяч подписчиков.

Авторская анимационная лента Мариуша Вильчинского «Убей это и покинь город» — поэтическая фантазия, глоток свежего воздуха в потоке конвейерно-компьютерного производства мультфильмов.

Завершается фестиваль 6 ноября документальной лентой Малгожаты Голишевской и Каси Матеи «Уроки любви» — это история Йосы, в канун своего семидесятилетия решившей бросить обижавшего её всю жизнь мужа и уйти к новому возлюбленному — трогательный, нежный, оптимистичный фильм.

Кроме собственно кино, в программе фестиваля — лекция «О главном в польском кинематографе» и концерт джазовой группы Immortal Onion.
«Кошмар на улице Вязов»
(реж. Уэс Крэйвен, США, 1984)
С 27 октября
Кинопоиск 7.679 / IMDb 7.5
Иноекино
О фильме одним предложением
Первый фильм о Фредди Крюгере, убийце с пальцами-лезвиями из кошмарных снов, классика жанра хоррора.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Российский ре-релиз первой картины, положившей начало одной из самых успешных франшиз в жанре фильма ужасов, обросшей символами и ремейками.

Заслуга Уэса Крэвейна перед кинематографом не только в изобретении одного из самых запоминающихся и популярных маньяков в истории кино, но и в самой идее — маньяк в шляпе с ужасным обожжённым лицом и невероятно длинными руками является и убивает подростков во сне, но умирают они наяву.

Ну и фабульная структура слэшера сложилась в канон, кажется, именно на этом фильме: сначала группа подростков слишком развязно или не слишком прилично себя ведёт, потом появляется убийца, который начинает их крошить и нарезать ломтиками всеми возможными колюще-режущими предметами, в итоге последний оставшийся в живых персонаж (чаще всего девушка более-менее примерного поведения) сходится с убийцей в последней схватке и побеждает, правда, не до конца — зло неистребимо, его должно хватить на продолжение.

Пересмотреть фильм сегодня на большом экране в хорошем качестве очень поучительно — видно, что жанр хоррора и слэшера в частности не эволюционировал за пять десятков лет. Да, качественнее съёмки, эффекты зрелищнее, не так наивно играют подростков актёры, но в целом ничего принципиально нового не добавилось. Ленту 84-го года смотришь с ностальгической нежностью, отдавая должное изобретательности сюжета и тому, как ловко режиссёр смешал реальность с кошмаром и ни на минуту не ослабил напряжение до самого конца.

Ну а классический фонтан крови, бьющий из кровати юного Джонни Деппа (в «Кошмаре на улице Вязов» он сыграл свою самую первую роль) стал хрестоматийным кадром. А Уэс Крэвейн (до кино — преподаватель английской словесности, кстати, выросший в семье ревностных баптистов) после «Кошмара» сумел второй раз войти в ту же воду и снял «Крик», тоже не последнее среди ужастиков, не менее культовое кино.
«Агнец»
(реж. Вальдимар Йоханнссон, Исландия, Польша, Дания, 2021)
С 28 октября
IMDb 6.6
iVideos
О фильме одним предложением
Мрачная фольклорно-мистическая хоррор-драма, в которой пара бездетных фермеров усыновляет странное существо. Добром это не кончится.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Дебютный фильм исландского режиссёра, мрачная фольклорно-мистическая хоррор-драма, получившая приз программы «Особый взгляд» Каннского фестиваля этого года.

Немногословная лента с прекрасными и суровыми исландскими пейзажами, в окружении которых живут Мария и Ингвар, бездетная пара фермеров с котом, собакой и овечьей отарой. Жизнь трудна и монотонна, но однажды у одной овцы в стаде рождается не ягнёнок, не ребёнок, а, скорее, неведомая зверушка.

Само название намекает на религиозные коннотации, но что там на самом деле — уже знают посмотревшие, премьера в мире состоялась ещё в июле. Так вот, посмотревшие предупреждают, что любой спойлер ослабит впечатление от этой не то мрачной сказки, не то притчи, в которой есть, впрочем, гомеопатическая доля чёрного юмора и капля иронии.

После сеанса 28 октября в «Победе» можно будет обсудить фильм онлайн с режиссёром Вальдимаром Йоханнссоном.
«Дунай»
(реж. Любовь Мульменко, Россия, 2021)
30 октября
Kinoman
О фильме одним предложением
Мелодрама об интровертной москвичке, влюбившейся в молодого сербского жонглёра и переехавшей в Белград.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Режиссёрский дебют Любови Мульменко, более известной как сценаристка («Верность», недавняя лента «Разжимая кулаки», представленная от России на «Оскар», и другие фильмы, в основном про любовь). Мелодрама про интровертную, как гласят анонсы, девушку Надю (роль Надежды Лумповой): она едет в отпуск в Белград к экстравертным сербам и там встречает обаятельного парня, в которого влюбляется и решает бросить Москву.

Любовь, отношения, её лохматый избранник Неша свободен, беспечен и необязателен, он зарабатывает жонглированием на улицах, и удастся ли Наде, не знающей языка, сохранить любовь — вот в чём вопрос.
«Камень, ножницы, бумага»
(реж. Татьяна Лютаева, Россия, 2021)
С 28 октября
Melomankaz
О фильме одним предложением
Драма об актёрской профессии, о двух актрисах, матери и дочери, в которой роли играют родные мать и дочь.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Режиссёрский дебют актрисы Татьяны Лютаевой (актриса Вильнюсского русского драматического театра, снялась в бессчётном количестве российских сериалов). Фильм — об актёрской профессии, благословенной и проклятой.

Героини — мать и дочь, обе актрисы, у одной карьера идёт на спад, у другой — всё впереди. Дочь идёт учиться к педагогу — небритый и помятый Владимир Ильин говорит ей: «Засунь свою гордыню и забудь её, если хочешь заниматься этой профессией». В общем-то, если честно, в этом и есть суть актёрской профессии.

Мать играет сама Татьяна Лютаева, её дочь — Агния Дитковските, тоже сыгравшая во многих сериалах, родная дочь Татьяны Лютаевой.
«Ледяной демон»
(реж. Илья Капитонов, Россия, 2021)
C 28 октября
Central Partnership
О фильме одним предложением
Новый русский ужастик о мужчине, пролежавшем под снегом десять лет, которого находят, размораживают и оживляют, хотя совершенно напрасно.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Иван Капитонов как продюсер, специализирующийся на хорроре по фольклорным мотивам («Невеста», «Яга. Кошмар тёмного леса»), снял историю о человеке, много лет пролежавшем замороженным во льдах. Когда его находят и возвращают к жизни, он отправляется на поиски своей семьи, уже не ждавшей отца и мужа, и для родственников его появление превращается в кошмар — в размороженного вселилось что-то зловещее.
«Учёности плоды»
(реж. Игорь Угольников, Россия, 2021)
С 27 октября
SonyPicturesRU
О фильме одним предложением
Военная драма о музее Пушкина на Псковщине во время оккупации и романе любящей Пушкина немки и русского умельца.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Игорь Угольников больше известен как актёр и шоумен. История, которую рассказывает его фильм, на первый взгляд, совершенно неправдоподобна, несмотря на то, что основана на реальных событиях. Судите сами.

Действие происходит в селе Михайловском, в Пушкинских горах. Третий год оккупации, 1944 год. Пушкинский музей открыт. Главный герой фильма — Сергей, местный умелец и мастер на все руки, у него завязывается роман с фрау Марией Шиллер, профессором литературы, присланной из Германии для того, чтобы возглавить музей Пушкина и проводить там экскурсии для немецких солдат. Из Берлина приходит приказ вывезти из села все значимые исторические ценности. Партизаны и Сергей решают не допустить этого...

Как ни странно, но музей в самом деле был открыт при немцах, и они даже вернули туда часть экспонатов, разграбленных в начале войны. Нашли отражение и другие реальные факты — расстрел цыганского табора. Реальна и фигура Кузьмы Афанасьева, бывшего лесовода, в годы оккупации ставшего управляющим музеем и получившего потом 15 лет за коллаборационизм.

Фрау Марию Шиллер, влюблённую в Пушкина, играет Настасья Кербенген — у польской актрисы с австрийскими корнями, в совершенстве владеющей немецким, в этом фильме первая большая роль. Умелец Сергей — Сергей Безруков. Снялся и сам Игорь Угольников — в роли управляющего Афанасьева.

Фильм поругивают за излишнюю романтизацию, красивости, сентиментальность и слишком деликатное изображение ужасов войны, но признают, что кино заслуживает внимания. Вот, например, линия сына командира партизанского отряда Вани, который пришпиливает ножом к телам убитых фрицев пушкинские цитаты о свободе и человечности.
«Уроки испанского»
(реж. Натали Моралес, США, 2021)
C 29 октября
IMDb 7.2
CoolConnetions
О фильме одним предложением
Романтическая zoom-комедия, снятая во время локдауна, в котором онлайн-курсы испанского языка превращаются для героев во что-то большее.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Фильм с Марком Дюплассом и обаятельной Натали Моралес в главных ролях, снятый взаперти во время карантина. Герою Адаму его бойфренд дарит 100 онлайн-уроков испанского языка, преподавательница Кариньо живёт в Коста-Рике. Но бойфренд умирает буквально на следующий день, и уроки помогают Адаму справиться с горем.

Разделённые тысячами километров совершено разные и по социальному статусу (Адам богат, его обеспечивал его муж, Кариньо зарабатывает преподаванием языка и не столь обеспечена), и по привычкам люди в результате долгого общения и разговоров становятся — ожидаемо — друзьями. Фильм, пишут в один голос видевшие, подкупает искренностью и трепетными отношениями героев. И держится на старом добром фундаменте: блестящей игре и крепком остроумном сценарии. Показ в рамках фестиваля американского кино.
«Шоу ужасов Рокки Хоррора»
(реж. Джим Шэрман, Великобритания, США, 1975)
31 октября
Кинопоиск 7.777 / IMDb 7.4
Кино Трейлеры
О фильме одним предложением
Культовый киномюзикл, образчик китча, в котором смешаны пародия на фильмы ужасов и вульгарная квир-эстетика.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Пересматривать «Шоу ужасов Рокки Хоррора» сегодня, во времена чопорной политкорректности и новой этики, одно удовольствие: свадебное путешествие скучных, буржуазной закваски молодожёнов, попавших в пародийно-готический замок (картина «Американская готика» Гранта Вуда в фильме цитируется несколько раз) с сумасшедшим, экстравагантным хозяином — доктором-трансвеститом (или трансгендером?) Фрэнком-н-Фуртером (имя все пишут по-разному, здесь пусть будет так), выходящим к гостям в чулках, корсете, макияже и на каблуках, который оказывается пришельцем с планеты Транссексуалия, а на Земле, в своей лаборатории, он создает себе сексуального раба — привлекательного молодого блондина.

Собственно, весь фильм — одна безумная вечеринка с не менее экстравагантными гостями, песнями, танцами среди немыслимых квазинаучных аппаратов и прибамбасов. Торжество съехавшей с глузда фантазии и изменённого сознания, восхитительная дичь, очаровательная чушь.

Пишут, что фильм провалился после выхода в прокате и культовый статус обрёл неизвестным науке способом. Стиль этого кино можно называть и китчем, но продвинутые ценители предпочитают именовать кэмпом. Такого больше не делают.
«Вид с моста»
(реж. Иво ван Хове, Великобритания, 2015)
3 ноября
IMDb 6.6
TeathreHD
О фильме одним предложением
Драма из жизни итальянских иммигрантов в Америке в постановке Иво ван Хове, вырастающая до масштабов греческой трагедии.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Запись спектакля одного из ведущих европейских режиссёров Ива ван Хове по классической пьесе 1955 года Артура Миллера.

В пьесе история простой семьи итальянских иммигрантов, живущей неподалёку от Бруклинского моста: портовый грузчик Эдди Карбоне (Марк Стронг — «1917», «Рок-н-рольщик», «Опасная игра Слоун») с женой Беатрис и опекаемой ими племянницей Кэтрин (Фиби Фокс — сериалы «Чёрное зеркало», «Великая», «Пустая корона»), оставшейся сиротой и обучающейся стенографии. В Америку нелегально добираются родственники Беатрис, братья Марко и Родольфо, они находят приют в доме Эдди, и на беду, у Родольфо с Кэтрин случается любовь. Эдди же так опекает племянницу, что не может допустить даже мысли... Понятно, ничем хорошим не кончится.

Спектакль был поставлен в лондонском театре «Янг Вик» шесть лет назад, через два сезона его показали на Бродвее с оглушительным успехом и прокатили в гастрольном туре по Штатам.

Пятизвёздочные рецензии, аншлаги и три премии Лоуренса Оливье. Отзывы красноречивые: «Иво ван Хове переизобрёл Артура Миллера», «Обязательно смотреть» и т. п. Аскетичность сценографии, характерная для спектаклей этого режиссёра, здесь сведена вообще к минимализму — стеклянный подсвеченный снизу квадрат сцены, вокруг которого расположены зрители, напоминает одновременно и античный амфитеатр, и боксёрский ринг, и раскалённую сковородку, на которой сгорает от ревности герой Марка Стронга.
«Память»
(реж. Апичатпонг Вирасетакул, продукция девяти стран, 2021)
С 4 ноября
IMDb 7
Русский репортаж
О фильме одним предложением
Медленный, красивый и загадочный сновидческий фильм тайского режиссёра, в котором Тильда Суинтон путешествует по Колумбии в поисках источника только ей слышного звука.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Любимец европейских фестивалей и кумир синефилов-интеллектуалов, тайский режиссёр и видеохудожник снял свой первый фильм за пределами Таиланда и первый на английском языке. Фильмы Апичатпонга Вирасетакула «Тропическая болезнь» и «Благословенно ваш» в начале нулевых получали призы в Берлине и Венеции, а в 2010 году лента «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» была награждена «Золотой пальмовой ветвью» в Каннах, легитимизировав в мире моду на кино Юго-Восточной Азии.

Массовой любви, понятно, режиссёр не снискал, но в узких киноманских кругах его работы очень ценятся, к тому же он снимает и самый настоящий видеоарт, совсем немассовое искусство. Вот и про новый фильм, премьера которого состоялась в июле этого года на Каннском фестивале, отзывы восторженные.

Сюжет, как обычно у Апичатпонга Вирасетакула, значит меньше, чем воспоминания, размышления, сновидения и путешествия по тропическому лесу. С той разницей, что лес — латиноамериканская сельва, а героиню Джессику, англичанку, живущую в Колумбии, играет Тильда Суинтон. Во всём остальном это кино продолжает линию медленных, сомнамбулических фильмов тайского мастера с трудновыговариваемым именем (сам он предлагает звать его Джо). История в двух словах такова. Джессика живет в Медельине с мужем, выращивает орхидеи на продажу и навещает лежащую в больнице сестру. Однажды ночью она просыпается от странного, непонятного звука, который слышит, кажется, она одна. Весь следующий фильм — поиски источника этого звука, путешествие по Колумбии, встречи, разговоры, рассказы о сновидениях, воспоминания.
Кинообозреватель лондонской «Гардиан» пишет, что это красивый и загадочный фильм, неторопливое кино, которое замедляет сердцебиение и оставляет в сердце осадок счастья, напоминая услышанный в семнадцать лет «Белый альбом» и «Революцию» «Битлз».
Неслабое сравнение, согласитесь.

Режиссёр, пишут, очарован сновидениями, природой, временем, одиночеством и воспоминаниями, он использует всё те же долгие статичные кадры, медитативный ритм и интимность. Поклонники режиссёра хорошо знают, чего ожидать от этой картины, а всем остальным нужно будет сделать усилие, чтобы испытать этот мистический опыт погружения в медленное течение кино.
«Поговори с ней»
(реж. Педро Альмодовар, Испания, 2002)
Спецпоказ 7 ноября, в прокате с 11 ноября
Кинопоиск 7.757 / IMDb 7.9
Cameralabs
О фильме одним предложением
Шедевр Педро Альмодовара, в котором двое мужчин любят двух женщин в коме, но к жизни возвращается только одна, современная сказка о спящей царевне.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Повторный релиз одной из важнейших картин испанского кудесника, выходящий вслед за «Возвращением» и «Дурным воспитанием». Фильм, показанный в Каннах в 2002 году, собрал внушительный букет наград: «Оскар» за лучший сценарий, премию «Сезар» как лучший европейский фильм, всего не перечислить.

Картину почти сразу же стали величать шедевром — сочетание почти детективной интриги, мелодраматической чувственности и характерное для Альмодовара внимание к проблематике мужского-женского впечатляют со временем, кажется, ещё сильнее, чем сразу после выхода фильма.

История двух женщин, находящихся в коме, и двух любящих их мужчин рассказана нелинейно, со множеством повторов, флешбэков и флешфорвардов, позволяя внимательно рассмотреть и героев, и все обстоятельства дела.

История, которую рассказывает Альмодовар, не может не задеть за живое, в основу положен реальный случай: в Румынии сотрудник морга попытался заняться сексом с женщиной, в результате она пришла в себя. Альмодовар из этого криминального происшествия делает притчу, создает сентиментальную сказку о спящей царевне, насыщая её и мифологическими, и психоаналитическими, и социальными смыслами. «Поговори с ней» — это слова, с которыми один из героев, санитар Бениньо, влюбленный в погружённую в кому балерину Алисию, обращается к Марко — любовнику впавшей в кому Лидии, женщины-тореадора, пострадавшей на арене от рогов быка. И фильм, по большому счету, именно о коммуникации, о том, как она необходима между мужчинами и женщинами.

Фильм начинается и заканчивается фрагментами спектаклей Пины Бауш, в роли наставницы Алисии — Джеральдина Чаплин. Кроме всего этого, в ленте есть возмутительно-восхитительное вставное кино, которое санитар Бениньо пересказывает бесчувственной Алисии так, будто она может его слышать, — это стилизация под немые фильмы, в которой герой, уменьшившись до размеров мальчика-с-пальчик, начинает путешествие по её телу и в итоге проникает в её лоно, исчезая там с концом. Лучшей метафоры поглощения мужского начала женским и служения женщине вообразить трудно.
«Вечные»
(реж. Хлоя Чжао, Великобритания, США, 2021)
С 08 ноября
IMDb 6.2
Marvel Россия
О фильме одним предложением
Супергеройский комикс из киновселенной Marvel, в котором тайная раса суперлюдей должна спасти Землю от враждебного нашествия.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Очередной супергеройский комикс, 26-й фильм кинематографической вселенной Marvel. Картину по мотивам серии комиксов Джека Керби «Вечные» начали разрабатывать ещё три года назад, режиссёром стала Хлоя Чжао (недавнее кино «Земля кочевников», отмеченное «Оскаром»), в ролях кого только нет, от Анджелины Джоли и Сальмы Хаек до Кита Харингтона (Джон Сноу в «Игре престолов»).

Сюжет строится вокруг расы сверхлюдей, которые появились на свет семь миллионов лет назад в результате экспериментов могущественных целестиалов и с тех пор тайно живут на Земле. И вот им теперь предстоит защитить землян от захватчиков.

Мировая премьера «Вечных» состоялась 18 октября 2021 года в Лос-Анджелесе, фильм был показан на Римском кинофестивале в октябре этого года. В прокат выходит почти одновременно по всему миру, в России — с задержкой на четыре дня. Посмотревшие блокбастер критики расходятся во мнении — от эпитетов «щедрый» и «амбициозный» до «мешанина бессвязной чепухи».
«Страшные истории для рассказа незнакомцам»
(США, 2021)
С 03 ноября
IMDb 4.5
В Рейтинге
О фильме одним предложением
Альманах из пяти ужастиков, которые рассказывают начинающие авторы в маленьком городке, где эти сюжеты становятся реальностью.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Большой коллектив режиссёров снял ужастик о том, как группа писателей, специализирующихся на ужастиках, приезжает в небольшой американский городок Сугартон, чтобы поделиться своими историями, но затем обнаруживается, что эти рассказы становятся действительностью — в городок вернулся страшный серийный убийца.

В оригинале кино называется «Испугай нас», это антология из пяти рассказов, во всех есть элементы сверхъестественного и оккультизма (например, во второй новелле речь идёт о главе семейства — полицейском, который после расследования массового убийства одной семьи начинает себя вести очень странно), некоторые хвалят кино за эффекты и кровавости, но другие критики пишут, что всем рассказам, кроме одного, не хватает напряжения, чтобы как следует напугать и тем более держать в страхе зрителей.
«Музей Прадо: Коллекция чудес»
(реж. Валерия Паризи, Италия, 2019)
С 05 ноября
IMDb 7.1
NevafilmEmotion
О фильме одним предложением
Рассказ об истории и коллекции одного из самых знаменитых музеев классического искусства, с экскурсией от Джереми Айронса.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Рассказ об истории и коллекции мадридского Музея Прадо, одного из самых значимых европейских собраний классического искусства. В Прадо великолепные и наиболее полные коллекции работ Босха, Веласкеса, Гойи, Мурильо, Эль Греко, прекрасно представлено итальянское искусство Возрождения, отличное собрание французской живописи, потрясающие фламандцы. Многие работы приобретались ещё испанскими монархами начиная с XVI века, а у королей был вкус.

Музей был задуман графом Хосе Моньино-и-Редондо во время правления Карлоса III и спроектирован архитектором Хуаном де Вильянуэва, который также построил королевский ботанический сад и королевскую астрономическую обсерваторию. Музей Прадо расположен на старом лугу, отсюда и название (prado — «луг» по-испански). Монарх хотел построить там холм науки и искусства, вписав Мадрид в контекст эпохи Просвещения, — ему это удалось.

Фильм был снят к 200-летию музея и выпущен более чем в 60 странах. Уникальная возможность посетить недоступный на время пандемии один из самых посещаемых музеев мира (входит в двадцатку). Тем более что экскурсию по музею проводит Джереми Айронс.
«Мане: Жизнь на холсте HD»
(реж. Фил Грабски, Бен Хардинг, Великобритания, 2013)
06 ноября
IMDb 6.9
TheatreHD
О фильме одним предложением
Перенесённая на экран уникальная лондонская выставка портретов кисти Эдуарда Мане, впервые собранных вместе.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Второй фильм из обширной серии документалок о монографических выставках самых знаменитых мировых художниках. Кино — экскурсия по большой выставке Эдуарда Мане в лондонской Королевской академии искусств, на которую были собраны холсты художника из многих музеев мира. Уникальность выставки в том, что на ней были представлены исключительно портреты кисти Мане — как его возлюбленной и натурщицы Сюзанны Леенхоф, так и знаменитых современников, например, Эмиля Золя, Стефана Малларме.

Значение творчества Мане и его влияние на последующую живопись трудно переоценить, но чаще всего в фокус внимания попадали не портреты — про «Завтрак на траве» или скандальную «Олимпию» знают даже далёкие от искусства люди. В этом фильме мы можем оценить Мане-портретиста, попутно заглянув за кулисы выставки и узнав, как она готовилась.
«Спартак»
(Постановщик Юрий Григорович, Россия, 2021)
07 ноября
TheatreHD
О фильме одним предложением
Прямая трансляция из Большого театра знаменитого балета «Спартак» в постановке Юрия Григоровича, не сходящей со сцены полвека с лишним.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Сеанс вечером 7 ноября — прямая трансляция знаменитого балета из Большого театра. Легендарный балет Арама Хачатуряна по мотивам одноимённого романа о восстании римских рабов сначала поставили Леонид Якобсон и Игорь Моисеев, но поставленный Юрием Григоровичем в Большом театре в 1968 году принёс его создателям и артистам, танцевавшим главные партии, и небывалый успех у зрителей, и Ленинские премии. Григорович отодвинул на второй план картины римской жизни и сосредоточил внимание зрителя на судьбах и переживаниях главных героев, выдвинув в центр постановки мужские образы, сделав осью балета противостояние Спартака и Красса.

Хореография обеих партий, построенная на основе осовремененной классики, задала новые стандарты героического мужского танца. С тех пор эта версия много раз ставилась по всей стране — в том числе и на сцене новосибирского оперного, где она идёт и сегодня. А в Большом «Спартак» идёт шестой десяток лет и сходить со сцены не собирается. Спартака в спектакле будет танцевать Игорь Цвирко, Красса — Артемий Беляков.
Фестиваль «Новое британское кино»
11 – 14 ноября
О фестивале одним предложением
Четыре фильма и сборник анимации в программе фестиваля «Новое британское кино» — отличные комедии, хоррор-детектив по комиксу великого Алана Мура и новейшие английские мультфильмы.
О фестивале развёрнуто (многобукв)
Фестиваль «Новое британское кино» проводится в России с 1999 года, проект был инициирован Британским Советом (давно уже не работает в нашей стране), последние десять с лишним лет соорганизатором фестиваля выступает компания CoolConnections, проводящая различные кинособытия. Сейчас фестиваль «Новое британское кино» проходит при поддержке Отдела образования и культуры Посольства Великобритании. В этом году программа состоит из 16 фильмов, в «Победе» будут показаны пять, все — вышедшие в последние два года.

Откроет фестиваль криминальная ретрокомедия «Герцог» с великолепным дуэтом Джима Бродбента и Хелен Миррен, которых, уверен, представлять не надо. Это история о стариках-разбойниках: 1961 год, шестидесятилетний водитель такси крадет из Национальной галереи в Лондоне портрет герцога Веллингтона авторства Гойи, обещая вернуть шедевр, если правительство страны будет больше средств тратить на помощь пенсионерам и ветеранам. «Таймс» пишет, что это история эксцентричного оптимиста, которая учит важности человеческих отношений и воскрешает дух Фрэнка Капры, «Гардиан» называет восхитительной криминальной выходкой, зрители тоже в восторге. Фильм снят на основе реальной истории Кемптона Бантона, действительно укравшего портрет оного герцога из Национальной галереи и потребовавшего от правительства перечислить за возвращение 140 тысяч фунтов стерлингов на благотворительность.
Спойлер: Бантона посадили на три месяца только за невозвращённую раму.
«Дорогуша» — комедийная мелодрама, история семейного отдыха на море, во время которого героиня, юная Эйприл, знакомится с местной спасительницей Айлой — и всё, пропадает с головой. Критики называют этот фильм о подростковом самоопределении и принятии себя честным и смешным, на Rotten Tomatoes у него вообще стопроцентный рейтинг.

Жанр «Шоу» определяют как фэнтези и драму, но про него достаточно знать, что фильм снят по книге великого Алана Мура, классика английского комикса, по его книгам сняты «Лига выдающихся джентльменов», «V значит вендетта», сериал «Хранители». История чандлеровская: частный детектив Флетчер отправляется в маленький городок, чтобы найти розенкрейцеровский кулон... И попадает в сумеречный мир, населённый мёртвыми. Гнетущая паутина сказок и вымысла, насыщенный и остроумный фильм, по отзывам зрителей. Мур, к слову, сыграл в ленте одну из ролей.

Сборник британской анимации, 12 коротких фильмов в различных техниках на самые разные темы — от переосмысления сказочных сюжетов до остропроблемных историй.
О современных британских мультфильмах знатоки говорят, что это одно из самых интересных явлений в авторской анимации, а может, и вообще в кино.
В Англии создаются совершенно разные работы, это не школа, не направление — ни общей эстетики, ни общих тем. Там есть всё — от минималистичного рисунка до компьютерного кино, как и в сочетаниях игровых и анимационных техник. Во всяком случае, такую мультипликацию показывали на предыдущих фестивалях «Новое британское кино». Надо думать, и в этот раз будет что-то остросовременное. Кино даже не сегодняшнее, а завтрашнее.

Наконец, в завершение — комедия «Человек в шляпе», режиссёрский дебют английского композитора Стивена Уорбека («Оскар» за работу над «Влюблённым Шекспиром»), совместная работа с Джоном-Полом Дэвидсоном (режиссёром путевых заметок Стивена Фрая). Получился роуд-муви, в котором мало диалогов, но много музыки. Киран Хайндс («Игра престолов», «Нефть», «Мюнхен», «Гамлет: Камбербэтч») в главной роли человека в шляпе. В пустом ресторане он случайно становится свидетелем некоего преступления и быстро сбегает на Fiat 500, за ним следуют пять разъярённых мужчин на их Citroën Dyane. Но это не триллер, а живописная одиссея по французской глубинке, отпуск за рулём в Провансе, в котором погоня не мешает пообедать в симпатичном придорожном ресторанчике или послушать живой джазовый оркестр на городской площади, побеседовать со встречными чудаковатыми французами. В общем, очаровательная британская франкофильская фантазия.
«Вкус жизни»
(реж. Кристоффер Боэ, Швеция, Дания, 2021)
С 11 ноября
IMDb 6.7
CoolConnections
О фильме одним предложением
Гастродрама о высокой кухне и семейных отношениях, с ревностью, шантажом и любовью.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Фильм снял датчанин Кристоффер Боэ («Реконструкция», получившая «Золотую камеру» Каннского фестиваля как лучший дебютный фильм, одна из лент детективного киносериала «Мистериум»), сценарий вместе с ним писал Тобиас Линдхольм, сценарист «Охоты» и «Ещё по одной» Томаса Винтерберга.

История — о семейной паре, Карстене (Николай Костер-Вальдау — «Охотники за головами», «Игра престолов») и Мэгги (Катрин Розенталь — «Мост), открывших популярный ресторан высокий кухни Malus в Копенгагене и мечтающих получить звезду Мишлен. Но Карстену приходит анонимное письмо, в котором сообщается, что Мэгги ему неверна. И задача героя — не только получить вожделенный «знак качества» для ресторана, но и сохранить семью, вернув жену. Можно определить как гастродраму о семейных отношениях.

Оригинальное название, сохранённое в мировом прокате, — «Вкус голода». Естественно, российский прокатчик никогда не позволит себе такой оксюморон.
«Друг на продажу»
(реж. Александр Данилов, Россия, 2021)
С 11 ноября
Наше кино
О фильме одним предложением
Российская комедия о матримониальных отношениях и фейковом брачном агентстве — россиянки в погоне за фальшивым миллионером поневоле.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Герой по имени Иван (Антон Пампушный — «Балканский рубеж) расстался с девушкой и разочарован в жизни. Друг Гоша организовывает фиктивное брачное агентство и представляет в нём Ивана как миллионера из Москвы, за знакомство с которым кандидатки должны платить по пять тысяч. От желающих отбоя нет, в трейлере — бюсты различной наполненности, в том числе и искусственные, созданные специально для знакомства по брачному объявлению.

Больше о фильме не известно ничего, да, наверное, и не требуется. В трейлере также мелькает вид на город Новосибирск с куполом оперного. Где снимали остальной фильм, интернет умалчивает.
«Ряд 19»
(реж. Александр Бабаев, Россия, 2021)
С 11 ноября
Central Partnership
О фильме одним предложением
Российский триллер-хоррор, в котором действие происходит в полупустом летящем самолете: женщина теряет грань между кошмаром и реальностью.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Молодая женщина-врач Катя (Светлана Иванова — «Легенда № 17») вместе с шестилетней дочерью Дианой в страшную непогоду летит ночным рейсом. В полупустом самолете происходит необъяснимое — немногочисленные пассажиры мрут как мухи. Анонсы обещают леденящие кровь события. По трейлеру можно понять, что героиню мучает травма — в детстве она, похоже, пережила авиакатастрофу и встретилась с ужасной старухой, являющейся ей и сейчас, то ли в кошмаре, то ли наяву.

Ещё про кино известно, что для съёмок построили макет салона самолёта в натуральную величину, причём можно собрать модель современную, а можно — образца 1996 года. Наверное, для Голливуда и советских блокбастеров об этом и упоминать не стоило бы, а для современного российского кино — просто подвиг.
«Молоко птицы»
(реж. Евгений Марьян, Россия, 2021)
Спецпоказ 16 ноября
HD Трейлеры
О фильме одним предложением
Депрессивная драма о подростке, живущем в Приднестровье, в маленьком городке, где властвует криминал, и мечтающем уехать в Италию.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Показанный на «Кинотавтре» дебютный фильм молодого режиссёра, выросшего в Молдавии. Можно догадаться, что часть своего юношеского опыта он передоверил герою, шестнадцатилетнему Андриану, которому тесно в захолустном городке, где ему приходится выполнять мелкие поручения местного преступного босса: пользуясь тем, что дядя Андриана — начальник погранзаставы, он доставляет из Молдавии небольшие партии наркотиков. И главная мечта его — уехать, и не куда-нибудь, а в Италию.

Почему в Италию? В его классе учится девочка, несколько лет прожившая в Италии. Действие фильма происходит в Страстную неделю, юношу привлекает, как можно понять, мистическая сторона религии.
Когда он отказывается заниматься наркотрафиком, то вступает на свой крёстный путь — его будут и бить, и подвесят на строительный крюк за руки, и бросят в яму, присыпав землёй.
Из ямы он выберется как раз на Пасху — и это, хочется верить, станет для него воскресением во всех смыслах.

В «Победе» премьера на несколько дней раньше российского проката, после сеанса 16 ноября можно будет онлайн поговорить с режиссёром.
«Гоген»
(реж. Патриция Уитли, Великобритания, 2019)
13 ноября
#АртЛекторийВкино
О фильме одним предложением
Документальный фильм о выставке портретов великого постимпрессиониста, в котором чуть-чуть обсуждают его неподобающее поведение: жил с несовершеннолетними таитянками и рисовал их обнажёнными.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Фильм о выставке портретов кисти Гогена в Национальной галерее Лондона. Из художников Гоген — один из самых популярных героев и документалок, и художественных лент. Последний по времени байопик — фильм 2018 года с Венсаном Касселем в главной роли.

Английский документальный фильм — своего рода диптих, в первой часовой части — более или менее традиционная биографическая документальная лента, во второй — экскурсия по выставке портретов.

Режиссёр Патриция Уитли вела съёмки в Англии и Франции, на Таити и на Маркизских островах, куда, как мы знаем, Гоген сбежал из опротивевшей ему душной Европы и где написал свои главные полотна, повлиявшие на всю мировую живопись. В отзыве на фильм, правда, «Лос-Анджелес Тайм» жалуется, что вторая получасовая часть фильма больше похожа на тизер — подразнили, но не накормили, заменой настоящей экскурсии она не становится.

Также фильм практически не касается дискуссий последних лет в духе #MeToo, ведущихся вокруг фигуры Гогена и его творчества таитянского периода. В самом деле, художник и писал обнажённых несовершеннолетних таитянок, и жил с ними — а это, по сегодняшним меркам, может стоить остракизма и отмены любой выставки.

Кураторы лондонской экспозиции взглянули опасности в глаза — на афише выставки портрет Теха'аманы (или, в другом написании, Техуры), его тринадцатилетней любовницы. Более того, и вся выставка была приурочена ко второй годовщине движения #MeToo, и в программе значились дискуссии о «персональном деле» Гогена, на которых обсуждался вопрос:
«Можно ли по-прежнему любить картины художника, поведение и поступки которого мы осуждаем и не принимаем?»
Судя по всему, требований жечь холсты не звучало, хотя Гоген и пользовался вовсю сексуальной свободой, используя свое привилегированное положение белого человека. А арт-обозреватель газеты Financial Times сравнила его знаменитый автопортрет в шляпе, на котором на заднем фоне видна его картина «Дух мёртвых не дремлет» с лежащей обнажённой Техурой, с персонажем «Лолиты» Набокова Гумбертом Гумбертом.

В фильме, впрочем, эта тема центральной не становится. Что, возможно, и правильно — судить художников (особенно мёртвых) лучше по законам, им для себя признанным. Тем более что искусствоведы подозревают, что никакой Техуры (она же Теха'амана), может, и не было вовсе, а образ её — собирательный, на который повлияли воспоминания Гогена о своих разных любовных увлечениях.
«Проект Бетховен»
(хореограф Джон Ноймайер, Германия, 2019)
14 ноября
TheatreHD
О фильме одним предложением
Киноверсия балета, поставленного крупнейшим современным хореографом на музыку нескольких произведений Бетховена.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Джон Ноймайер — легендарный хореограф американского происхождения, уже почти полвека работающий в Германии. Сам начинавший как танцовщик, Ноймайер перебрался в Европу в начале 70-х годов, а в 1973 году возглавил Гамбургский балет, за последующие годы ставший одной из лучших трупп мира.

Балетмейстер, которому в этом году исполнилось 82 года, поставил такое количество выдающихся спектаклей, что любой сколь-либо уважающий ценитель классического балета просто обязан пойти смотреть «Проект Бетховен» на большом экране. Тем более что вряд ли труппа Ноймайера доберется когда-либо до Новосибирска (хотя в нашей стране она выступала несколько раз, начиная ещё со времен СССР).
«Последняя дуэль»
(реж. Ридли Скотт, США, Великобритания, 2021)
С 18 ноября
IMDb 7.7 / Кинопоиск 7.587
20th Century Studios Russia
О фильме одним предложением
Средневековый триллер мэтра Ридли Скотта: в нём рассказана история поединка, на который рыцарь вызвал друга, обесчестившего его жену.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Историческая драма сэра Ридли Скотта, в основу сценария легла книга американского специалиста по средневековой литературе Эрика Джагера.

История вкратце такова: 1386 год, Франция, правление Карла VI, Маргарита де Карруж заявляет, что была изнасилована лучшим другом её мужа — рыцарем Жаком Ле Гри. Муж, рыцарь Жан де Карруж, вызывает того на поединок. Ставки были крайне высоки — если проигрывает Жан де Каруж, то его жену сжигают на костре за клевету. Дуэль состоялась в присутствии короля, и это была последняя в истории Франции юридически санкционированная дуэль.

События, предшествующие дуэли, в фильме разделены на три главы, первые две из которых отражают точку зрения де Карружа и Ле Гри соответственно, а третья — Маргариты. Все видевшие единодушно вспоминают по этому поводу «Расёмон» Куросавы. Точка зрения оскорблённого и требующего отмщения мужа понятна. Ле Гри — куртуазный средневековый денди, отрицающий связь с Маргаритой, чтобы сохранить честь Прекрасной Дамы. Казалось бы, режиссёра во всей истории меньше всего интересует истина, но нет, оба рыцаря — рассказчики ненадёжные, а правда Маргариты, правда жертвы — вот окончательная истина, тут позиция режиссёра однозначна.
Мировая премьера фильма состоялась еще в начале сентября, критики уверяют, что из 21 фильма, снятого режиссёром в новом веке, этот — самый значительный.
Хотя и сделан в духе исторических блокбастеров — «Гладиатора», «Робин Гуда», «Царства небесного». Не жертвуя исторической достоверностью, кино, как пишут, удивительно современно практически во всех проявлениях. В общем, хор одобрения в унисон.

Режиссёру, напомним, вот-вот стукнет 84 года — а он снял один из своих лучших фильмов, хотя и «Бегущего по лезвию» с «Чужим» хватило бы для статуса классика. Не случайно на IMDb рейтинг фильма 7,7. Ну и кастинг впечатляет: Мэтт Дэймон, Адам Драйвер, Бен Аффлек в роли Пьера Д'Аленсона, покровителя Ле Гри, Джоди Комер (премия «Эмми» за роль в сериале «Убивая Еву»). Всего этого достаточно, чтобы бросить все дела и посмотреть средневековый триллер, смешанный с судебной драмой, на большом экране — батальные сцены, во всяком случае, сняты образцово.
Фестиваль итальянского кино RIFF
21 – 28 ноября
Кинотеатр ПОБЕДА
О фестивале одним предложением
Фестиваль итальянского кино, в программе — фильмы последних лет всех жанров: комедии, драмы, документальное кино, короткометражки и мультфильмы.
О фестивале развёрнуто (многобукв)
Фестиваль итальянского кино проходит в России в восьмой раз, сокращение образовано из Russia-Italia Film Festival, в этот раз кино будут показывать в 15 российских городах, Новосибирск — одна из трёх основных площадок.

В «Победе» будут крутить лучшие итальянские фильмы последних лет всех жанров — от кассовых фильмов — победителей мировых фестивалей и документальных работ об актуальных социальных проблемах до сборников короткометражек и дебютных картин молодых режиссёров.

Фестиваль соревновательный — программу оценивает профессиональное жюри, выбирая лучшие художественный, документальный и короткометражные фильмы, а также вручая спецпризы, за дебют, например. Все показы — на языке оригинала с русскими субтитрами.
«Из Италии на Восток» (реж. Антонио Пизу, 2020)
Ecodelcinema
Фильм открытия. Приключения итальянцев в Восточной Европе сразу после падения Берлинской стены — трое друзей отправляются на машине в путешествие, в Будапеште знакомятся с румыном-эмигрантом, который просит передать на родину, для своей семьи, чемоданчик.

Симпатичное роуд-муви о поездке совсем молодых людей по ещё советской Румынии, ещё с Чаушеску. Чемоданчик они то выбрасывают в страхе перед спецслужбами, то теряют, то находят, в итоге доставляют по назначению. В фильм вставлены видеокадры реального путешествия в Румынию прототипов фильма.

В оригинале кино называется «Восток — последняя минута диктатуры», премьера была в прошлом году в Венеции, после чего лента прокатилась по многим фестивалям. «Фильм, который нельзя пропустить тем, кто был молод в то время», — пишут критики, добавляя, что это всё же универсальная история.
«Мы — тысяча» (реж. Анита Ривароли, 2020)
Rockin' 1000
Документальная лента о том, как в 2015 году тысяча музыкантов со всей Италии собрались в городке Чезена, что между Римини и Равенной, чтобы вместе сыграть хит американской группы Foo Fighters (образована бывшим участником «Нирваны» Дэйвом Гролом) Learn to Fly и тем самым побудить музыкантов приехать с концертом в их маленький городок. Ролик собрал на YouTube больше 57 миллионов просмотров, это стало началом музыкального приключения, мирового тура Rockin' 1000.
«Она говорит со мной» (реж. Пупи Авати, 2021)
Кино Трейлеры
Новая лента 83-летнего режиссёра, в фильмографии которого несколько десятков работ. Кино, как пишут итальянские критики, остановленного времени, история любви, которая длится уже 65 лет и, возможно, будет вечной. История ностальгическая, трогательная, нежная — о любви к жене, которой не стало год назад, но любящий муж продолжает с ней разговаривать.
«Урок любви» (реж. Мауро Манчини, 2020)
NOTORIOUS Pictures
Драма о хирурге, еврее по национальности, который во время автоаварии мог спасти жизнь пострадавшему, но узнал, что тот по убеждениям фашист, — и не стал спасать. Через годы, терзаемый совестью, он находит семью погибшего — неонацистов.

В главной роли ветерана Алессандро Гассман, в оригинале фильм называется «Не возненавидь», это дебютная работа молодого режиссёра, показанная в Венеции и ещё на нескольких фестивалях. Критики пишут, что это честная работа, которая пытается ответить на жгучие, мучительные вопросы — надо ли отвечать ненавистью на ненависть, как разорвать эту бесконечную цепь вражды.
«Бесконечная весна» (реж. Элиза Аморузо, 2020)
bimdistribuzione
Режиссёр посвящает дебютный фильм своей семье, в основе — воспоминания детства. Конец 80-х, семья Нины вынуждена переехать в пригород из центра, мать ссорится с отцом, в католической школе единственная близкая душа — ровесница из Гвианы, которую удочерила итальянская семья. Между девушками устанавливается связь — которую Нина будет помнить всю жизнь. Страсть, подростковая сексуальность, тактично снятая телесная чувственность.

Критики пишут, что фильм наполнен воздухом и светом, визуально прозрачен, хотя тени и неподдельные страхи в нём угадываются. Но и упрекают за то, что кино не свободно от кинематографических клише. В оригинале в названии весна вовсе не бесконечная, к слову, а проклятая.
«Корабли идут ко дну» (реж. Стефано Кьянтини, 2021)
Wondernet Magazine
Драматичная история молодой матери, которая после смерти мужа остаётся с двумя детьми на руках. Тогда как она сама не вполне повзрослела — детей в школу вовремя не отводит, хозяйка из неё проблематичная. Ответственность меняет женщину — и фильм рассказывает об этих переменах, о том, как героиня справляется со своей неуправляемой природой, старается её обуздать и взять под контроль, найти силы, чтобы преодолеть пустоту после потери любимого человека.
«Французский вестник. Приложение к газете "Либерти. Канзас ивнинг сан"»
(реж. Уэс Андерсон, США, Германия, 2021)
С 18 ноября
IMDb 7.5 / Кинопоиск 7.783
Searchlight Pictures Russia
О фильме одним предложением
Очаровательное кино с заковыристым названием от американского кудесника, экранизация рубрик вымышленного канадского журнала, выходящего во Франции.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Новый фильм с заковыристым названием от американского кудесника, кумира и синефилов, и простых зрителей на протяжении двух с половиной десятилетий, начиная с Bottle Rocke и «Академии Рашмор». Фильм — своеобразный киноальманах по мотивам последнего номера фиктивного канзасского журнала, выходящего в вымышленном французском городке. Буквально экранизация рубрик: «Путешествия», «Культура». «Политика», «Некрологи» (в ней некролог только что умершему издателю).

Источником вдохновения Андерсону послужил культовый американский журнал The New Yorker (мечта российских интеллектуалов создать отечественный аналог всё никак не сбывается), он был с младых ногтей его страстным поклонником, некоторые персонажи и события позаимствованы, как пишут критики, из реальных статей в этом журнале.
Пёстрые по жанру, темам и манере (часть снята в ч/б) статьи-виньетки складываются в едкую и лукавую энциклопедию французской жизни (Андерсон сам живёт в Париже, материал знает).
В фильме просто созвездие артистов первого ряда, в любом эпизоде международные светила: Бенисио Дель Торо, Тильда Суинтон, Леа Сейду, Эдриан Броуди, Тимоти Шаламе, Матьё Амальрик и ещё с десяток других. Даже в эпизодах знаменитости — и Билл Мюррей, талисман Андерсона, в роли покойного издателя, и Уиллем Дефо, и другие звёзды. Снято кино в излюбленной режиссёрской эстетике — немного условно-картонной, слегка кукольно-сказочной. Что только добавляет фильму очарования и шарма.
«Медея»
(реж. Александр Зельдович, Россия, 2021)
С 18 ноября
HD Трейлеры
О фильме одним предложением
Современная вариация на тему античной трагедии, в которой женщина ради любви готова принести в жертву кого угодно.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Фильм в этом году получил на фестивале в Локарно приз молодёжного жюри с формулировкой «За эффектную современную версию трагедии Еврипида, не искажающую её поэтики. За эстетическую скрупулёзность режиссуры, чистоту и отточенность изображения, суровую красоту пейзажей, которые соответствуют трагическому величию оригинального текста».

В античной трагедии Медея убивает детей, чтобы отмстить бросившему её Язону, в фильме — собственного брата-силовика, чтобы бежать из заснеженной России в землю обетованную с любовником и детьми. Звучит подозрительно, но кто-то после показа на «Кинотавре» писал, что фильм — уровнем выше всей остальной конкурсной программы, и ничего рядом просто не стояло. Так ли это, стоит убедиться самому.

В ролях Тина Далакишвили и Евгений Цыганов, особенно хвалят Далакишвили. Режиссёру можно будет задать вопросы онлайн после сеанса 19 ноября в «Победе».
«Мертвец»
(реж. Джим Джармуш, США, 1995)
Спецпоказ 23 ноября
IMDb 7.6 / Кинопоиск 7.835
Movieclips Classic Trailers
О фильме одним предложением
Культовый фильм большого режиссёра, мистическое путешествие мёртвого Джонни Деппа по берёзовой заснеженной Америке.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Возможность снова посмотреть великое кино на большом экране. Двадцать пять лет спустя Джонни Депп, он же Уильям Блэйк, будет путешествовать в седле через всю Америку в сопровождении индейца и разить без промаха негодяев, желающих получить награду за его голову. Медленный мистический вестерн, загробный трип, предсмертное видение, в котором умирающий проживает альтернативную жизнь, перенасыщенный раствор философии, поэзии и музыки. Борхесовская по духу история, неисчерпаемый источник для киноведов и культурологов, да и просто очень хорошее кино.
Одна из лучших ролей Деппа, запомните его таким, а не Джеком Воробьём.
После показа 23 ноября состоится онлайн-обсуждение с главным редактором журнала «Сеанс» Василием Степановым.
«Мет: Борис Годунов»
(реж. Стивен Уодсворт, дирижёр Себастьян Вайгль, США, 2021)
Спецпоказ 21 ноября
TheatreHD
О фильме одним предложением
Шедевр Модеста Мусоргского на сцене Метрополитен-опера, традиционная костюмная постановка с Рене Папе в партии Бориса.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Свежая запись для большого экрана, для неё был взят спектакль 2010 года, который собирался ставить Питер Штайн, но из-за проблем с визовой службой великий немец тогда не приехал, и «Годунова» поставил Стивен Уодсворт с подобранными Штайном дизайнерами. Для новой постановки в ранней версии спектакля 1869 года были сделаны купюры в соответствии с партитурой, что, считают некоторые критики, повлияло на связность и убедительность. Другие же, напротив, подчёркивают, что в этой версии это почти камерная психологическая драма, абсолютно революционная по форме и сути. В премьерном спектакле 2010 года пел Рене Папе, через десять лет он в партии Бориса находит новые краски и эмоции.
Сегодня «Борис Годунов» воспринимается как опера о ненадёжном и коррумпированном лидере, пытающемся искупить свою вину, и она, пишут американцы, кажется актуальной как никогда.
Хотя постановка в плане декораций и костюмов традиционней некуда, никаких новаций.
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей