Главные фильмы недели: что смотреть в октябре?

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко
«Мать моего сына»
(реж. Илья Максимов, Россия, 2022)
С 29 сентября
В Рейтинге
О фильме одним предложением
Психологическая драма с креном в триллер-хоррор о тёмных сторонах усыновления.
О фильме развёрнуто (многобукв)
На счету режиссёра — несколько сериалов («Шаповалов», «Братья», несколько сезонов «Шпионских игр» с Игорем Косталевским), в треугольнике главных ролей — первоклассные актёры Евгений Ткачук («Тихий Дон», «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», «Казнь»), Дарья Жовнер («Доктор Лиза», «Медиатор», «Шторм») и Марьяна Спивак («Нелюбовь», «Эпидемия», «Цой»).

Анонс обещает такую диспозицию: Марк — военный телерепортёр, вернувшийся из Сирии, Кира — его жена, домохозяйка (её играет Дарья Жовнер). Два года назад у них умер пятилетний сын, они решают, по совету Кириного врача, усыновить кого-нибудь. В детдоме Кира не хочет выбирать из предложенных кандидатур, но сталкивается в коридоре с мальчиком лет семи — и сразу привязывается к нему.
Паре разрешают усыновление с одним условием: его мать Мария смертельно больна, и она просит приёмных родителей пожить в её роскошном загородном доме, чтобы мальчик к ним привык. Под одной крышей всё оказывается очень странно и подозрительно.
Фильм, пишут, начинается как фестивальная драма, но постепенно сворачивает на тропинку бытового хоррора: тревожащий саундтрек, тусклые тона, почти скандинавские пейзажи. Выделяют Дарью Жовнер, дебютировавшую в «Тесноте» Кантемира Балагова, здесь она, уверяют, тонко играет посттравматическое расстройство, развязка, обещают, неожиданная.

Режиссёр говорил в интервью, что лично для него этот фильм — про большую материнскую любовь и горечь потери, у каждого из трёх героев своя игра, цель и мотивация, никто не знает, куда приведет тонкая нить сюжета, что станет месседжем этой истории. И этим, говорит он, цепляет кино.

Продюсеры не скрывали, что главной их целью было создание психологического триллера — причём в лучших традициях мирового кино, создатели говорят, что вдохновение черпали из таких лент, как «Исчезнувшая», «Рука, качающая колыбель», «Девушка в поезде». Получилось ли — можно оценить самим.
«Французский мастер»
(реж. Юсуп Разыков Россия, 2021)
С 29 сентября
AVK'PRO
О фильме одним предложением
Психологическая драма о провинциальном массажисте и его пропадающих клиентках, притворяющаяся детективом.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Юсуп Разыков известен сериалами («Склифософский», «Второе зрение»), но такой известный критик, как Валерий Кичин, например, пишет, что недооценённый режиссёр в этот раз снял свой самый неожиданный и личный фильм, свою «Смерть в Венеции», если, оговаривается Кичин, «иметь в виду не событийную фабулу фильма Висконти, а его дух, внутреннюю мелодику, тончайшие вибрации человеческой памяти и трагичное стремление к недостижимому идеалу». Параллель — постоянно звучащий Малер.

Если же брать только сюжет, то мы имеем как есть детективный триллер. Элитный массажист становится главным подозреваемым в деле об исчезновении нескольких клиенток его салона. Все исчезнувшие — молодые девушки, стремящиеся выбраться из провинциальной глубинки в столицу, сделать карьеру моделей или просто стать дорогими содержанками. Согласимся, что ничего выдающегося в таком пересказе не обнаруживается. Но вот как о том же пишет критик:
«Мастер, принимая свою изысканную клиентуру, постоянно имеет дело с прекрасными формами, которые, как правило, содержат звонкую пустоту — красота оказывается неотрывной от сопутствующего ей уродства…
«История гражданской войны»
(реж. Дзига Вертов, СССР, 1922)
С 15 октября
Спецпоказ 14 октября, 19:00
IMDb 6.4
Каро Арт
О фильме одним предложением
Восстановленная версия считавшегося утерянным фильма великого советского кинодокументалиста.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Сто лет спустя на экраны выходит второй фильм одного из самых известных в мире деятелей документального кино — Дзиги Вертова. Со славой практика и теоретика документального кино может соперничать только американец Робер Флаэрти, но чьё влияние сильнее — ещё надо поглядеть. Дзига Вертов, например, придумал множество приёмов и техник, которыми пользуются документалисты всего мира, например, скрытую камеру и так называемый «киноглаз», а его фильм «Человек с киноаппаратом» многие считают величайшим документальным фильмом в истории. Не случайно же недавно ушедший от нас великий бунтарь и революционер Жан-Люк Годар назвал когда-то свою радикальную киногруппу «Дзига Вертов».

Монументальная «История гражданской войны», датируемая 1921 годом и составленная из хроникальных кадров, запечатлевшая не только события и факты эпохи, но и многих деятелей, считалась утраченной в бурях и неразберихе времени. Картина делалась по заказу, её должны были показать на Третьем конгрессе Коммунистического интернационала, к съезду планировалась большая кинопрограмма, участники смотрели фильмы в специально оборудованных залах, показывали в том числе и знаменитую «Нетерпимость» американского режиссёра Дэвида Уорка Гриффита.

Лента, в отличие от полнометражного дебюта Дзиги Вертова «Годовщина революции», как предполагается, существовала в единственном экземпляре, не тиражировалась, киноархивов ещё не существовало, с лентами обращались очень бесцеремонно — если для нового фильма требовался кадр с Лениным или Троцким, то кусочек легко могли вырезать хоть из позитива, хоть из негатива, сам Дзига Вертов так и делал, говорит историк кино Николай Изволов, восстановивший этот фильм буквально по кусочкам.
В начале 30-х годов Дзига Вертов писал, что ему нужно было найти какие-то фрагменты из «Истории гражданской войны», и он, автор, не смог этого сделать — фильм уже был разукомплектован и изрезан.
Николай Изволов, восстановивший первый фильм Вертова, подробно рассказывал, как шла двухлетняя работа: изучались письменные источники, по которым восстанавливалась последовательность эпизодов всех 13 частей фильма, как эти эпизоды разыскивались, идентифицировались, — например, один фрагмент нашёлся на сайте Австрийского музея кино. В итоге нашлось почти всё, в реконструкции не хватает, по словам Изволова, нескольких мелких эпизодов, составляющих около десятой части ленты.

Не праздный вопрос: чем этот фильм может быть интересен сегодняшнему зрителю? Кроме исторической важности взгляда на трагический период отечественной истории глазами современника, Николай Изволов отмечает, что фильм — не просто соединённые в одно целое хроникальные эпизоды, но и программный документ художника-авангардиста, осмысляющего и переосмысляющего действительность, это манифест, обращённый в будущее, это произведение человека, который сам ощущал себя не просто свидетелем великих событий, но и человеком будущего, человеком-киборгом, существом не только биологическим, но и механическим — Вертов писал, например: «Мои глаза вращаются как пропеллеры». Сегодня, возможно, этот пафос не настолько близок нам, но другую мысль, не столь явную, мы можем извлечь: войны рано или поздно кончаются, и нужно строить мирную жизнь.

Фильм был показан год назад на крупнейшем международном фестивале документального кино в Амстердаме с живым музыкальным сопровождением: играло американское трио Anvil Orchestra, специализирующееся на озвучивании лент немого кино. Зрители, писала пресса, могли поглядеть на молодого ухмыляющегося Нестора Махно, содрогнуться от ледяного взгляда адмирала Колчака, разглядеть залихватские усы Будённого, только что получившего из рук Калинина наградное знамя, увидеть молодого улыбающегося Кирова или сосредоточенного Орджоникидзе, принимающего парад… Сейчас всех их и многих других (не нашли только фрагмент с молодым Сталиным в Царицыне) могут увидеть и российские зрители.
«Сказка для старых»
(реж. Фёдор Лавров, Роман Михайлов, Россия, 2022)
С 13 октября
Кинокомпания ВОЛЬГА
О фильме одним предложением
Гибрид криминальной драмы и андерграундной притчи, российское независимое кино.
О фильме развёрнуто (многобукв)
«Карамора», «Полицейский с YouТюба» и многие сериалы) и писателя Романа Михайлова, лауреата премии Андрея Белого за роман «Дождись лета и посмотри, что будет» — премия, традиционно вручаемая авторам андерграунда и авангарда, состоит из бутылки водки, одного рубля и яблока, лауреатами становились многие выдающиеся писатели. «Сказка для старых» — притча, как её характеризуют авторы.

История такова: в трёх городах замечают бандита Мулю (Евгений Ткачук, настолько популярный, что представлять его, уверен, не требуется), которого похоронили три года назад, — хранитель бандитского «общака» сбежал с деньгами, был найден и убит, а деньги так и не отыскали. Криминальный авторитет Батя отправляет своих «сыновей» разобраться: старшего — в Ростов, среднего — в Новосибирск, младшего — в Санкт-Петербург.

Фёдор Лавров рассказывал, что познакомился с Романом, когда репетировал спектакль «Сказка про последнего ангела», который Андрей Могучий по тексту Михайлова ставил в Театре Наций («Золотая Маска» прошлого года).
Свой фильм режиссёр определяет как метафизический реализм и как фильм-притчу о глобальном доверии. По словам Романа Михайлова, хотя жанр фильма иногда обозначают как криминальную драму, скорее это «эзотерический трактат или просто волшебная сказка».
Подробностей сюжета никто не выдаёт, известно лишь, что в картине снялись люди, очень известные в среде неофициального искусства, например, Гаркуша и Пахом. А соавторы уже успели снять следующий фильм под названием «Снег, сестра и росомаха» и взялись за третий.
«Вихрь»
(реж. Гаспар Ноэ, Бельгия, Монако, Франция, 2021)
13 октября
Кинопоиск 7.130 / IMDb 7.5
Киноафиша Майка Вайновски для единомышленников
О фильме одним предложением
История пожилой пары, пытающейся бороться с подступающей деменцией.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Самый умеренный, самый проникновенный фильм французского режиссёра, прославившегося жестокой «Необратимостью», а в других фильмах стирающего грань между артхаусом и софт-порно. Премьера прошла в прошлом году в конкурсе Каннского фестиваля, и ещё до начала фильма Гаспар Ноэ и исполнители главных ролей Дарио Ардженто (великий итальянский актер и режиссёр многочисленных джалло) и Франсуаза Лебрен («Мамочка и шлюха», «Скафандр и бабочка» и множество других культовых фильмов) были удостоены стоячей овации. Они играют пару, которая живёт вместе в маленькой парижской квартирке, хаотично заваленной бесчисленными книгами и бумагами.
Очевидно, он — кинорежиссёр или, может быть, писатель, работающий над книгой о кино и снах под названием «Психея»; она — психиатр на пенсии. У них есть сын Стефан (Алекс Лутц), который сам является отцом маленького мальчика и обременён проблемами с наркотиками, деньгами и семейными заботами.
Фильм начинается видеоклипом Франсуазы Арди, исполняющей шансон 60-х Mon Amie la Rose о смертности цветов, затем Ардженто и Лебрен наслаждаются скромной трапезой на своей тесной террасе: это последние сознательные мгновения героини Лебрен, зритель узнаёт, что несколько лет назад она перенесла инсульт и впадает в деменцию…

Критики фильм ценят очень высоко, зрительский рейтинг также высок (кино вышло в мировой прокат год назад). Сайт Роджера Эберта пишет, что это трогательный и увлекательный фильм. «Синефил» считает его диаметрально противоположным прочим фильмам Ноэ и видит, как тот развивается.

Питер Бредшоу в «Гардиан» замечает, что здесь нет порнографического и психоделического сияния ранних фильмов Ноэ и что в этой ленте смерть — настоящий вихрь: тёмный фокус, чьё гравитационное притяжение становится всё сильнее, и о нём с каждым годом всё труднее не думать.
«Умереть за доллар»
(реж. Уолтер Хилл, Канада, США, 2022)
с 13 октября
Кинопоиск 5.078 / IMDb 7.1
В Рейтинге
О фильме одним предложением
Вестерн от заслуженного работника Голливуда с блестящими актёрами.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Уолтер Хилл знаменит в первую очередь своими боевиками: от «48 часов» и «Красной жары» до «Героя-одиночки», вестерны он тоже снимал, но не столь успешно. В названии его нового фильма отзывается культовая трилогия спагетти-вестернов Серджио Леоне, но не факт, что эта лента, даже с такими большими актёрами, как Кристоф Вальц и Уиллем Дефо, добьется такого же успеха.
История такова. В 1897 году в Нью-Мексико охотник за головами нанят, чтобы найти прогрессивную жену бизнесмена, которую, как утверждает муж, держат в Мексике и требуют за неё выкуп. Но выясняется, что она сама сбежала от жестокого мужа…
Попутно охотник за головами вынужден противостоять своему заклятому врагу, профессиональному игроку и преступнику, которого он отправил в тюрьму много лет назад.

Фильм вышел в прокат меньше месяца назад, рейтинги посредственные, а критики с сожалением пишут, что с таким кастингом кино достойно куда большего. Дескать, видали мы вестерны и гораздо хуже.
«Globe: Король Лир»
(реж. Нэнси Меклер, Великобритания, 2017)
Cпецпоказ 16 октября, 15:00
IMDb 7.2
TheatreHD
О постановке одним предложением
Взгляд на знаменитую трагедию Шекспира с точки зрения бездомных и обездоленных.
О постановке развёрнуто (многобукв)
В постановке «Глобуса», гордо несущего имя «Дома Шекспира», редко бывают инновации. «Король Лир» — именно такой редчайший случай, к участию в спектакле привлечены члены проекта Cardboard Citizens, что лучше всего перевести как «Граждане картонных коробок», имея в виду, что картонные коробки остаются многие годы самым популярным жилищем бездомных и обездоленных.

Организация Cardboard Citizens, существующая с середины 90-х, занимается тем, что привлекает «бомжей и нищебродов» (прошу прощения, пытаюсь воспроизвести высокомерный взгляд российской элиты) для участия в театральных постановках, организует актёрские курсы и рассматривает искусство в первую очередь как социальный инструмент. «Король Лир» — отчасти такой случай, в начале спектакля на сцене рассаживается группа бездомных и бедняков с баулами и чемоданами, грязные, сгорбленные, одетые в толстовки или анораки.
Правда, Майкл Биллингтон, известный театральный критик «Гардиан», язвит, что дальше этого в постановке дело не идёт, и в самом спектакле единственным персонажем с социального дня является шут, что как-то маловато для густонаселённого спектакля.
Лир, пишет критик, с белой бородой и короткой стрижкой, похож на Эрнеста Хемингуэя, он представляет грубого патриарха, не заботящегося о семейных отношениях, но впечатления, что король собрался в бродяжные скитания, всё равно не возникло.

После сеанса 16 октября в «Победе» состоится обсуждение постановки, которое проведёт Мария Кожина, театровед, театральный критик, преподаватель истории русского театра в НГТИ, эксперт театральных и драматургических фестивалей.
Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».
поделитесь статьей