Что смотреть: фестиваль актуального театра «ХАОС»

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко

Организатор фестиваля — новосибирский театр «Старый дом», ставший основной площадкой смотра. В программе самые разные, на все вкусы, спектакли, представляющие пейзаж современного театра. Фестиваль открылся 22 октября, билеты на большинство показов, скорее всего, уже распроданы, но тем, кто хочет посмотреть, что сегодня в российском театре, так сказать, на острие, можно попытаться. Вот короткий гид по спектаклям, которые ещё можно увидеть.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Постановка «Lё Тартюф» Театра на Таганке. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «ХАОС»
«Чернобыльская молитва»
(реж. Дмитрий Егоров, Никитинский театр, Воронеж)
25 октября, 19:00, театр «Старый дом»
Режиссёра Дмитрия Егорова новосибирские театралы прекрасно знают — в «Красном факеле» идут сразу три спектакля в его постановке: «Довлатов» и «Дело» на большой сцене, «Нетрезвая жизнь» — в кафе театра. Не раз спектакли Егорова приезжали и на фестиваль «Новосибирский транзит» — последний раз показывали «Время секонд хэнд», поставленный им в Омском драматическом театре, спектакль по документальной прозе нобелевского лауреата Светланы Алексиевич.

«Чернобыльская молитва» — последний из цикла его спектаклей по книгам Алексиевич, как нетрудно догадаться, речь идет об аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Егоров дает слово свидетелям катастрофы, магистральная линия — история жены пожарного, получившего предельную дозу радиации в первые дни катастрофы и сейчас медленно умирающего в больнице.

В спектакле совмещаются живая игра актёров и кадры хроники, бравурные фрагменты телепередач и киножурналов. Один из самых неожиданных ходов — осмысление катастрофы через жанр КВН. Книга Алексиевич несколько раз служила основой для театральных постановок в Европе и Белоруссии, на этот раз она попала в мировой контекст: в кильватер международного успеха сериала «Чернобыль», но это попадание случайное — спектакль был задуман задолго до выхода сериала.

Те, кому не удастся посмотреть «Чернобыльскую молитву» вживую, могут составить представление по записи, которую бесплатно демонстрирует интернет-кинотеатр Okko.
«Lё Тартюф. Комедия»
(реж. Юрий Муравицкий, Театр на Таганке)
26 октября, 19:00, театр «Красный факел»
Современное прочтение одной из самых знаменитых мировых комедий. Шедевр Мольера, написанный и сыгранный его труппой в XVII веке, остаётся актуальным как никогда — «Тартюфа» ставят наперебой в Европе и Америке, находя в образе богомольного лицемера и ханжи всё новые краски и узнавая в нём наших современников.

В одном из недавних американских спектаклей Тартюф имел черты, например, Дональда Трампа. В спектакле Театра на Таганке острых политических аллюзий, на первый взгляд, нет, постановка эта, как пишут анонсы, переосмысляет традиции французского фарса, жанра комедии, для которого характерно внешнее проявление комических приемов.

Яркие костюмы, отсылающие к комедии дель арте, буффонада, гротеск, картинка преобладает над мольеровским текстом, некоторые определяют постановку как панк-рок.

Сам Юрий Муравицкий про спектакль говорил следующее: «Хочется реабилитировать комедию, которую принято считать «низким» жанром. Смех, как и слёзы, имеет очищающий эффект. Даёт возможность посмотреть на себя стороны. Наш спектакль играет с эстетикой площадного театра, его карнавально-фарсовой природой. Для меня очень важны имена тех режиссёров, портреты которых висят над входом в зал Таганки. В первую очередь Бертольд Брехт, Евгений Вахтангов, Всеволод Мейерхольд, Юрий Любимов. Эти имена складываются для меня в определённую театральную традицию или, скорее, направление. Именно в этом направлении мы и движемся в нашей работе».

Это, к слову, второй спектакль по мольеровской комедии Театра на Таганке — «Тартюф», поставленный Юрием Любимовым в 1967 году, до сих пор в репертуаре.
«Папа встретит меня в L.A.»
(реж. Максим Соколов, Молодёжный театр, Архангельск)
27 октября, 15:00, 19.00, театр «Старый дом»
Спектакль молодого питерского режиссёра по книге американской детской писательницы Розмари Уэллс. Герой книги — 11-летний Оскар, разлучённый с отцом, с которым они так любили собирать макеты поездов, время — Великая Депрессия. Мальчик становится свидетелем ограбления банка, он впрыгивает в игрушечный поезд, путешествует во времени и вновь встречается с постаревшим отцом, когда над миром застыла уже другая угроза — Вторая мировая война.

Режиссёр говорит о своём спектакле: «Жанр нашего спектакля — road movie, это такой фильм-путешествие, в течение которого главный герой меняется, проходит инициацию. Меня волнует не только тема отцовства, но и то, что происходит с такими мальчиками, такими папами, такими семьями в страшные времена. Что случится, если завтра наше благополучие закончится? Кто первый сойдёт с дистанции?.. Мне кажется, это история потери папы, потери взрослого, которая за собой ведёт потерю всего остального. Отец ведёт себя как ребёнок — скупает поезда, не понимает, что деньги могут закончиться. И они заканчиваются. Он продаёт дом, семья распадается. И это спектакль о желании Оскара всё восстановить».

Четыре номинации на национальную премию «Золотая Маска», критики пишут что спектакль — торжество художественной фантазии, более чем оригинальная сценография, экраны, свет, зрители находятся как бы на съёмочной площадке и видят на экранах отрывки чёрно-белых фильмов, а иногда и себя самих.
«Дальше»
(реж. Дмитрий Гомзяков, Томский ТЮЗ)
27 октября, 20:00, лофт-парк «Подземка»
Дмитрий Гомзяков — томский актёр, режиссёр и перформер, недавно, месяц назад, в программе фестиваля современного искусства «48 часов» его можно было видеть возле «Красного факела» в прозрачном шаре-зорбе, в перформансе, олицетворяющем ситуацию артиста (в широком смысле слова) в нашем обществе.

Спектакль «Дальше» — это попытка коммуникации, попытка ответить на вопрос: что же дальше? Шесть актёров, микрофон, дверь, над которой появляется бегущая строка, шесть монологов в пространстве, которое, как пишут, превращается в красную комнату Линча. И каждый монолог заканчивается словом «дальше».

Режиссёр говорит о спектакле: «Мы пробуем, исследуем, разговариваем. Не просто рассказываем истории, хочется, чтобы у того, чем мы занимаемся, была практическая польза. Чтобы с помощью «Дальше» будущее для тех людей, кто был в процессе или приходит к нам, действительно становилось понятнее...»
«Комитет грустящего божества»
(реж. Дмитрий Волкострелов, независимая театральная группа «театр post», Санкт-Петербург)
28 октября, 19:00, театр «Старый дом»
Спектакль — продукт много лет сотрудничающих режиссёра Дмитрия Волкострелова и драматурга Павла Пряжко, оба — важные фигуры российского актуального театра. Впервые этот текст прозвучал на фестивале драматургии «Любимовка» в 2019 году.

«Комитет грустящего божества» — пьеса-состояние, персонажи, пишут критики, как будто зависли в ожидании неизвестно чего. Диалоги персонажей похожи на вырванные из контекста фразы, как бывает, когда слышишь фрагмент разговора прохожих.

Героев пьесы, Олю и Сергея, можно встретить на улицах любого города: низкоквалифицированные работники, долги и мало денег. А ещё у них ежедневные походы в банк, магазин и пункт приёма вторсырья, неразобранная картошка и георгиевская ленточка на пуховике, поездки на электричке.
«Дорогой мистер Смит»
(реж. Алексей Франдетти, Театр «Приют комедианта», Санкт-Петербург)
28 октября, 19:00 театр «Красный факел»
Трёхкратный обладатель «Золотой Маски» Алексей Франдетти поставил мюзикл Пола Гордона Daddy-Long-Legs («Длинноногий дядюшка»), созданный по одноимённой повести американской писательницы позапрошлого века Джин Вебстер, внучатой племянницы Марка Твена.

Американская премьера офф-бродвейского шоу (так называют спектакли в залах до 500 человек, то есть меньше бродвейских) прошла в 2009 году, мюзикл получил премию «Тони» и идёт по сей день.

Спектакль «Приюта комедиантов» — первый в России. В ролях — обладатели премии «Золотая Маска» Иван Ожогин и Юлия Дякина. Сюжет простой: Джуди Эббот выросла в приюте, и одно событие переворачивает всю её жизнь: девушка получает стипендию на обучение в престижном колледже от анонимного благотворителя. По условиям соглашения Джуди должна писать тайному покровителю подробные письма о том, что с ней происходит, но ни на одно из них он не ответит. И Джуди пишет, ведь в её новой жизни столько неизведанного и захватывающего. Но желание узнать, кто же находится по ту сторону переписки, с каждым днём становится всё сильнее.

Интересна и судьба этой постановки, в которой зазвучали письма: в прошлом году режиссёр в условиях карантина сначала снял этот спектакль для «Инстаграма», а в этом году перенёс на сцену, премьера состоялась летом.
«Горемычные танцы»
(реж. Александр Артёмов, Театр ТРУ, Санкт-Петербург)
29 октября, 16:00, 19:00, театр «Старый дом»
Театр ТРУ — негосударственный санкт-петербургский театр, образованный одиннадцать лет назад, много спектаклей, как и этот, созданы Александром Артёмовым в сотрудничестве с композитором Настасьей Хрущёвой, постановки много раз становились победителями различных фестивалей и премий, неоднократно номинировались на фестивале «Золотая Маска».

«Горемычные танцы» создатели определяют как текстоцентричный балет (режиссёр считает, что сегодня все пластические и, наоборот, чисто текстовые, основанные на литературе спектакли должны мутировать именно в такой текстоцентричный балет) и описывают так: «Пять горемычных мужчин попадают в кризис среднего возраста. Они доходят до самого края и пытаются выбраться. В конце концов их ждет Встреча. А будет ли это встреча с Красной Карлицей или всего лишь с белой лихорадкой — там уж как пойдёт».
«Тайм-аут»
(реж. Петр Шерешевский, театр «Красный факел»)
29 октября, 18:30, театр «Красный факел»
Спектакль по пьесе современного автора Марины Крапивиной, финалиста многих драматургических конкурсов и премий.

Петр Шерешевский поставил сновидческое, сюрреалистическое и в то же время грубо реальное действо, с экранным зазеркальем, удвояющим эту реальность, в которой судьбой соцработника Люды (прекрасная роль Ирины Карпинос) распоряжаются злые богини скандинавско-германской мифологии. Гиперреализм сочетается с фантасмагорией, психологическая достоверность — с гротеском и буффонадой.

Премьера этого года, спектакль в афише театра, посмотреть можно и вне программы фестиваля «ХАОС».
«Умаление мира»
(реж. Марина Давыдова, Театральная площадка MOÑ, Казань)
30 октября, 18:00, театр «Старый дом»
Этот спектакль-перформанс — режиссёрская работа известного театрального критика, главного редактора журнала «Театр». Премьера прошлого года.

В «Умалении мира» Марина Давыдова предлагает отправиться на поиски азбуки нового времени — но сначала посмотреть, как выглядела азбука в прошлом. Художница, вокалист, танцовщица и ведущий каждый по-своему рассказывают о том, из чего складывался язык — а значит, и сознание — наших предков, а затем предлагают зрителям самим выбрать слова, отражающие сегодняшнюю реальность.

В финале останутся три самых главных слова. Какими они будут, решают зрители.
«Анна Каренина»
(реж. Андрей Прикотенко, театр «Старый дом»)
31 октября, 18:00, театр «Старый дом»
Недавняя нашумевшая премьера «Старого дома» по мотивам хрестоматийного романа Льва Толстого, в котором Андрей Прикотенко от толстовской «мысли семейной» оставил, на первый взгляд, рожки да ножки.

История происходит в наши дни, герои — представители нынешней элиты, спектакль визуально отсылает к эстетике сегодняшних сериалов, тематически задевает все больные места текущей повестки: идеологическая накрученность телепропаганды, беспринципность блогеров, нравы российского «высшего света», костюмы из бутиков. Зеркало русской революции переворачивается в гробу.

Посмотреть можно будет и после фестиваля, если что.
поделитесь статьей