13 фильмов мая 2023

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко

В этом списке — фильмы, вышедшие на экраны российских кинотеатров в последнее время либо доступные в интернете, которые стоит посмотреть.
«За нас с вами»
(реж. Андрей Смирнов, Россия, 2023)
Про СССР
О фильме одним предложением
Интеллигентская драма в интерьерах коммуналки накануне смерти Сталина.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Последний фильм Андрея Смирнова — история одной московской интеллигентной семьи (глава — профессор философии, дочь — редактор издательства, зять — метростроевец) в последний год жизни великого вождя и учителя.
Фильм, вышедший не в кинотеатрах, а на стрим-сервисах, вызвал бурные обсуждения «в интернетах» среди своей целевой аудитории, то бишь сегодняшней либеральной интеллигенции. Видевшие разделились примерно поровну.
Одна половина превозносит картину за достоверное, скрупулёзное воспроизведение советского коммунального быта, за публицистичность и нравственную позицию, за честный диагноз съехавшего с катушек людоедского режима и недвусмысленные параллели с сегодняшним днем, за блестящие роли первоклассных актёров (в кастинге сплошь звёзды — Андрей Смоляков, Юлия Снигирь, Ксения Раппопорт, Леонид Ярмольник и др.), за мужество и за достойное завершение долгого творческого пути.

Другая фильм критикует с разной степенью сокрушительности, то находя в нём отдельные достоинства, то отрицая целиком и полностью, отказывая в малейшей ценности. Аргументы — неубедительная актёрская игра, картонные персонажи и плакатно-декларативные диалоги и реплики, нереальность происходящего и общая художественная неубедительность. По ходу прений и споров обращаются как к творчеству самого Андрея Смирнова, раннему и зрелому, ставя эти ленты в пример постаревшему режиссёру, так и побивая Смирнова германовским «Хрусталёвым».

Пожалуй, тем кто ещё не посмотрел кино, стоит составить самостоятельное мнение, а для более объективного взгляда стоит до или после пересмотреть предыдущие фильмы Смирнова — и «Белорусский вокзал», и «Осень», и «Жила-была одна баба». Да и «Хрусталёв, машину!» неплохо бы.
«Снегирь»
(реж. Борис Хлебников, Россия, 2023)
О фильме одним предложением
Производственная рыболовно-морская драма, сквозь которую просвечивает безнадёжная русская хтонь.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Борис Хлебников, взявший за основу нового фильма старый, лохматых советских лет роман Георгия Владимова «Три минуты молчания», в одном интервью говорил: «У Владимова была мысль, которая мне страшно понравилась — про способность русского человека на подвиг и неспособность к обычной жизни».

Хлебников — один из самых адекватных и вменяемых русских режиссёров сегодня («Свободное плавание», «Сумасшедшая помощь», «Аритмия», сериал «Шторм»), умеющий снимать кино про так называемых простых людей, а на самом деле — про самую суть русской жизни, её абсурд, ужас и веселье. Вот и «Снегирь» — про это самое.

Два юных курсанта питерской мореходки приходят на практику на ржавое рыболовецкое корыто с гордым названием «Снегирь» (почему «Снегирь», зачем «Снегирь»? — нет ответа), на котором команда — пёстрая банда помятых жизнью мужиков средних лет, озабоченных лишь тем, чтобы взять улов побольше и срубить бабла.
Пацанов ждут лёгкая дедовщина, инициация и конфликт поколений. Зрителя — ожидаемая с самого начала трагедия. Она и случается.
Один из практикантов гибнет вследствие привычного раздолбайства и упования на авось. А корабль чуть не тонет во время шторма (опять же вследствие пьяного раздолбайства), но команде удаётся спасти и судно, и тонущих неподалёку норвежцев…

Производственная драма, роман воспитания, жанровое кино — всё это есть в фильме. Плюс виртуозные съёмки, особенно шторма, заставляющего зрителя испытывать морскую болезнь. Кастинг этого сплошь мужского фильма у Хлебникова высшего уровня: Александр Робак, Тимофей Трибунцев, талисманы режиссёра Евгений Сытый (его последняя роль) и Сергей Наседкин, юный Макар Хлебников. О «Снегире» говорят как о лучшем фильме Хлебникова — возможно, так оно и есть, особенно если смотреть на большом экране, фильм только что вышел в прокат, он нисколько не устарел, хотя был задуман ещё пять лет назад, в другой жизни.
«Тихий садовник»
(реж. Пол Шредер, США, 2022)
О фильме одним предложением
Негромкий ботанический триллер о цветах, искуплении и надежде.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Сценарист «Таксиста» и «Бешеного быка» верен себе, исследуя метаморфозы олдскульной маскулинности. После снятого им «Холодного расчёта» двухлетней давности новый фильм — верх цветовой избыточности, благо растения дают повод.

Герой (Джоэл Эдгертон, «Воин», «Великий Гэтсби») — садовник в имении одинокой пожилой леди (Сигурни Уивер), которой он оказывает услуги не только в саду, но и в постели. В прошлом у него — какая-то неонацистская банда (можно догадаться по свастикам и звёздам татуировки), которую он сдал ФБР и теперь по программе защиты свидетелей выращивает цветы.

Всё меняется, когда хозяйка просит его взять опеку над её неблагополучной внучатой племянницей, которая водит дурную компанию и зависима от вредных веществ…
Ничего особо леденящего кровь не произойдёт, большой стрельбы и особой крови не будет, но холодное напряжение ослабнет лишь к финалу. Во всём этом чуть ли не самое запоминающееся — футболка федерального агента с надписью We should all be feminists.
«Мунк»
(реж. Хенрик Мартин Дальсбаккен, Норвегия, 2023)
El Independiente
О фильме одним предложением
Артхаусный байопик об авторе одного из главных живописных полотен прошлого века.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Про Эдварда Мунка кино уже снимали в 70-х годах, это была доброкачественная биографическая драма. Новый фильм, открывавший в этом году Роттердамский фестиваль, идёт по другому пути — художника играют несколько актёров, один в юности, другой в зрелости, в период его запойного пьянства и лечения, третий — в старости. Плюс четвёртый, изображающий молодого Мунка, перенесённого машиной времени кино и режиссёрской волей на сто лет вперёд, в Берлин 90-х годов XX века, где он собирается открыть выставку, но это запрещают по решению Ассоциации берлинских художников.

Кроме того, тасуется и цветовая гамма — она то полноцветная, то чёрно-белая.
Мысль постановщика понятна: персонаж (-и) Мунка воплощает (-ют) архетипическую фигуру художника, выбравшего вопреки желанию семьи ненадёжную профессию и прошедшего через непонимание к признанию и бессмертию.
Биографические детали вроде его душераздирающих любовных увлечений и картины алкоголизма оставлены за кадром. Иконический «Крик», впрочем, тоже.
«Безос. Человек, создавший Amazon»
(реж. Хоа Ле, США, 2023)
Киноафиша Трейлеры
О фильме одним предложением
Биография одного из богатейших людей мира от рождения бизнес-идеи до первой продажи.
О фильме развёрнуто (многобукв)
По всем параметрам, фильм можно было бы и не смотреть, это простой и прямолинейный, без особых сценарных ухищрений, байопик, начинающийся кадром старта ракеты, а потом под «Дайр Стрейтс» и мозаику реалий возвращающийся в прошлое, в 1994 год: вот сам Джефф Безос, благополучный топ-менеджер крупной компании, наблюдая за рождением интернета, видит в нём непаханую целину, перспективный бизнес, растущий на тысячи процентов в год, и загорается мыслью создать виртуальный книжный магазин, в котором можно было бы заказать любую вышедшую книгу.

Далее — поддержка жены, непонимание начальника, увольнение и уход в самостоятельное плавание, напрасные поиски инвесторов, 250 тысяч родительских денег на стартап, разработка сайта, тестирование — и первый заказ.
Дальше одни титры — на сколько миллионов продано в первый год, потом — сколько получила жена и т. д. Всё, в общем, традиционно и скучновато, но я, например, смотрел не отрываясь. Причина, наверное, в магии больших сумм и всего того, что осталось за рамками.
А за рамками куда больше, чем в кино, — растущее как на дрожжах миллиардное состояние Безоса, бесчеловечные условия труда в Amazon, основание частной космической компании Blue Origin, полёт в космос на суборбитальном корабле, 25 лет супружеской жизни и последовавший развод, строительство самой большой яхты в мире, миллиардные вложения в программы контроля за климатом и долголетия… И прочая, и прочая… А ещё смотришь потому, что в российском кино подобные фильмы категорически отсутствуют как класс. Догадайтесь, почему.
«Air: Большой прыжок»
(реж. Бен Аффлек, США, 2023)
О фильме одним предложением
Производственная драма о рождении культовых кроссовок.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Вот ещё одна история всемирного успеха, ещё более ранняя, 1984 года — о том, как компания Nike не просто придумала новую линейку баскетбольных кроссовок, но и создала культ этой обуви, обув в них восходящую звезду — Майкла Джордана.

Кино тоже, как говорится, основано на реальных событиях, но тут и сценарий поинтереснее, и артисты покруче: Бен Аффлек, снявший фильм, играет вице-президента Nike, а располневший Мэтт Дэймон — рекламного агента, почуявшего успех и предложившего компании, игнорировавшей баскетбол, вложиться как следует в этот вид спорта, а конкретно — в совсем юного Джордана.
Интрига вроде проста, но держит — как герою Дэймона удастся одновременно убедить и своё начальство подписать Джордана на круглую сумму, отбив у конкурентов, «Адидас» и «Конверс», и самого Джордана (точнее, его мудрую мать).
В титрах также многомиллионные суммы продаж и состояний, но это не просто абстрактные цифры с нулями, они отчасти конкретные — если и не любой российский зритель этого фильма, то наверняка каждый второй за свою жизнь сносил хоть одну пару Air.
«Джордж Форман. Несокрушимый»
(реж. Джордж Тиллман мл., США, 2023)
О фильме одним предложением
Биография великого боксёра, дважды вошедшего в ту же воду.
О фильме развёрнуто (многобукв)
На заре кинематографа жанр боксёрских фильмов был очень популярен в Голливуде — вспомним Бартона Финка, героя фильма братьев Коэн, которому заказывают сценарий боксёрского кино… Потом боксёры и мир вокруг ринга много раз были воспеты в нуарах (в «Криминальном чтиве» персонаж Брюса Уиллиса — наследник героев нуара по прямой). И лишь потом дошла очередь до кинобиографий великих боксёров.

Про Мохаммеда Али фильм был, сейчас — про Джорджа Формана, его соперника. Я никогда особо не увлекался боксом, сам не боксировал, но помню, что советское телевидение внимательно следило за чемпионатами мира среди профессионалов — и даже транслировало самые важные поединки. В том числе и матчи за звание чемпиона в супертяжёлом весе: сначала Фрезер — Форман, а потом и Форман — Али. Наверное, поэтому я и не мог оторваться от этого кино. Но также и потому, что фильм, кроме того что не врёт в деталях, славит спорт и лучшие человеческие качества, в спорте проявляющиеся, даже в боксе, даже в профессиональном.
И уж пример Формана, сначала упавшего с чемпионской вершины, проиграв Али, и ушедшего из спорта в проповедники, а потом, почти через двадцать лет, вернувшегося на ринг и в сорок с лишним снова ставшего чемпионом мира, — тому подтверждение.
«Переводчик»
(реж. Гай Ричи, США, 2023)
О фильме одним предложением
Военная драма о судьбе афганца-переводчика, спасшего раненого американского военного и за это получившего убежище в США.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Поспешный американский уход из Афганистана, напоминавший бегство, вызвал множество упрёков в предательстве — под властью Талибана остались десятки тысяч сотрудничавших с армией США афганцев, не сумевших, как правило, покинуть страну. Фильм Гая Ричи — история про исключение.

Герой фильма, переводчик Ахмед при одном из подразделений американской армии, которое занимается поиском оружия, после неудачной операции спасает раненого командира Джона Кинли, тайно вывозит его, рискуя жизнью. Командир, вылечившись, не очень помнит процесс спасения, но знает, кто его спас, и потому, мучимый чувством вины, добивается правдами и неправдами для своего спасителя американской визы, возвращается в Афганистан и вывозит переводчика со всей семьёй в Штаты.

Серьёзное, без тени улыбки, крепко сделанное правильное военное кино, местами напоминающее «Девятую роту».
«Гипнотик»
(реж. Роберт Родригес, США, 2023)
Central Partnership
О фильме одним предложением
Старомодный фантастический триллер о силе мысли, которую хочет взять на вооружение государство.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Режиссёр Роберт Родигес, лет двадцать назад считавшийся если не соперником, то соратником Квентина Тарантино («От заката до рассвета», «Четыре комнаты», «Отчаянный»), признавался, что сценарий «Гипнотика» он написал ещё в 2002 году — то-то всем аукается олдовость фильма, напоминающего сразу всех, от «Начала» Кристофера Нолана до «Газонокосильщика».

Главную роль — полицейского, у которого похитили дочь, — уныло играет Бен Аффлек. В похищении замешан таинственный преступник (Уильям Фихнер, «Чёрный рыцарь», «Идеальный шторм»), грабящий банки и умеющий словом внушать людям чёрт-те что, хоть друг друга застрелить, хоть догола на улице раздеться, хоть с крыши прыгнуть.

Герой Аффлека обращается за помощью к специалистке по Таро, а затем обнаруживает в себе способности к внушению посильнее, чем у злодея.
За всей этой парапсихологией стоит коварная правительственная программа, все вокруг совсем не те, кем кажутся, а малолетняя дочка героя тоже играет в тотальном заговоре роль, да не простую, а ключевую…
Превратить мысль в оружие массового поражения государству, естественно, не удастся. Фильм выходит в российский прокат в июле, но смотреть его можно и на малом экране, благо в сети он уже доступен.
«Больше, чем люди»
(реж. Эйприл Маллен, США, 2022)
О фильме одним предложением
Всё больше похожие на людей роботы вот-вот выйдут из-под контроля и станут свободны.
О фильме развёрнуто (многобукв)
В совсем недалёком будущем андроиды, выпускаемые частной компанией, становятся практически неотличимы от людей. Молодая женщина Фэй, потерявшая любимого супруга, никак не может с этим смириться, а потому заказывает точную копию мужа, симулятор по имени Сим… Андроид способен развиваться и почти испытывать человеческие чувства (в него загружены воспоминания и эмоции образца), но Фэй никак не может полюбить одушевлённую железку. Тем временем по всей земле андроиды начинают проявлять самостоятельность, за всем этим стоит злоумышленник, за которым охотится полицейский Кеслер…
Фильм, мягко сказать, не блещет новизной, в «Бегущем по лезвию» всё это было озвучено и показано куда убедительнее и богаче, но сегодня этот сюжет можно расценивать как так называемую «моральную панику» на фоне растущего вала новостей о совершенствовании AI.
Тут и обучающиеся чат-боты, и дроны, пытающиеся убить оператора, и тотальная угроза скорой ненужности большинства человеческих работников…

Подозреваю, что кинообзоры, подобные этому, «интеллект артифисьель» уже способен писать. Фильм выходит в кинотеатрах в конце июня, но в сети уже есть.
«Моё преступление»
(реж. Франсуа Озон, Франция, 2023)
Kinoman
О фильме одним предложением
Криминальная ретрокомедия в декорациях Парижа «прекрасной эпохи»
О фильме развёрнуто (многобукв)
23-й по счёту фильм Франсуа Озона, меняющего жанры и стили своих лент, как перчатки, жонглирующего трагедиями, драмами, мюзиклами и детективами, как в цирке. Новый фильм наследует блестящим «Восьми женщинам» и не столь давней «Отчаянной домохозяйке», основой стала пьеса 30-х годов прошлого века популярных драматургов Жоржа Берра и Луи Вернея (авторов сценария «Миллионеров» Рене Клера), декорации фильма — Париж этой belle epoque, героини — две молодые девицы, приехавшие покорять столицу.
Одна — начинающая актриса Мадлен (польская актриса Надя Терешкевич), вторая — начинающая адвокат(ка). Мадлен получает многообещающее предложение от продюсера, но в него, оказывается, входит и предложение интима, которое девушка с гневом отвергает. А наутро оказывается, что продюсер застрелен…
Озон с блеском смешивает архаику и современность, #MeToo и Агату Кристи, сатиру и комедию, намекает на фильмы Эрнста Любича, Анри Клузо и Саши Гитри, в фильме любимые режиссёром блестящие артисты — звезда «Комеди Франсез» Франсис Лучини, несравненная Изабель Юппер в роли одиозной звезды немого кино и далее по списку. Фильм во французском прокате с января, в российском — с конца июня.
«Книжный клуб 2»
(реж. Билл Холдермэн, США, 2023)
BOMKINO
О фильме одним предложением
Весёлые итальянские приключения четырёх американских подруг-пенсионерок.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Продолжение первого «Книжного клуба» о задорных бабушках-книголюбках, не утративших вкус к жизни. В сиквеле они решают отправиться в Италию по случаю девичника одной из них… Девичника, вдумайтесь!.. Всем героиням плюс-минус семьдесят, всех играют звёзды 70–80-х: великие Джейн Фонда и Дайан Китон, чуть менее известные Кэндис Берген и Мэри Стинберген, никому из них не дашь их законный возраст, пластическая хирургия и фитнес творят чудеса не хуже волшебного зеркальца, разглаживающего морщины.
Наряды, свадебные в том числе, — прекрасны, пейзажи Рима, Венеции и Тосканы — величественны, их партнёры-мужчины — седы и благородны, сюжет — вполне бессмысленный (но не более, чем у любых американских подростковых комедий о мальчишниках в Европе), актрисы — загляденье.
Невозможно не задуматься о том, что в России целевая аудитория этого фильма (как и множества других, в которых снимаются состарившиеся большие актёры — Де Ниро, Майкл Дуглас и проч.) — не их ровесники и ровесницы 70+, а зрители как минимум на двадцать лет моложе, да и то сомнительно.

Отечественные комментаторы, пишущие на кинофорумах о неправдоподобности сюжета (дескать, какие бабкам путешествия и замужества!), просто не знают реалий — именно в этом возрасте европейские и американские пенсионеры начинают с удовольствием путешествовать по миру и вообще наслаждаться жизнью, своими глазами наблюдал не раз.
«Форсаж 10»
(реж. Луи Летерье, США, Китай, 2023)
Kinoman
О фильме одним предложением
Впечатляющие автогонки Вин Дизеля по городам и весям Италии.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Десятый фильм франшизы снял француз Летерье («Иллюзия обмана», один из «Астериксов и Обеликсов», «Люпен»), но европеец сделал ареной автогонок старую добрую Италию, столицу которой герой Вин Дизеля со товарищи сначала спасает от ужасной бомбы, а затем и от злодея-соперника, мстящего ему за семейное унижение.
Сюжет, как обычно, смехотворный, количество компьютерных эффектов периодически превращает фильм в игру и автосимулятор, но величия сцен с огромным шаром бомбы, несущимся по улицам Вечного Города по направлению к Ватикану, не отнять, дух захватывает.
Колизей в ходе обезвреживания угрозы, к счастью, не задели, Собор Святого Петра спасли, а вот легендарная площадь Испании со знаменитой лестницей пострадала нешуточно, у меня сжималось сердце при виде разрушений, я же сиживал, бывало, на этих ступенях когда-то…

Очень жаль, что кино не выходит в российский прокат, маленький экран не позволяет оценить величие замысла и мастерство исполнения этих бесконечных автогонок.
поделитесь статьей