10 фильмов марта и апреля 2023

Tilda Publishing
СОБЫТИЯ
Сергей Самойленко

В этом списке — фильмы, вышедшие на экраны российских кинотеатров в последнее время либо доступные в Интернете, которые стоит посмотреть.
«Кит»
(реж. Даррен Аронофски, США, 2022)
В Рейтинге
О фильме одним предложением
Слезовыжимательная оскароносная драма об ожирении, любви, вере и «Моби Дике».
О фильме развёрнуто (многобукв)
Даррен Аронофски («Реквием по мечте», «Рестлер») снял кино, которое просто не могло не быть награждено «Оскаром» — в премиальных прогнозах фильм, премьера которого состоялась на прошлогоднем Венецианском фестивале, был одним из фаворитов. Он и был в результате награждён, вожделенную статуэтку получил Брендан Фрейзер, исполнивший роль страдающего ожирением профессора литературы, ведущего онлайн-курсов Чарли.
Возвращение звезды «Мумии» стало одним из главных сюжетов, связанных с фильмом, — в Венеции, писали, фильму устроили шестиминутную овацию, а по щекам Фрейзера текли слёзы.
По сюжету Чарли, набравший избыточный вес почти до трёх центнеров благодаря пицце с майонезом, предчувствует свою близкую смерть и переживает смерть бойфренда, своего студента, ради которого он шесть лет назад ушёл из семьи, оставив жену с дочкой. Его единственная близкая живая душа — медсестра и сестра того самого покойного любовника Адама, она пытается спасти нацелившегося доконать себя профессора. Чарли же напоследок хочет наладить отношения с брошенной дочкой — её играет блеснувшая в «Очень странных делах» Сэди Синк.

Умело впаянные в эту очень театральную экранизацию автобиографической пьесы Сэмюэла Д. Хантера аллюзии на роман Мелвилла и отсылки то к Эдгару По, то к Библии добавляют притчевой глубокомысленности. Если у кого и есть претензии к кино, то только к излишней манипулятивности. Но бесстыдство, с которым режиссёр давит на слёзные железы зрителя, не может не восхищать.
«Тар»
(реж. Тодд Филд, США, 2022)
СубВидео
О фильме одним предложением
Псевдобайопик о женщине-дирижёре на вершине славы в эпоху «культуры отмены».
О фильме развёрнуто (многобукв)
Вот ещё один фильм, которому предрекали триумф на «Оскаре», — шесть номинаций всё-таки. При этом у великой Кейт Бланшетт, сыгравшей дирижёрку Лидию Тар, первую из женщин, возглавившую Берлинский симфонический оркестр, — призы за лучшую роль и от Венецианского фестиваля, и от Гильдии актёров, и «Золотой глобус». Но нет, «Тар» не получил ни одного «Оскара» (как, заметим к слову, и другой безусловный фаворит премии — драма «Банши Инеширина» Мартина Макдонаха).
«Тар» — образцовый пример мегаломанского авторского кино: трёхчасовое плетение интеллектуальных нитей, тонких намёков и лакун, позволяющих зрителю самому интерпретировать события.
В начале двухтысячных Филд снял две образцово-показательные и не лишённые иронии инди-драмы «В спальне» и «Как малые дети» из жизни «одноэтажной Америки», получил несколько номинаций на «Оскар» и репутацию одного из самых перспективных режиссёров Голливуда. Через шестнадцать лет он вернулся с крайне амбициозным проектом.
Убедительность фильма такова, что поневоле лезешь искать в сети соответствующую статью в «Википедии» о жизненном и творческом пути Лидии Тар, ученице Бернстайна, живущей с первой скрипкой и приёмной дочерью, и с удивлением обнаруживаешь, что таковой страницы не существует.
Фабула довольно проста, но не без намёка на триллер: превосходная дирижёрка и оригинальная композиторка, обласканная и сделавшая прекрасную карьеру, обвиняется во всех смертных грехах и моментально «отменяется» после самоубийства одной из участниц её оркестра, с которым Тар репетирует 5-ю симфонию Малера.

Бланшетт превосходна, по ленте рассыпаны иронические шпильки, образ её героини неоднозначен, например, она на мастер-классе с удовольствием «размазывает» студента, который сообщает, что не ценит музыку сексиста Баха как темнокожий пангендер… Филд не выносит приговора, оставляя вердикт на усмотрение зрителя, которому, чтобы во всём разобраться, стоит если не второй раз посмотреть кино, то хотя бы некоторые эпизоды.

И вот со второго раза замечаешь провисания и банальности в репликах («музыка — это чувства») и неубедительность, с которой героиня превращается не то в чудовище в глазах общественности и СМИ, не то в козла отпущения, теряющего всё и сразу.
«Мой ужасный сосед»
(реж. Марк Форстер, США, 2022)
В Рейтинге
О фильме одним предложением
Американский ремейк шведской душещипательной драмы о старом сварливом вдовце.
О фильме развёрнуто (многобукв)
В 2015 году банк сорвала шведская экранизация бестселлера Фредрика Бакмана «Вторая жизнь Уве» о впавшем в депрессию после смерти жены пожилом ворчуне, достающем соседей своими придирками, по большей части, заметим, совершенно справедливыми. Уве даже делает попытки покинуть этот лучший из миров и воссоединиться в другом с женой — но ему постоянно что-то мешает. Понаехавшие соседи-иммигранты, как и положено в такого рода кино, примиряют мизантропа с жизнью.

Голливуд, падкий на такие истории, не мог упустить шанс, права купила Columbia Pictures за очень серьёзные деньги, а на роль героя-брюзги был выбран всеобщий любимец Том Хэнкс, давно уже не находивших достойных своему таланту персонажей.
Собственно, Хэнкс в этом кино и есть главный аттракцион, всё остальное добросовестно и аккуратно воспроизведено в соответствии с оригиналом, благо в написании сценария участвовал и режиссёр шведского первоисточника.
Режиссёр Марк Форстер, снявший за свою карьеру много чего, начиная с мрачной драмы «Бал монстров» до «Кванта милосердия» из бондианы, борозды не портит, не пытаясь выйти за пределы оригинала. В самом деле, зачем улучшать и так успешную схему. Мексиканская актриса Мариана Тревино в роли жизнерадостной соседки, нарушившей суицидальные планы Отто, безусловно, хороша, да и на Тома Хэнкса приятно посмотреть. Вот только склочник и человеконенавистник из него неважный, верится с трудом. Просто постаревший Форрест Гамп.
«Чемпионы»
(реж. Бобби Фаррелли, США, 2022)
FRESH Trailers
О фильме одним предложением
Трогательная спортивная комедия о тренере-неудачнике и его команде с особенностями.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Бобби Фаррелли, оставшись в режиссёрской профессии без брата, с которым они поставили немало знаковых комедий («Тупой и ещё тупее», «Я, снова я и Ирэн», «Застрял в тебе»), кажется, с возрастом утратил вкус к отвязным гэгам. Новая комедия, ремейк испанской ленты, получилась на удивление сдержанной, неглупой и без навязчивого морализаторства, подразумеваемого темой и сюжетом.

Сюжет прост и не оригинален. Ассистент тренера баскетбольной команды низшей лиги, устроивший потасовку прямо во время матча, уволен и продолжает катиться вниз по наклонной. Врезавшись с пьяных глаз в патрульную машину, он может загреметь в тюрьму, но судья предлагает ему на выбор исправительные работы — тренировать команду молодых людей с особенностями, как это сейчас принято говорить, развития. По ходу истории, понятно, несдержанный и заносчивый герой, уверенный, что его ждёт НБА, изменится благодаря своим подопечным и будет дорожить этим опытом.
Фильм мог бы стать слезливой мелодрамой, но чудом справляется и избегает жалостных сентенций вместе с напускной сентиментальностью.
Справляется благодаря и подлинности артистов (у кого синдром Дауна, у кого расстройство аутистического спектра), и таланту Вуди Харрельсона. Он, к слову, когда-то снимался у братьев Фарелли в фильме «Заводила», и тоже про спорт, только про боулинг.

В общем, незамысловатый с виду фильм, по мнению многих критиков серьёзных изданий, например, Variety, показывает результаты высшей лиги, пусть и не становясь чемпионом.
«Внутри»
(реж. Василис Кацупис, Греция, Германия, Бельгия, 2023)
В Рейтинге
О фильме одним предложением
One man show Уиллема Дефо в роли запертого в умном доме похитителя картин.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Молодой греческий режиссёр до этого клаустрофобного триллера был известен лишь как соавтор сценария байопика об Эдуарде Лимонове, который снимает Кирилл Серебренников.

Сюжет прост: вор экстракласса должен проникнуть в пентхаус казахского, что ли, олигарха на Манхэттене и украсть «Автопртрет» Эгона Шиле. Пентхаус оборудован системой «Умный дом», сообщник-хакер дистанционно отключает защиту, герой Дефо по имени Немо ищет картину, но при попытке выйти что-то идёт не так, замки закрываются, и вор оказывается в ловушке. Над ним высокий стеклянный купол, вокруг — произведения современного искусства (особый аттракцион — попытка опознать авторов, у меня получилось навскидку идентифицировать только прилепленную фирменным серебристым скотчем к стене фигуру человека работы Маурицио Каттелана, помните нашумевшую историю про съеденный банан на скотче, оказавшийся произведением?).
Немо страдает от взбесившейся климатической системы, мучающей его то жарой, то холодом, пытается добраться до стеклянного купола, а к концу фильма превращает квартиру в тотальную инсталляцию. Смотреть на бессловесного Уиллема Дефо завораживающе интересно.
«Жить»
(реж. Оливер Херманус, Великобритания, Япония, Швеция, 2022)
Sony Pictures Classics
О фильме одним предложением
Сдержанная британская драма с японским акцентом о жизни и неизбежной смерти.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Показанный на прошлогоднем «Санденсе» фильм стал доступен для просмотра недавно, за режиссёром числится несколько довольно скромных лент, в этой он впервые снял настоящую звезду — Билла Найи в роли госчиновника из департамента общественных работ, сначала потерявшего жену и смысл жизни, а потом узнавшего о своем роковом диагнозе (рак желудка) и этот смысл вновь обретшего.
Сценарий для фильма написал нобелевский и букеровский лауреат, британский прозаик японского происхождения Кадзуо Исигуро, вдохновившись классическим фильмом 70-летней давности Акиры Куросавы. А тот, в свою очередь, вдохновлялся повестью Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича».
Негромкое, без сильных эмоциональных всплесков кино получило не самые высокие оценки (хотя было две номинации на «Оскара»), но некоторые критики (например, легендарный Питер Брэдшоу из «Гардиан») оценили фильм по высшему разряду.

Герой Куросавы сгибался при болях во всё более глубоком пародийном японском поклоне, тогда как персонаж Найи держится в согласии с британским джентльменским кодексом несгибаемо прямо, закованный в безупречный костюм (действие перенесено в 50-е годы). Найи душераздирающе скромен и искупительно человечен, представ перед лицом смерти, и оказывается вовсе не тем чёрствым сухарём на неинтересной работе, а обаятельным и остроумным. Горький, тонкий и светлый фильм, сделанный со смирением и достоинством.
«По правилам и без»
(реж. Луи Гаррель, Франция, 2022)
Kinoman
О фильме одним предложением
Грустная мелодраматично-криминальная комедия с любовью и чёрной икрой.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Чернокудрый красавчик Луи Гаррель, сын сценариста и режиссёра, кого только не сыгравший в шести десятках фильмов (молодого Годара, например), пересел в кресло постановщика, декларирующего свою приверженность лёгкому жанру. Жанр, конечно, вовсе не лёгкий, а трудный, притом фильмы Гарреля совершенно синефильские, напичканные под завязку оммажами и цитатами.

Новая комедия Гарреля, лирическая, романтическая, криминальная и шпионская одновременно, как раз такая. При этом базирующаяся на автобиографическом фундаменте. Сам он и играет главного героя, экскурсовода Абеля в Лионском океанариуме, безутешного вдовца и преданного сына. Абелю за тридцать, жена погибла из-за трагической случайности в автокатастрофе, его мать Сильви (Анук Гринберг) ведёт театральный кружок в тюрьме и выходит замуж за одного из своих подопечных. Заметим, что этот сюжет как две капли воды похож на реальную историю матери Гарреля — та тоже нашла счастье с бывшим заключённым.
В фильме освободившийся зек, открывающий цветочный магазин, вовсе не завязал с прошлым, Абель его подозревает, но опытный преступник втягивает его в свою комбинацию — им нужно ограбить грузовик с чёрной икрой…
При всей нехитрой жанровой схеме фильм совсем не так прост, как в пересказе, он тонок и умён, а замешанная на французской эстраде 80-х эмоциональная атмосфера способна пронять и увлечь любого высоколобого эстета.
«Маскарад»
(реж. Николя Бедос, Франция, 2022)
Trailer Movie
О фильме одним предложением
Криминальная комедия о паре мошенников в декорациях Лазурного берега.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Николя Бедос, ещё один представитель нового поколения лёгкой французской режиссуры, тоже выходец из кинематографической семьи — он сын известого актёра Ги Бедоса. Его предыдущий фильм «Прекрасная эпоха» с Даниэлем Отоем снискал ему славу и авторитет. В новой ленте фабула попроще, это типичная криминальная комедия о мошенниках (зато какое место действия, французская Ривьера, где богатые умирают от скуки, а остальные — от зависти): тридцатилетний Адриен, бывший танцор и нынешний жиголо (Пьер Нинэ), живёт со стареющей кинозвездой Мартой (Изабель Аджани), но встречает Марго, ровесницу из эскорта (Марина Вакт), с которой они придумывают схему, как облапошить состоятельного риелтора.
Не выдавая интриги, скажем, что это кино — такая блестящая галерея роковых красоток, обманутых и брошенных женщин, что к финалу уже и не знаешь, феминистский это фильм или, наоборот, женоненавистнический.
«Аферисты»
(реж. Бенджамин Карон, США, 2023)
Kinoman
О фильме одним предложением
Криминальная мелодрама-головоломка о крупной афере, любви, предательстве и мести.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Фильм режиссёра-дебютанта вышел на платформе Apple TV+, и опытные критики упрекнули создателей в недостатке оригинальности, глубины и масштаба, приводя в пример ленты классика — режиссёра и сценариста Дэвида Мэмета. Дескать, вот он бы снял кино так кино… Раньше, как известно, всё было лучше и дешевле, жемчуг крупнее, а криминальные мелодрамы — криминальнее.

Но и этот фильм-головоломка, в котором сюжет поворачивается несколько раз новыми гранями, а персонажи снимают маски, под которыми оказываются новые личины, работает без сбоев. Тем более что, кроме звезды «Мстителей» Себастиана Стэна, в фильме великолепная Джулианна Мур и Джон Литгоу, а юная Бриана Миддлтон, которую, как Пигмалион Галатею, создаёт из мелкой бродвейской мошенницы опытный аферист, очень свежа и хороша.

Жанр можно определить как «вор у вора дубинку украл», но некоторая предсказуемость не вредит фильму.
«Три мушкетёра: Д'Артаньян»
(реж. Мартин Бурбулон, Франция, Германия, Испания, Бельгия, 2023)
В Рейтинге
О фильме одним предложением
Сто первая экранизация бессмертного романа с расчётом на всемирный успех.
О фильме развёрнуто (многобукв)
Из французских книг «Три мушкетёра» — самая экранизируемая. Уж сколько мы видели самых разных, от серьёзных фильмов плаща и шпаги до пародий. А сколько не видели… Новая — одна из самых амбициозных. В сценаристах, кроме Дюма-пэра, значатся Матьё Делапорт и Александр де Ла Пательер, успешные драматурги (отличная комедия «Имя», например). В ролях — сплошь звёзды: Венсан Кассель, Ромен Дюрис, Луи Гаррель, Ева Грин и примкнувший к ним юный гасконец Франсуа Севиль.

Бюджет запредельный для французского кино, замах — на планетарный успех. Фильм заявлен как начало большой франшизы, продолжение планируется в любом случае, а пойдут ли в дело остальные тома мушкетёрской эпопеи, зависит от успеха первого фильма. Рассказывать, о чём кино, смысла нет, идите и смотрите сами. Российские отзывы весьма благосклонные, а французские, нужно предупредить, совсем не. И чем серьёзнее издание, тем жёстче критика.

Знаменитый журнал Cahiers du Cinéma просто безжалостен: «Не желая рисковать ничем, что могло бы повредить обещанному веселью, Мартин Бурбулон не сохраняет в тексте Александра Дюма ничего, кроме действия, переплавляя его в смесь всего самого приятного: он позиционирует фильм между «Игрой престолов», «Мстителями» и «Братством волка» только для того, чтобы обнаружить барометрическую пустоту мизансцен (даже у Анно или Бессона больше содержания)».
Стоит ли смотреть кино после такого убийственного отзыва? Конечно! Мы же понимаем, для кого пишет легендарный журнал (для киноманов), а для кого снимают «Трёх мушкетёров» (для всех).
поделитесь статьей