Мандарины в шампанском: как при Николае II возник «советский Новый год»

Tilda Publishing
КУХНЯ
Максим Марусенков

Транссибирская магистраль была важнейшей, но далеко не единственной великой стройкой николаевской России. В ряду других масштабных проектов — сельскохозяйственное и культурно-промышленное освоение Черноморского побережья Кавказа. Здесь, в зоне влажных субтропиков, должна была возникнуть Русская Ривьера — курортный макрорегион, который простирался бы от Тамани до Батума. Мандарины и шампанское на нашем новогодне-рождественском столе — эхо освоения этого плодородного края, которое активно шло в правление Николая II. Другие привычные нам атрибуты праздника также оформились в правление последнего русского царя.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Фотография Марка Ферча, flickr.com
Мандарины
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Афиша Сельско-хозяйственной и культурно-промышленной выставки Черноморского побережья Кавказа «Русская Ривьера» (С.-Петербург, 1913). Из фондов РГБ.
Яркие, ароматные и такие вкусные мандарины — один из символов Нового года. Многим кажется, что советского: ещё лет тридцать тому назад появление мандаринов было настоящим праздником для детей. Их часто клали в подарки, изображали на новогодних открытках. Сейчас цитрусовые стали гораздо доступнее, но для тех, кто застал советский новогодний стол ребёнком, его образ вызывает тёплую ностальгию, и мы по привычке покупаем к празднику сетку мандаринов.
В действительности советский Новый год со всеми его атрибутами — это куцая и исковерканная версия русского Рождества, которое праздновали, как и в большинстве европейских стран, 25 декабря.
Мандарины на рождественском столе стали доброй русской традицией уже на рубеже XIX–XX веков, наряду с отечественными тихими и игристыми винами, жареным гусем и приготовлениями из свинины, нарядной ёлкой и рождественским дедом, поздравительными открытками и подарками.

Возьмём не совсем обычный документ: мемуары организатора эсеровского терроризма Герш-Исаака Гершуни. В книге «Из недавнего прошлого» (1908) он описывает встречу Рождества 1905 года в Шлиссельбургской тюрьме, где содержались «политические» заключённые. В соответствии с общеевропейской христианской традицией, заключённым подавали рождественский обед, по обилию которого они судили о настроениях «наверху». В тот год ожидаемо не повезло: «[кусок] гуся, каша, пирог» были «довольно жирными», а «судок со сладостями» разочаровал: «один апельсин [обычно клали несколько], одно яблоко, виноград жалкий, шеколаду совсем нет!».

Гершуни затем уточняет, что в судке был не апельсин, а «маленький мандарин». Узники ГУЛАГа не могли и мечтать о таких обедах.

А вот другой мемуар — воспоминания Марины Цветаевой «Мой Пушкин» (1937). Во время рождественского вечера в музыкальной школе директор дарит шестилетней Цветаевой (род. 1892) несколько мандаринов, вкладывая их в муфту. Девочка, зачарованная исполнением сцены из «Евгения Онегина», забывает поблагодарить за мандарины, чем вызывает недовольство матери.
На рубеже XIX–XX веков мандарин был ценным, но довольно известным фруктом. Этому способствовали не только развитие торговли и стремительный рост народного благосостояния, но и начало выращивания мандаринов на Черноморском побережье Кавказа.
В конце XIX века здесь был акклиматизирован морозоустойчивый и урожайный сорт японского мандарина — уншиу. Эти крупные, тонкокорые, сладкие, бессемянные мандарины преобладают на товарных прилавках до сих пор. К концу 1913 года площадь, занятая мандаринами уншиу на территории современной Грузии и Абхазии, достигла 160 га. С этого же времени мандарины начинают выращивать в Сочи и в целом в Черноморской губернии.
Оливье
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Оригинальный салат Оливье в исполнении Дмитрия Журавлёва (Товарищество с кулинарной ответственностью). Фото Д. Журавлёва
Люсьен Оливье не дожил до всероссийской славы своего салата, пришедшейся на начало XX века. Управляющий московской фешенебельной гостиницы «Эрмитаж» придумал это блюдо не в 1860-е, как утверждает мифотворец Гиляровский, а незадолго до смерти — в 1882 году (или немного ранее). Возможно, новое блюдо было приурочено к Всероссийской художественно-промышленной выставке. Именно этот год и событие упоминаются в первом описании «закуски Оливье», опубликованном в 1894 году в журнале «Наша пища».

Напомним первоначальную композицию: жареный рябчик, варёный картофель, свежие огурцы, каперсы, оливки, соус провансаль (майонез) с добавлением сои «Кабуль» (пряный соевый соус), раковые шейки, листовой салат, рубленый ланспик (желе из крепкого бульона).
Оригинальный оливье — это гастрономическая закуска, часть закусочного стола или буфета, призванная возбуждать аппетит в паре с ароматной водкой (например, лимонной).
Овощная база блюда нарочито нейтральна: картофель, свежие огурцы, листовой салат. Это что-то вроде фона, загрунтованного холста, на котором выделяется деликатесное мясо рябчика: нежное, суховатое, со смолистым привкусом. Далее идут яркие, броские вкусовые акценты, придающие закуске пикантный характер: пряный соевый соус, каперсы, оливки, а в более поздней редакции рецепта ещё и трюфели. Сладковатые раковые шейки балансируют и усложняют вкусовую и цветовую гамму салата.

Появившись в начале эпохи Александра III, оливье обрёл всероссийскую популярность в правление Николая II. Как фирменное блюдо ресторана «Эрмитаж» он упоминается в рассказе Власа Дорошевича «В Татьянин день» (между 1896 и 1899). У Василия Сахновского в рассказе «Таня» (1907) оливье фигурирует в числе закусок на домашнем застолье. Аркадий Аверченко упоминает этот салат среди закусок в буфете статусного петербургского ресторана «Медведь» («Осколки разбитого вдребезги», 1921).

В советскую эпоху салат Оливье утратил свой тонкий и пикантный характер и закусочную функцию, превратившись в незамысловатое, ровное по вкусу и сытное блюдо.
Икра
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Кадр из фильма «Сибирский цирюльник». Помимо наличия в Москве 1885 года красной икры, фантастической выглядит упаковка зернистой икры в липовые бочонки: она накладывалась в фаянсовые или жестяные банки.
Помните сцену из «Сибирского цирюльника» (1998), где генерал Радлов и авантюристка Джейн кушают в Москве на Масленицу горячие, ароматные блины с красной и чёрной икрой? Эта сцена такая же липовая, как и бочонки, из которых им эту икру щедро накладывают. Первая сюжетная линия фильма разворачивается в 1885 году, когда красной икры в Москве в помине не было.
До начала XX века под словом «икра» русский человек почти всегда имел в виду чёрную, осетровую икру. Именно с зернистой и паюсной икрой традиционно кушали блины на Масленицу.
Кетовая икра в дополнение к осетровой появилась в Москве и Петербурге с 1910-х годов, и связано это было с вводом в эксплуатацию Транссибирской магистрали. «Красная кетовая икра, которую ещё недавно рыбаки на Дальнем Востоке выбрасывали, как негодную, ныне служит предметом оживлённого спроса в Москве, в Петербурге и в других городах Европейской России», — сообщала газета «Новое время» в 1909 году. Исторически «красной» называли икру сиговых и только во вторую очередь лососёвых рыб, а также икру окуней, карпов, корюшки.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Газетные объявления о продаже кетовой икры и «амурской сёмги» (кеты) начала XX века. Фото с сайта «Газетные старости», starosti.ru
Наряду с красной кетовой икрой на русском закусочном столе появилась икра баклажанная и грибная. В конце XIX века «фиолетовые», или «армянские огурцы» для большинства жителей России были в диковинку. Даже в Санкт-Петербурге и Москве парниковые баклажаны покупали в основном выходцы с юга. Однако поваренные книги начала прошлого столетия уже содержат рецепты икры из баклажанов или грибов.
Сельдь
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Кузьма Петров-Водкин. Селёдка, 1918. Фото: wikimedia.org
Автор первого этнографического описания Сибири Екатерина Авдеева называла о́мулей «сельдями иркутскими». Изобильный лов и вкусное жирное мясо сделали сельдь важнейшей рыбой в европейской кулинарии. «Натюрморт с селёдкой» — популярный жанр в живописи со времён малых голландцев.
«Немецкие сельди», которых позднее стали называть голландскими, упоминаются ещё в Домострое (середина XVI века).
Во второй половине XIX века в Петербурге можно было найти голландские, английские, шотландские, норвежские и шведские сельди. Лучшими считались голландские, следом шли ирландские; остальные не отличались высоким качеством, но были дёшевы.

Сельдь непременно присутствовала на русском закусочном столе. Возьмём рецепт «Селёдок для закуски» из «Практических основ кулинарного искусства» (1-е изд. — 1899) Пелагеи Александровой-Игнатьевой: тонкие ломтики вымоченной в молоке сельди гарнируют ломтиками варёной свёклы, свежих огурцов, картофеля и зелёным луком, и заправляют блюдо негустым соусом провансаль (майонезом). Нетрудно усмотреть в этом рецепте контуры «Селёдки под шубой», ставшей популярной не ранее чем с 70-х годов прошлого века.
Дичь
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Газетное объявление о торговле сибирской дичью в С.-Петербурге. Скан из паблика «Газетная пыль», vk.com/pylgazet
«Склад сибирской дичи» располагался в начале XX века в доме № 73-2 по Невскому проспекту, если верить газетному объявлению. Одного рябчика отдавали за 25 копеек, «тетерьку» и (тетерева)-косача — за 30 копеек, «куру» (куропатку) — за 40 копеек. Для сравнения: домашнюю утку можно было купить за 70 копеек, потрошёный гусь обошёлся бы в 75 копеек, цыплёнок или молодая курица стоили 40 копеек.
Полное отсутствие дичи — одно из главных отличий рациона современного горожанина от дореволюционного.
Автор книги «Брюхо Петербурга» (1888) Анатолий Бахтиаров писал о сотнях обозов с тетеревами, рябчиками и глухарями, которые тянулись в Петербург по первому снегу. «Редкий столичный обыватель обойдётся на Рождество без рябчика или традиционного гуся», — утверждал он.

Ежегодный объём добычи рябчиков в России оценивался в 2,5–3 млн шт., из них 1,5 млн шт. поступало в продажу. Несмотря на высокую цену (тушка рябчика весит всего 350–500 г), рябчики часто подавались на жаркое и были основным сырьём для рецептов из дичи. Тетеревов добывалось вполовину меньше; высоко ценились тетеревята раннего возраста, следом шли самки — тетёрки. В продаже также были распространены белые и серые куропатки.

В Сибири одной из главных промысловых птиц был глухарь. В «Записках охотника Восточной Сибири» (1856–1863) Александр Черкасов называл глухаря «сибирским туземцем»: «он круглый год живёт почти на одном месте и в дальние тёплые края не отлетает»; «сибирские морозы для него нипочём, но сильные жары он не любит». Мясо глухаря считалось более грубым, чем у тетерева и белой куропатки, зато оно было самым прочным в хранении.
Гусь
В большом количестве в России также добывали кряковных уток и серых гусей. Гусятина присутствовала на русском рождественском столе с домостроевских времён.
В начале XVII века царский стол украшали не только ставшие притчей во языцех лебеди, но и «гусь верчёная», тетерев да «гусь шестная» (вяленая на шестке в русской печи), чинёная гречневыми крупами.
Мясо диких гусей считалось лучшим по вкусу, чем домовых. Поэтому в хозяйствах гуси изначально разводились для боёв, которые стали выходить из моды только в конце XIX века. Все русские породы гусей — тульская, арзамасская, холмогорская — несут в себе признаки «боевого применения».

В пищу домашних гусей, разумеется, тоже употребляли. В XIX веке гусятина приобрела характер регионального специалитета. В продаже были известны лужские, московские и бежецкие гуси, которых специально откармливали к Рождеству, вместе с утками и нижегородскими индейками.

Гусь с яблоками — традиционное европейское угощение на Рождество. По свидетельству Ивана Шмелёва, перед праздником из Российской Империи в Германию уходили сотни поездов с гогочущими гусями. Впоследствии птицу доставляли не живым товаром, а в вагонах-ледниках. Характерно русским вариантом этого кушанья была подача жареного гуся с мочёной антоновкой.
Поросёнок
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Курган. Рождественская ярмарка. Торговля мороженым мясом. Фото А. И. Кочетева. Начало XX в.
К Рождеству били не только домашнюю птицу, но и свиней. «Главный знак Рождества — обозы: ползёт свинина», — писал Иван Шмелёв. На заснеженных торговых площадях появлялись груды мороженых свиней и «чёрных и белых поросят… — белые — заливать, чёрные — с кашей жарить, опытом дознано, хрусткую корочку даёт с поджаром!» («Рождество в Москве», 1942–1945).

Если молочного поросёнка зажаривали целиком, то его начиняли рассыпчатой гречневой кашей с рублеными потрохами. Отваренный с пряностями поросёнок служил холодной закуской: его гарнировали отварными и маринованными овощами. Заливное из молочного поросёнка делалось аналогично заливному из рыбы. Популярным рождественским угощением был окорок ветчины, запечённый или варёный.

Исконное дополнение к запечённой свинине — клюквенный взвар, а к холодной закуске — растёртый со сметаной хрен.
Шампанское
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Жалованный ковш Л. С. Голицына, 1898. Хранится в Музее Фаберже (С.-Петербург). Фото с сайта fabergemuseum.ru
В Музее Фаберже в Петербурге хранится великолепный серебряный ковш с двумя раскинувшими крылья имперскими орлами и рдеющими эмалевыми вставками. Надпись на вставках гласит:
«Сей ковшъ съ Высочайшаго Его Императорскаго Величества соизволенія, воспослѣдовавшаго въ 4 день іюня мс͠ца 1899 г. ... пожалованъ кнѧзю Льву Сергѣевичу Голицыну въ воздаѧніе особо выдающихсѧ заслугъ его по отечественному виноградарству и винодѣлію...»
Князь Голицын начал заниматься виноделием в 1878 году после приобретения урочища Парадиз (впоследствии Новый свет) недалеко от города Судака в Крыму, где он заложил виноградный питомник на 20 га. Уже через четыре года, на упомянутой Всероссийской художественно-промышленной выставке, он получил золотую медаль за «сортимент хорошо выдержанных молодых белых и красных вин». Славу (и благоволение императора) Голицыну принесло производство русского шампанского, первые партии которого были выпущены в 1880-х.

Одновременно с виноделием в собственном имении князь Голицын организует производство шампанского в имении царской семьи под Новороссийском — Абрау-Дюрсо. В 1894–1900 годах в Абрау-Дюрсо были построены здание завода, пять подвалов-тоннелей, налажен промышленный выпуск тихих и игристых вин.

На обеде волостным старшинам 18 мая 1896 года в честь коронации Николая II и Александры Феодоровны было подано именно русское, а не французское шампанское, что особо отметили в официальном описании события. Кстати, согласно законодательству, «русским шампанским» назывались только вина, произведённые по шампанскому способу (méthode champenoise), с указанием местности и фирмы.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже Лев Голицын был избран вице-председателем международного жюри по оценке вин, а «шипучие вина из удельного имения Абрау-Дюрсо» получили высшую награду (гран-при).
Главным виноделом Удельного ведомства князя Голицына назначили в 1891 году — том самом, в котором Наследник Цесаревич Николай Александрович заложил во Владивостоке Великий Сибирский Путь. Благодаря Транссибу, в начале XX века русские виноградные вина, включая продукцию Абрау-Дюрсо и Массандры, продавались даже в рядовом магазине купца Татарникова в Бийске.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Государь Император Николай II (?) и князь Лев Голицын на тропе в Новом Свете у грота, 1912. Фото из паблика «Следствие длиною в век», vk.com/lastromanovs.
Сырьевая база и технологии царского имения и легли в основу производства «советского шампанского». Сделать отечественное игристое вино массовым позволил метод резервуарной шампанизации, внедрённый уже в СССР уроженцем Тобольска Антоном Михайловичем Фроловым-Багреевым. С 1904 года он работал химиком шампанского производства в Абрау-Дюрсо. В 1905 году Фролова-Багреева уволили за участие в революционных выступлениях, но год спустя восстановили в профессии, а в 1916-м пожаловали в статские советники. Три ордена, пожалованные ему в 1910–1916 годах, доказывают, что Фролова-Багреева в Российской Империи ждало блестящее будущее, а с ним такое же будущее было уготовано и русскому шампанскому.
* * *
Условный 1913 год гораздо ближе и понятнее нам, чем условный 1973-й. Многое взяв из культуры Императорской России в упрощённом и искажённом виде, советская культура при этом не произвела ничего ценного. И даже те смыслы, символы и блюда, которые по привычке считаются нами советскими, в действительности появились или были заложены до революционного переворота.

Со «старым» Новым годом!
поделитесь статьей