«Новосибирск по праву можно считать джазовым городом. И все прошедшие десятилетия этот ненадуманный престиж создавался на 90% самими музыкантами. Во всех аспектах: творческом, педагогическом, просветительском и организационном. Безусловно, в послевоенное время немалый вклад в продвижение джазового искусства внесли простые джазоманы, деятели культуры и даже некоторое количество членов КПСС и ВЛКСМ.
В последние десятилетия, да, джаз во всём мире вошёл в период стагнации, и в Новосибирске — тоже. Причём я имею в виду и творческое начало, организацию джазовых проектов, гастрольную деятельность. Поэтому я с большим интересом пошёл на концерт выпускников джазового отделения Новосибирского музыкального училища, под эгидой ТДО. Меня прежде всего интересовали будущие музыканты, наш стратегический запас. И концерт оказался весьма интересным.
Он показал, что есть ещё порох, страсть, явный талант, и джаз в городе не погибнет, хотя в год массовой эпидемиологической истерии импровизационное искусство понесло весьма ощутимые потери. Но я не буду разбираться в этой новой эпохе в социальной медицине земли.
Поэтому любой процесс, направленный на поддержку джаза в нашем городе, я только приветствую. Создание нового «Творческого джазового объединения» декларирует очень многое. Но в создание т. н. Дома джаза я не верю, и считаю это несколько наивной затеей. Почему?
Прежде всего потому, что если декларируется создание некоего центра, то для этого нужно весьма крупное помещение, которого ни первый, ни последний министр культуры НСО не дадут. Подобные структуры должны иметь мощных спонсоров, коими город беден. Это заведение должно иметь концертный зал минимум на 50 мест. Рояль, ударную установку и современную звуковую аппаратуру. Плюс обязательные кухню и бар. Так это принято во всех джаз-клубах мира. Постоянное напряжённое отношение с органами городской власти, обывателями, СЭС, пожарниками, Роспотребнадзором.
Кто в Доме джаза будет читать лекции, демонстрировать джазовые фильмы, создавать и пополнять джазовые библиотеку и фонотеку? Скажем, для репетиций, особенно молодых коллективов, это приемлемо. А концертная деятельность — это иллюзии.
Все музыканты не будут играть бесплатно! А чтобы заплатить даже скромные гонорары, нужны деньги. А их не будет, так как оборотной стороной этой проблемы стало весьма выраженное уменьшение количества слушателей и почитателей джаза. Какую-то брешь в этом закрывает Государственная филармония, которая также сильно изменила джазовый профиль на более лёгкий, я бы сказал, эстрадный. Два ансамбля тасуют из года в год одни и те же программы.
Если эта сказка станет явью, то посещать концерты будет от силы несколько десятков слушателей, так что денег от сборов с билетов, даже по 100 рублей, наберётся немного. А сам проект тянет на миллионы!
Короче, я не вижу в городе даже в обозримом будущем никого, кто эти деньги нашёл бы и дал. Даже если и появится таковой или энтузиаст, или целая организация, после открытия Дома джаза это будет исключительно убыточное предприятие, требующее постоянного подкармливания. Грамоты, вымпелы, медали и кубки — это куда проще, чем целенаправленное, экономически здоровое, не ущербное заведение.
Сам же джаз как искусство не умрёт. Останутся музыканты, которые будут играть диксиленд, свинговые группы, вокал, традиционный классический джаз и авангард. Жалко, что наиболее талантливые музыканты уедут по маршруту Москва — СПб. — столицы и другие города Европы. Поверьте, доходы джазмена невелики, и даже периодически поигрывая «на халтурах» в питейных точках, на банкетах, свадьбах и юбилеях, музыканту сложно содержать семью.
Музыкантов, которые ничего, кроме каких-то мелочей, не сыграли за период с 2019-го по 2020-й, огромное количество, и для них это упущенные годы жизни.
А ведь играть-то так хочется!».
Сергей Беличенко,
всё ещё музыкант и практикующий в клинике врач