Виктор Бухаров. Рождённый с чувством цвета

Tilda Publishing
КУЛЬТУРА
Антон Веселов

Почётный академик Российской академии художеств родился в городе Ишимбае. Там и получил «прививку цветом». Ребёнком собирал огромные букеты луговых цветов и выкладывал из них цветовые композиции.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Виктор Семёнович Бухаров. Фотография с сайта Новосибирского регионального отделения Союза художников России, nro-shr.ru
— Ишимбай — город, в котором первым ударил фонтан нефти. А вообще, Башкирия — край поэтов. Божественный. Я перебрался в Новосибирск в 1961 году, но до сих пор совершенно равнодушен к этому городу. Башкирия живет во мне неумолимо. Там все очаровательно — каменные степи, пространство гор, ковыль. Душа останавливается. Особенно когда цветут в июле совершенно девственные степи — всюду кашки, ромашки…
— Виктор Семёнович, вы никогда не сомневались, что будете художником?
— Мамин брат был самодеятельным художником — вырезал интересные фигурки из дерева, Чапаева даже. Участвовал во всесоюзных выставках таких же любителей. Мне он казался настоящим философом — то Паганини мне включит, то научит резать по дереву. Он дал мне заготовку из осокоря — это такое дерево, тополь чёрный, с очень плотной корой. Дядя мне показывал, а я довольно снайперски повторял. Потому что искусство у меня в крови. По матери я Спиридонов. А Спиридоновы-старшие все мастеровитые, на руку талантливые, хоть и образования небольшого. И с начинающими умели работать, поддерживали. Вот заспорили мы с дядей — он говорит, скажем, 10, а я 11.
И вдруг я оказался прав, а он нет. Он на меня так посмотрел, с уважением, даже с гордостью! Это для меня была лучшая поддержка. Детей нужно обнадёживать, вот так вот на них хотя бы временами смотреть!
— На своей малой родине вы и основы изобразительного искусства постигли?
— Я ходил в студию художника-фронтовика Ивана Михайловича Павлова. Делал объекты из папье-маше, выпиливал лобзиком, лет в 10 начал работать маслом. Такая была программа.
— Семья у вас большая — сёстры поддерживали вас в исканиях?
— Я вот с вами пять минут уже говорю. А со своими сёстрами, которые старше меня, я двумя словами не обменялся. Они сказали бы: что ты тут из себя изображаешь. Вот и весь разговор. И дело не в образовании — у них высшее. Просто они чужие, глухие к искусству.

Мы проявляем те свойства, что в нас заложены. Я вот Матисса первый раз увидел в 1969 году. После школы сразу в армию попал — три года служил, другим занимался. И художников я многих не знал — информация только официозная доходила. Сначала я в Третьяковку забежал. За час всё посмотрел — плюнул, всё плохо. Врубель там висел штабелем — в старом здании ещё, сейчас-то он гениально развешен.
И вот оказался в Ленинграде, а там как раз шла выставка Матисса к 100-летию художника. Добрался до этой выставки — восторг! Для меня цвет главное значение имеет. Когда мы через цвет, через сердце приближаемся к художнику — влюбляемся.
— В Сибирь вы отправились за отцом — его командировали на строительство нефтепровода. И не растерялись, попали в класс к народному художнику РСФСР Ивану Титкову?
— Это была редкая удача. В класс набрали 25 человек. Из них только я стал художником. Ещё двое — архитекторами. Один заслуженный архитектор Казахстана — Сергей Коханович. Он сюда вернулся, и тут пропадает. Всё же Новосибирск — город мертвецов. Другой был очень одарённый — Олег Муравьёв.

Нам выпало невероятное преимущество — возможность рисовать. Я красил дома, в студии, на кафедре рисунка в Сибстрине, в школе. Рисовал с утра до вечера.
— Исступлённость?
— Я бы, может, школу бы и не осилил — ходил туда я отвратно, как на дыбу. Но я всегда помнил, что нужен аттестат, иначе не выучишься на художника. Я всегда себя чувствовал другим — мне так ещё учитель математики говорила, знала, что своей дорогой пойду. Смотрела на меня — и всё ёкало внутри. Я был парень уверенный и боевой, но тут терялся. В наставничестве как у врачей — главное не навреди, дай шанс. Человеческая судьба — невероятно сложный организм: и от характера зависит, и от окружения.
— Окружением вас Новосибирск одарил.
— Нам повезло, что здесь жил гениальный художник Николай Грицюк. Художников море, а вот индивидуальностей единицы. Даже меньше единицы! В принципе, все двигаются по одним и тем же лекалам, мало мыслящих. А обострённости той, что отличает художника от основной массы, почти не встречается.

Недавно приобрёл изумительную книгу «Век самопознания». Автор, Эрик Кандель, опираясь на художников Густава Климта, Эгона Шиле и Оскара Кокошку, рассказывает о зрительном восприятии художников и восприятии зрителями произведений искусства. Так вот, эмоциональная реакция, по мнению нейробиологов, зависит исключительно от активности нервных клеток в особых отделах мозга. Если нет их — ничего не попишешь.
— Традиционно все масштабные художники имеют серьёзный багаж знаний. И о прошлом искусства имеют представление, и о будущем строят свои догадки. Вроде и самородки, и сенсорная система иная, но правила игры должны знать отлично. Без них никуда?
— Художники — занятые люди. Я вот в компьютер абсолютно категорически не играю, телефоном тоже не занят. У меня сил хватает только на экспозиции — на выставки, которые мы делаем в Союзе художников. Это мало кому можно доверить. Каждый, делая экспозицию, показывает, что он из себя представляет. Выходит таинство. Одну картинку не так повесишь — вся выставка начинает «лететь».

А теперь про знания. Я начинал думать, что мы от первобытного художника не очень-то отличаемся. В искусстве главное — бессознательное. Прямого отношения к знанию искусство не имеет.
Кто может знать, как правильно положить краску?! Пикассо говорил: «Как другой человек может понять мою работу, если я сам не знаю, откуда она пришла». И в этом тайна искусства, в этом наслаждение.
Посмотрите на бегущего оленя в пещере Альтамира в Испании. Там копыта, голова и ноги так соединены, что движение гениально получилось. Совершенно по красоте! Современный художник так и не сможет — пойдёт в зоопарк смотреть, что-то поверхностное вынесет. Наше искусство не то что вторично — мы, в общем-то, варвары. У нас своего искусства и нет, вся культура от Византии, а мы как бы наслаиваемся на случившееся.
— Вы к Византии ведь обращались как акварелист.
— Да, сначала я в Третьяковке увидел мозаику «Димитрий Солунский». Отойти сил не было! А потом оказался в группе акварелистов в Киеве. Мне дали разрешение поработать в Софийском соборе. И я целую неделю с 9 до 18 делал одну акварель. Каждое утро поднимался на хоры с мольбертом, выбирал какие-то элементы. Хотелось зарисовать всё — делали византийские мастера ещё при Ярославе Мудром, храм-то 1011 года постройки, в честь победы над печенегами! Как говорил Колин, «когда я пишу, я лучше вижу». Так вот, я просто заболел от совершенства этой мозаики. Представьте, у тех художников и имён-то нет, а ведь они передали совершенную пластическую гармонию!

У меня большая библиотека, хватает книг на тему древнерусского искусства. У нас таких художников не было — это всё римская пластика. В одной из книг прочитал, что когда Михайловский Златоверхий монастырь разрушали в 1934 году, часть евхаристии сохранили, отправили что-то в Эрмитаж, что-то в Третьяковку. Так вот «Димитрий Солунский» оттуда.

Так что ну как мы можем без знания. Со временем всё складывается в систему. Вот Грицюк — он точно проходил все этапы. С одной стороны, у него ранние работы промышленные прекрасные. Тема труда — определяющая. Новосибирская серия. Выставка о Питере — гениальная, в ней чувствуется фантасмагория, ужас и красота этого города с памятью о костях, на которых он построен. Все его периоды разные — в них и мастерство, и насмотренность, и знания, и опыт.
— Отключаться от профессии нельзя ни на секунду? У меня есть впечатление, что вы постоянно заняты рисунком. Бывает у вас «пустая полоса», когда можно в бездействии ловить вдохновение?
— Да мы разве работаем?! Спим на ходу. Как у Хемингуэя, с великим сравнивая, ты делаешь свой забег. Мне никак в Новосибирске не удаётся работать — без всякого кокетства говорю. Потому что моё подсознание всё время крутится, не выходит полностью отключиться. Я все эти «мазульки» делаю, чтобы себя хоть немного в равновесие привести.

С юности привык защищаться — у нас же в Союзе художников была война. Всем доставалось, особенно самым ярким, Николаю Грицюку, Льву Серкову… Грицюка и власть признавала — как-никак король акварели! Джемма Скулме, народный художник Латвии, говорила: «Великий художник». А художник-акварелист Ромис Бем: «Это явление». Его признавали, но развиваться не давали, даже звание притормозили, Союз выдвинул, а обком перекрыл...

Молодые люди должны внимательно чувствовать, помогать легендам. А вот мы хоронили, перевозили. Сейчас сложнее — хорошо, когда идут помогать выстраивать большую выставку.
— Вы ведь тоже часто оказывались под ударом — за своё свободомыслие? На кого полагались?
— Со временем понимаешь, что в принципе мало на кого можно надеяться. Была, скажем, в Академгородке такая Наталья Чижик — мало таких людей, созидающе-организующих. Она закончила Мухинское, влюбилась в какого-то физика-лирика и приехала сюда. Организовала студию «Март» и сделала отчётную выставку в Доме учёных в 1985 году, когда развернулась горбачёвская антиалкогольная кампания. Звонит расстроенная. Оказалось, бродила комиссия по борьбе с алкоголизмом, нашла рисунок — бутылка, лимон. Написали кляузу в райком.

Я поехал на комиссию. И вот сидят человек тридцать за столом — все в тройках, в галстуках — и невероятно серьёзно обсуждают эту бутылку. Дескать, это пропаганда антисоциального образа жизни!
Я встал: «Вы совсем одурели? Сезанн, Фальк писали такие натюрморты — это же просто зелёная форма. При чём тут алкоголь?!» Никто даже не заулыбался. Я к чему это вспомнил. Не только люди искусство не понимают, не дорожат им, многие ещё и в человеческом плане убогие.
— Про настроение хочу спросить — вы традиционно утверждаете, что вы пессимист. Хотя по вашим работам такого не скажешь.
— Для Матисса картина как букет цветов. А ведь он две мировые войны прошёл, но по его работам этого никогда не скажешь. У него одалиски, цветы… А вот у Пикассо наоборот. Все мировые события, вся личная жизнь его отражается в работах. Вот вам два типа художников.

Или вот Грицюк. Он был одержим. Посмотрите на его серии — Новосибирск, Крым, «Моя Москва», Петербург… Я его теперь часто сравниваю с Ван Гогом. У них такой короткий отрезок абсолютной концентрации, что они уже физически не могли жить. На поздних фото Эдика Керзона видно, как он размышляет. Опёрся на спинку стула, думает. Грань прошёл.

Всё это нелинейно. Микеланджело столько сделал физически! Объять нельзя! И что он пишет?
Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода,
В Ломбардии — нередких мест беда!)
Да подбородком вклинился в утробу;
Грудь — как у гарпий; череп, мне на злобу,
Полез к горбу; и дыбом — борода;
А с кисти на лицо течёт бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу
Сместились бедра начисто в живот,
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперёд,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.
Средь этих-то докук
Рассудок мой пришёл к сужденьям странным
(Плоха стрельба с разбитым сарбаканом!):
Так! Живопись — с изъяном!
Но ты, Джованни, будь в защите смел:
Ведь я — пришлец, и кисть — не мой удел!

Этот титан на смертном одре заявляет, что не всё сделал для спасения своей души!
— Может ли художник состояться без этапа реализма?
— Ты думаешь, я не реалист? Я ещё какой реалист! И реализм ведь бывает такой, что глаза бы его не видели. Всё реально. Красочка — она ведь несёт свои ощущения. Искусство уже всё сделало. Были уже и пуантилизм, и «Чёрный квадрат» — и созидание, и отрицание. Можно и в традиции быть с индивидуальностью. Индивидуальность должна быть не придуманной из пальца — вот такой я оригинальный. Органично должно быть — как поток.
— Вы как-то используете свой особенный статус? Почётный член Российской академии художеств — это звучит!
— Все эти звания — очень специфическая штука. Можно надуться от гордости. А ведь могли и не дать — и что с того? «Быть знаменитым некрасиво — не это поднимает ввысь» — ещё Пастернак говорил. Надо стараться минимум тщеславия допускать. Всё относительно.

Вот был такой Олег Комов, скульптор. Весь народный, действительный, правда заслуженный. Сидит на скамейке, спрашивает меня: «Ты, наверное, весь членистый». «Да не, зачем мне», — отвечаю. А он настаивает: «Ну а вдруг в обком пойдёшь?»
Хорошо, я в обком не хожу. Скульпторам это надо, конечно, они с властью работают, их без званий к проекту не допустят. А мне достаточно солнечного света, холста и красочек.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
«Автопортрет в красной куртке», работа Виктора Бухарова. Фото с сайта область-искусства.рф
Многие заслуженно получают звания, конечно. Тот же Вадим Иванкин (председатель регионального отделения Союза художников. — А. В.) — за его великий труд. Созидательных организаторов мало, особенно тех, кто не ради себя, а для коллектива. Наша обязанность — помочь им, чем получится. И продолжать заниматься своим делом.
поделитесь статьей