Театр на всё лето. И на бабье тоже!

Tilda Publishing
В Новосибирске стартовал Международный театральный фестиваль «ХАОС», насыщенный и длинный — с весны и до поздней осени
КУЛЬТУРА
Игорь Смольников
Театр на всё лето. И на бабье тоже!
Tilda Publishing
В Новосибирске стартовал Международный театральный фестиваль «ХАОС», насыщенный и длинный — с весны и до поздней осени
КУЛЬТУРА
Игорь Смольников

Международный фестиваль актуального театра «ХАОС» аргументирует собой арт-столичность Новосибирска.
Столичность эта в последние десять лет весьма пострадала. Подтаяла, обносилась и запылилась. Витаминные инъекции и тонизирующие средства ей лишними не будут. Пожалуй, последний раз «центром всего» наш город ощущал себя во время фестивалей «Интерра» — ярких замесов из науки и искусств, превращавших сибирское бабье лето в лето бразильское.

С тех пор Новосибирск подрос ввысь и вширь, и центр его уплотнился, превратившись в частокол высоток — с материальным урбанизмом, казалось бы, полный порядок, ещё лучше прежнего. А вот событийной провинциальности, напротив, прибавилось. Да, так бывает, даже в бурно растущем городе…
Афиша международного фестиваля актуального театра "ХАОС"
Афиша международного фестиваля актуального театра "ХАОС"
Противостоять этому процессу призван «ХАОС». Так зовётся Международный фестиваль актуального театра. Для людей, привыкших к бытовому, приземлённому толкованию слова «хаос», название это покажется более чем странным («Мишенька, ну что за хаос у тебя в детской! А ну-ка приберись!»). А для тех, кто знаком с изначальным смыслом этого греческого слова, не будет никакой натяжки. Античный Хаос — это не вульгарный бардак в комнате или неразбериха в тексте. Это не докторский почерк на рецепте. И не заросли на запущенной даче. Античный Хаос — это озарённое всполохами бескрайне-бездонное пространство, из которого возник мир людей, животных и богов. Древние греки — хоть и южный народ, но в формулировках были сдержанны. Никаких претензий они Хаосу не предъявляли. Ну да, сумбурный. Но ведь продуктивный!

В общем, у фестивального имени смысловое поле именно такое — антично-греческое. К тому же Греция театру ещё и родиной приходится. Потому спасибо тебе, Эллада, и за театр, и за Хаос.
Презентация Международного фестиваль актуального театра «ХАОС» в гостиной театра "Старый дом" Новосибирск.
Презентация фестиваля в пресс-гостиной театра
Нынешний «ХАОС» — второй по счёту. Первый, дебютный, пришёлся на 2019-й. 2020-й стал годом паузы — тогда в мире было с избытком хаоса обычного, не созидательного. Пауза, как ни странно, судьбу замысла не подпортила, а пригодилась. Удивительный 2020-й (ну удивительный он, что уж отрицать-то?) дал искусствам столько сюжетов, мотивов и рефлексий, что впору сказать ему спасибо.

За год всеобщей паузы общество настолько соскучилось по событиям, коммуникации и «движухе», что на ура нам теперь заходят именно большие, масштабные события. «ХАОС» размашист ещё и хронологически: он почти на полгода, его полный цикл — от конца апреля до последнего дня октября!

Фестиваль включает превью-программу, театральный и просветительский блоки, а также работу арт-резиденции и создание собственного фестивального production'а. Структура «ХАОСа-2021» выглядит вот так:

  • арт-резиденция: превью-проекты (июнь — сентябрь) и финальные показы (октябрь);
  • шоу-кейс негосударственных театров Новосибирска (18–21 октября);
  • программа приглашённых спектаклей (22–31 октября);
  • исследовательская конференция «Практика кураторства в театре».
      Стартовой и титульной площадкой фестиваля стал «Старый дом» — театр, который буквально за несколько последних лет пережил настоящий тонусный скачок.
      В новосибирском театре "Старый дом" прошла презентация международного фестиваля актуального театра «ХАОС».
      Здание театра "Старый дом", Новосибирск
      Он уверено втёрся плечом между НОВАТом и «Красным факелом» — превратился из «небольшого театра возле метро» в один из базовых адресов на культурной карте. Нет, в размерах он почти не увеличивался. Но возвращение его зданию старинного, крячковской работы, облика словно перезапустило театр. Его медийное «тело» теперь намного больше физического метража. И ему очень к лицу быть площадкой «ХАОСа».

      В Новосибирске есть прекрасные фестивали, но такого формата, как «ХАОС» с его арт-резиденцией, здесь больше не существует, отмечает генеральный директор фестиваля Антонида Гореявчева. Да и в России такая форма работы практикуется только двумя форумами. Поскольку мы претендуем на статус региональной театральной столицы и нам нужно поддерживать этот имидж, я думаю, прекрасно, что мы решили успешный опыт первой арт-резиденции развить и сделать шире. Принять участие в резиденции может любой житель Новосибирска, и для каждого из участников это направление «ХАОСа» отличная возможность реализовать себя. Не менее масштабными выглядят наши театральные и просветительские программы. Мы показывали спектакли, проводили лекции, мастер-классы, презентации, перформансы. Впрошлый раз события фестиваля привлекли внимание более 6000зрителей. Фестиваль стал очень успешным и получил прекрасный резонанс, который позволил нам заявить осебе на международном уровне.
      В этом году команда «ХАОСа» планирует сделать форум ещё масштабнее, а его влияние на социоментальную среду — ещё интенсивнее.
      Театральная программа, которую детализируют в начале лета, останется важной содержательной частью проекта, но вовсе не единственной.

      — Мы продолжаем развивать направления, заданные нами на первом фестивале, и стараемся включать как можно больше пространства в наше обсуждение театра, — говорит арт-директор фестиваля Оксана Ефременко. — Стараемся смотреть на пространство не изнутри театра «Старый дом» или из мини-миров приглашённых спектаклей, а пробуем видеть театр из пространства города Новосибирска. «ХАОС» присутствует в разных городских локациях, и для нас самое главное — это изучение через «ХАОС» нашей новосибирской идентичности. Мы любим наш город, и нам кажется, что в Новосибирске есть та молодая энергия, которая может взрывно, интересно и смыслово работать в творческом поле.
      Международный фестиваль актуального театра «ХАОС» аргументирует собой арт-столичность Новосибирска.
      В этом году арт-резиденция «ХАОСа» превращается в насыщенную творческо-образовательную программу, которая будет строиться вокруг главной идейной оси фестиваля — фигуры современного человека и его взаимодействия с четырьмя сферами: экологией, телом, этикой и информацией. Под руководством кураторов резиденты смогут не только теоретически и практически (лекции, тренинги, дискуссии) погрузиться в главные темы форума, но и принять самое непосредственное участие в создании творческих акций, стать авторами или перформерами фестивальных превью-показов и большого итогового финального проекта арт-резиденции, который будет представлен в рамках «ХАОСа» 30 октября.
      Презентация международного фестиваля актуального театра «ХАОС» в пресс-гостиной новосибирского театра "Старый дом"
      Презентация фестиваля в пресс-гостиной театра
      Если создатели превью-проектов первой волны стремились рассказать Новосибирску о «ХАОСе» и актуальном театре, привлечь зрителей на сторону новых художественных практик и увеличить число адептов современного искусства, то повелители второй волны сосредоточатся на доступных возможностях изменить город и начнут создавать проекты, которые помогут нам всем отрефлексировать поток времени, в котором мы живём. Поэтому превью-проекты в этом году станут одним из главных этапов работы арт-резиденции.

      С июня по сентябрь 2021 года, ещё до начала театральной программы фестиваля «ХАОС» и презентации финальных проектов арт-резиденции, жители и гости Новосибирска смогут увидеть превью-акции, посвящённые темам экологии, этики, тела и информации. Проекты будут представлены на разных площадках города. Всего запланировано четыре превью-показа, каждому из которых будет сопутствовать серия интеллектуальных событий: лекции, дискуссии, философские прогулки и экскурсии.

      Арт-резиденция — это возможность для каждого получить новый интеллектуальный и творческий профессиональный опыт, найти единомышленников, сформулировать и воплотить в самых разных формах искусства своё творческое высказывание, стать частью фестивального движения и менять вместе с командой «ХАОСа» пространство города. Обучение в арт-резиденции бесплатное, но стать резидентом можно, только подав конкурсную заявку на участие. Анкета для соискателей опубликована на официальном сайте фестиваля «ХАОС» и принимается на рассмотрение с 28 апреля по 15 мая 2021 года. Отбор ведут кураторы арт-резиденции. Результаты станут известны 20 мая.
      У фестиваля «ХАОС» очень насыщенная марочная айдентика — и визуальная, и звуковая.
      Антон Ниязов - новосибирский композитор, автор аудиообраза международного фестиваля актуального театра «ХАОС».
      Антон Ниязов. Источник фото: instagram.com
      Аудиообраз «ХАОСа-2021» воплотил новосибирский композитор Антон Ниязов, а исполнителями саундтрека в тандеме с автором выступили артисты театра «Старый дом» Александр Шарафутдинов и Наталья Серкова. Услышать «живую» версию того, как звучит «ХАОС», можно будет уже в июне. Человек «ХАОСа» обретёт свой голос в день старта продаж билетов на театральную программу. Продажи билетов на театральную программу начнутся с 18 июня.
      Логотип международного фестиваля актуального театра «ХАОС»: образ связей и реакций, притяжения и разъединения, целостности и соподчинённости, присущих человеческому организму и социальным сообществам во все времена
      Визуальная метафора второй волны «ХАОСа» — хромосомы на логотипе от петербургского дизайнера Нино Чагалидзе, служащие наглядной иллюстрацией той креативной силы, которая может запустить в сознании человека построение разнообразных сценариев смыслового поля. Именно Нино разработала основной логотип Международного фестиваля актуального театра в 2019 году, а два театральных сезона спустя представила его обновлённую тематическую версию как мощный образ связей и реакций, притяжения и разъединения, целостности и соподчинённости, присущих человеческому организму и социальным сообществам во все времена, независимо от биологической эволюции и исторического процесса.
      Неявно, не в лоб, на уровне эмоций визуальность «ХАОСа» напоминает эстетику знаменитой, многими вспоминаемой «Интерры» — похожее сочетание научности и художественности, технократизма и биологизма, конструктивизма и постмодерна.
      Нет, графику «Интерры» никто и не думал имитировать. Это сходство, наверное, просто ветром времени навеяло. Времени, когда в Новосибирске снова стало интересно.
      поделитесь статьей