Сам себе театр

Tilda Publishing
КУЛЬТУРА
Антон Веселов

Сергей Афанасьев, кажется, родился руководителем своего театра. Никто не помнит, что он был режиссёром народного театра Дома культуры имени Ефремова и худруком Дома культуры железнодорожников. По мнению театральной паствы, а также бизнесменов, политиков и красивых женщин, он сразу после Московского театрального училища имени Щукина — вот уже 35 лет как создатель, руководитель, царь и могущественный бог Новосибирского городского драматического театра.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Сергей Афанасьев. Фотография предоставлена автором
— Появление и восход нового театрального коллектива под руководством Афанасьева совпали с перестройкой — новым миропорядком, с новым пониманием истории, с новой страной. Это время надежд, время задыхающегося восторга от накатывающих откровенности и глубины. Так вот, мне кажется, вы — олицетворение этой надежды конца 80-х. Многие надежды не сбылись и отброшены, а вы продолжаете вдохновлять и радовать глубиной, смелостью и открытостью! Вы вообще как ко времени относитесь? И к этим промелькнувшим 40 годам?
— Я прожил очень счастливую, очень наполненную жизнь. Все эти годы я был безумно востребованным. К этому времени я отношусь прекрасно.
С большой опаской я отношусь к будущему. У меня есть предчувствие, что грядущее будет строиться по другим законам, не по тем, по которым жил я. Это меня и тревожит, и успокаивает.
Любое поколение, провожающее свою жизнь, встречающее новое поколение, всегда с опаской смотрит вперед: «Вот мы-то были! А вы-то кто такие?!», «Волосы отпустили, ходите как какие-то битлы», — это была моя юность, — «Клинья красные в клёш вставляете…»
— Носили? Отращивали?
— Ну а как же?! Я всегда был на гребне. Так что у меня есть двоякое ощущение от этих лет. С одной стороны, это были безумно долгие годы ожидания, надежд, мечтаний, что скоро всё сбудется, наладится, начнётся.
А с другой стороны, сидя сегодня с вами, я понимаю, что они схлопнулись, как пакет от пряников. Куда исчезают эти безумно длинные, безумно сложные годы?!
Начинали мы — вы правильно вспомнили, — когда страна вздохнула полной грудью. С ожиданием, что сейчас лучшее начнётся. И не скрою, многое началось. Свобода, другая материальная жизнь… Если бы не те годы, моего театра не было бы. В советское время открыть новый театр было невозможно. Сейчас, я думаю, тоже. Мы просто собрались интересной компанией молодых актёров, договорились, что мы открываем театр. Благо время было такое, что по всей стране театры стали расти как грибы. До нулевых в стране открылось 2500 новых театров. Они назывались «театры-студии на хозрасчёте». Всем тогда казалось, что волшебное слово «хозрасчёт» избавит от материальной зависимости от государства, от учредителя, от работодателя. И мы будем просто собирать деньги и на них радовать людей искусством. Ну, где там! Это невозможно.
Мы — молодые оптимисты — и предположить не могли, какое это затратное дело — театр. И до какой степени надо в него вкладываться, чтобы то, что ты показываешь на сцене, было хоть сколько-то интересно публике. Чтобы это не было любительским кружком или дворовым театришком.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Сергей Афанасьев. Фотография предоставлена автором
Поэтому через несколько лет после основания я приложил все силы, чтобы придать театру статус государственного. В Новосибирске вместе с нами открылось 12 театров-студий: «Золотые зёрна кукурузы», «Сибирский детектив»… Через несколько лет остался один. И вы его знаете.

Сорок лет тяжёлого труда. Первое, над чем мы трудились, — чтобы стать лучше. Так мы себе представляли конкурентоспособность. Наша задача была доказать, что мы делаем театр гораздо интереснее, современнее и правдивее, натуральнее, чем то, что мы видели на других новосибирских сценах. Всё творчество тогда было пронизано государственной идеологией и выполняло задачу, направленную на прямолинейное зомбирование. Да и залы театров тогда отнюдь не были переполнены.

На мое счастье, в городе тогда появился Изяслав Борисов, и мы узнали областной театр драмы (сегодня театр называется «Старый дом». — А. В.) в новом качестве. Я увидел там живых актёров, живые лица. Валера Шалавин, Андрей Невраев, Галя Алехина.
Этой компании молодых артистов, закончивших театральное училище и пришедших в камерный театр, было что-то нужно. Они сочиняли новые спектакли, а я ходил к ним и учился на этих спектаклях. Как меня манила волшебная камерность этого театра!
Небольшая сцена, осветительные приборы — последние мне казались алмазами, которые нужно найти в каком-то клондайке. Боже мой, как мне тогда (да и до сих пор) нужен был свет! У меня так и нет в театре прожекторов, которые могли бы тонким ярким лучом выхватить лицо артиста, его кисть, руку. У меня всё «вкл-выкл» — большой свет, маленький свет.

В общем, жили-трудились.
Нам не хватало денег, помещений, но у нас был избыток энтузиазма, азарта, мы были молодые, нам было море по колено. Валили вперёд, как локомотив…
И мы были популярны, как битлы. Не было дня в 90-е, чтобы в какой-нибудь газете не писали о нашем успехе.
Но мы даже не успевали этим упиваться, потому что, извините, скаламбурю, упивались тогда другим.
Не успевали наслаждаться успехом — не понимали его ценности и вкуса. Для нас важно было присутствие зрителей на наших спектаклях, аплодисменты. Набивалось в 28-местный зал «Кобры» по 40 человек, и всё равно все не входили. Не все входили и в 300-местный зал «Победы», несмотря на то, что зимой там не было тепла, люди сидели в шубах. И в маленьком подвале на Вокзальной магистрали, когда нас всё время обвиняли, что мы продаём билеты из-под прилавка перекупщикам, а потом получаем прибыль, тоже всегда был переаншлаг.
Для меня это счастье — что мы за все эти годы не видели пустого или полупустого зала. Что аншлаг для нас всегда был нормальным явлением. И что раз в месяц, приходя на работу к 10 утра, я шёл через громадную очередь людей, которые ждали у кассы, когда начнут продавать билеты на месяц или два вперёд.
А занимали они очередь с 7 утра! Я чувствовал, что мы нужны. Раз нужны — вперёд! Мы работали, как черти. Мы выпускали по 5–7 премьер в год. И нам всё казалось мало. Так прошли 40 лет.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Сергей Афанасьев. Фотография предоставлена автором
— Вы такая типичная рок-звезда в нашем околотке. Даже те, кто никогда не был на ваших спектаклях, отзываются о вас с уважением и некоторым испугом. В том числе бизнесмены и представители органов власти. Люди верят вам, потому что у вас правильная судьба героя — постоянная болтанка от провалов до высоченных подъёмов. Вы вообще как к рок-н-роллу и его героям относитесь?
— Я вырос в эпоху становления рок-звёзд. Рок сопровождал меня всю жизнь. С этого началась моя музыкальная культура. The Beatles, Rolling Stones, Deep Purple и наш советский рок. О нём мало говорят, но он был до такой степени сексуален! Нельзя было так танцевать под битлов, как мы танцевали под «Голубые гитары» или «Поющие сердца». А тем более под «Цветы». На школьных дискотеках обычно крутили русские песни за исключением одной, под которую выключали свет. Это песня Girl группы The Beatles. Девочки приглашали мальчиков.

Я никогда себя не мыслил рок-звёздой, потому что в первую встречу с моими артистами я сказал, что моей задачей вижу возрождение традиций русского классического театра. Меня страшно беспокоило то, что школа русского психологического театра уходит со сцены, на смену приходит соцреализм. Меня это просто бесило! Тогда как раз появилась «новая волна», которая основывалась на традициях русского психологического театра, — Вампилов, Петрушевская, Володин. Эти авторы нам помогли тогда — мы вместе осилили эту дорогу. И идём по ней до сих пор. Я так и не изменил себе, и изменять не собираюсь.
Прожив такую жизнь в театре (а я видел больше, чем много), могу уверенно заявить: ничего лучше, чем хорошо сделанный в русской традиции психологический спектакль, ещё не придумали.
Какие бы технологии на сцене ни показывали, сколько бы дыма ни пускали, сколько бы откровенно раздетых женщин (которых я безумно люблю) ни выпускали на сцену, сколько бы унитазов, ванн, душевых кабин на сцену ни загоняли, сколько бы ни было туда вбухано современных дорогущих технологий — ничего лучше живого артиста здесь и сейчас я не видел. Я считаю, театр для людей.

Театр — место серьёзного, интимного разговора по душам. Иногда я люблю, когда этот разговор идёт легко и сдобрен хорошим юмором, когда общение приносит радость, когда оно оставляет послевкусие. Такое, что люди неделями, месяцами или, как я, десятилетиями не могут забыть какой-то спектакль. Я вспоминаю свои первые ошеломляющие впечатления от театра — это, конечно, спектакли в Московском художественном театре в Камергерском переулке. Первые спектакли Льва Додина — «Братья и сёстры», «Дом». Конечно, это спектакли того же театра в постановке Фильштинского. Это разорвавшие мой мозг и мою душу спектакли Любимова в театре «На Таганке». Спектакли Петра Наумовича Фоменко.
Это я сейчас перечислил плеяду моих учителей, которые понятия не имели, что они учат какого-то парня из Новосибирска. Но они это делали с такой интенсивностью, что в Новосибирск я каждый раз возвращался другим режиссёром.
И со временем я понял, что моя задача — в каждом спектакле быть другим режиссёром. Да, не теряя своей стилистики, да, не теряя своего мировоззрения. Я вам сейчас открою секрет. Режиссёр — это не умение расставить актёров в мизансцену, поводить по сцене, не умение включить свет в нужном месте — всё это делают другие люди: техники, балетмейстеры, художники.
Режиссёр — это мировоззрение. Это умение передать зрителю свой взгляд на сегодняшнюю жизнь, на сегодняшний мир. Может быть, на прошедший.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Сергей Афанасьев. Фотография предоставлена автором
Сегодня мне кажется, что гораздо важнее смотреть не в будущее, а в прошлое. Потому что, не зная прошлого, мы будем беспомощными. Как сказал один из величайших режиссёров, один из моих анонимных учителей, Пётр Наумович Фоменко: «Если я не знаю прошлого — я не знаю, о чём говорить сегодня». А прошлое часто подменяется, искажается, перечёркивается, уничтожается. Сейчас принято говорить, что раньше были дураки, все было затхлым — дескать, сейчас придём мы и сделаем то, что вы никогда не делали.
Но, как оказывается, то, что сейчас предлагается, это даже не хорошо забытое старое. Это даже не забытое старое.
Современный театр, который, торжествуя, идет по сценам России, — это (и я докажу научно) очень несовременный театр конца XIX века Германии, Франции, Польши и Чехии. Хотите увидеть современный театр — посмотрите на спектакли 60–70-х годов этих стран. Один в один. Начиная с технологий, с ноль-позиции актёра (ничего не переживать, не передавать, говорить монотонно, чтобы зритель не успевал воспринимать текст, потому что он не важен, а важно то, что идёт на бегущей строке и какие женщины моются на сцене в душевой кабине). Зачем нужна ноль-позиция? Как говорят эти великие деятели, чтобы не засорять текст своими эмоциями.

Вы не представляете себе жестокость конфликтов Антона Павловича Чехова с Константином Сергеевичем Станиславским по поводу точного произнесения текста! Выразительного, человеческого!
Если бы Чехов узнал, что его тексты будут произносить в ноль-позиции через сто лет, он бы сжёг свои рукописи.
— У вас есть трогательное отношение к столицам? Ну, вот вы же вроде как опередили фестиваль «Золотая Маска», показывая нам свежайшие достижения столичных театров на собственном материале уже в 90-е!
— У Москвы и Петербурга есть свои недостатки и достоинства. В любом случае это концентрация идей, мыслей, талантов, искусства, духовной жизни. И если они друг с другом спорят — я бы не стал вмешиваться, это их проблемы.

Я выпускник Щукинского училища, я — московской школы.
И я чуть ли не с лозунгом ходил, когда мы открывали театр: «В Новосибирске должен и может быть театр столичного уровня». И всей своей жизнью я это доказал. И кто с этим будет спорить — того я немедленно вызываю на дуэль.
Провинциальность — понятие не географическое. Это не я сказал, но это так. Провинциальность в головах. Я знаю в провинции столько тонких, удивительных, интересных, столичного уровня людей! Особенно они сконцентрированы где-то в области нашего Академгородка. Ну и что, что они не так были заинтересованы театром — им было некогда, она были захвачены ядерной физикой. Но это образованные, удивительные, тонкие, талантливые люди, воспринимающие поэзию, музыку, живопись. Там, в Академе, возникала новая Россия. Но перестройка, к сожалению, это как-то прекратила…

Театр не всегда требует высоких технологий. Конечно, приятно прийти в театр, где установлено дорогое оборудование… Кстати, уверяю, скоро вы придёте в такой театр, где вывеска та же, а оборудование другое. Зайдёте и раскроете рот! Так же, как я каждую неделю прихожу и раскрываю рот. Входя и видя, какое оборудование появляется на сцене, по каким технологиям всё отделывается, с каким величайшим уважением к зрителям строится этот театр. Какой там будет замечательный буфет. Хорошее свободное фойе, выставочные технологии. Уютный гардероб. Женский туалет — больше, чем мужской.
Очередей не будет. Хотя иногда хочется постоять в очереди. Не торопиться. Посидеть в зале уже после того, как отгремели аплодисменты. Потому что есть послевкусие.
Много людей живут без театра и не чувствуют никакого дискомфорта — у них другие «подсластители», какие-то эквиваленты, которые его компенсируют. Я вырос в глухой сибирской деревне в Барабинском районе. И сколько себя помню, каждую субботу в каком-то из домов нашей деревни проходила вечеринка. Иногда она попадала на наш дом. Отец мой был трактористом — в Новосибирском краеведческом музее о нём есть сведения. Он — первый тракторист Новосибирской области, который закончил в 14 лет курсы трактористов и начал работать на тракторе «Фордзон» — у него был паровой двигатель, на чурочках.
И отец был таким любительским артистом. Собирались люди, садились за столы, выпивали, а потом пели. И сердце рвалось.
Конечно, тогда пели песни военных лет: «Вот кто-то с горочки спустился» или «Как же мне, рябине, к дубу перебраться». Потом выходили мужики.
Они не мудрили особенно. Брали полушубки, переворачивали на обратную сторону, свёклой красили себе щёки и давали представление.
Суть я не мог запомнить, потому что эти спектакли были немного похабные, до меня идея не доходила. Помню только, что все заливисто смеялись. И потом, много лет спустя, я понял, что у них был свой театр.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Сергей Афанасьев. Фотография предоставлена автором
Я напомню всем чеховский рассказ, который называется «После театра». Юная девушка восемнадцати лет приходит домой после театра — она смотрела «Евгения Онегина». Под таким впечатлением, что, не раздеваясь, бросилась за стол и принялась писать письма двум своим поклонникам — молодому офицеру, в которого была влюблена, и студенту, который был влюблён в неё.
Она по очереди писала письмо то одному, то другому. Страдала. Плакала. Обессилев, обрушилась на стол и уснула. Какое краткое, но великое изложение необходимости человеку театра!
Что делает театр с человеком? Он усиливает впечатления от его собственной жизни! Когда видите хороший спектакль, вы приходите домой и понимаете, как любите того и ненавидите этого. Как бы вы хотели любить, как в театре, или ненавидеть, как в театре! Работать, отдыхать. Не о том, что писала Татьяна своему бездушному Евгению, а о том, как в вашей жизни всё это происходит.
Театр незаменим, как дополнительная батарейка для вашей души. Насос, который качает вашу горячую кровь.
поделитесь статьей