Искусство или публицистика? Искусствоведы воспринимают работы фотолюбителей столетней давности всерьёз. Впрочем, как ещё относиться к хобби великих. Скажем, к стёклам инженера Шухова, автора разбросанных по всему СССР легкоузнаваемых башен. Да, он тоже стремился запечатлеть исторические события — тут вам и последствия декабрьского восстания 1905 года, и разрушенная во время кровопролитных боев Красная Пресня, и госпитали, принимающие раненых с фронтов Перовой мировой. Пользовался он фотографическими возможностями и в сугубо научных целях. В коллекции есть и стереофото, на которых Шухов старался передать эффект движения через трёхмерное изображение. Но самое удивительное — целый корпус портретов своего окружения. А ведь в стереофотографии бытовал негласный запрет на съёмку крупных планов!
Шухов, понятно, на особом счету. Но есть и другие — скажем, братья Пётр и Михаил Ниловичи Второвы, племянники владельца крупного Торгового дома «Н. А. Второв и сыновья», чей особняк в Москве известен теперь как Спасо-Хаус. Михаил Нилович увлёкся стереофотографией в 1910-м, быстро «пересел» с простенького «Глифоскопа» на «Вераскоп». Это уже серьёзный аппарат с 12-кассетным магазином для стеклянных пластинок. В 1915-м камера оказалась у старшего брата Петра, с ней он отправился на войну. Пётр Нилович был не так погружен в искусство, как Михаил. Его пьянила сама возможность зафиксировать окружающую реальность. В объектив его «Вераскопа» попали боевые офицеры и бравые солдаты, хорошенькие сестры милосердия, первые самолёты и военные автомобили — с фронта Пётр привёз богатую коллекцию стереонегативов.
Михаил тоже своё увлечение не бросил — снимал поездки на охоту и отдых на озёрах Селигер и Сенеж, южные курорты вроде Крыма, Кавказа и Кисловодска. Даже за границей, будучи в командировке в Германии и Италии, он не прекращает погоню за хорошими кадрами. Последние стереоснимки Михаила датированы 1948 годом — он пользовался камерой буквально за несколько месяцев до смерти. И многие стёкла сохранились!