Сергей Мосиенко. Дела и время

Tilda Publishing
КУЛЬТУРА
Антон Веселов

График-живописец, создающий «гипертексты» маслом и карандашом, наследник классической традиции в искусстве, имеющий инженерно организованный мозг, плакатист, газетчик, автор фирменных знаков, театральный художник-постановщик Сергей Мосиенко за свои неполные 75 лет прожил полноценные 40 жизней.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Сергей Сергеевич Мосиенко. Фотография с сайта Новосибирского регионального отделения Союза художников России, nro-shr.ru
Мосиенко для меня — символ ироничной обстоятельности и необременительного трудоголизма.
Я наблюдаю за ним три десятка лет и никогда не ощущал этой вот натужности бытия. Он демонстрирует бытовой героизм с улыбкой гедонистического фавна, в шутку рассказывает великие мифы, всерьёз «красит» десяток холстов в месяц.
Мосиенко для меня — символ Кажется, всё это я знал и раньше — что он окончил школу с золотой медалью, что защитил экспериментальный диплом по дизайну металлорежущих станков, что был художником-постановщиком телефильмов и телеспектаклей и главным художником всесоюзного журнала СО АН СССР «ЭКО». И всё же, собранные в одном абзаце, все эти приметы славного прошлого производят впечатление исторической глыбы, равно как и тиражи мосиенковских плакатов, напечатанных издательством «Плакат».
— В течение долгих лет не имеющие отношения к искусству зрители с пристрастием допрашивали меня, дескать, правда ли Мосиенко — главный художник Новосибирска? Причём на этом посту он сменил Шурица и Меньшикова. Я знаю, что это не так, и всё же в каком-то смысле вы на самом деле формировали и продолжаете определять вектор художественного развития города. Вы когда-нибудь занимали руководящие должности в культуре?
— Насчёт главного художника — это для меня откровение, конечно. Должности мне щедро раздавали друзья. Скажем, был такой довольно известный и удивительно талантливый график Николай Мясников, который к тому же писал иронические рассказы. Так вот, у него есть произведение про то, что в каждом городе есть два художника — Мосиенко и Шуриц, которые всё захватывают и другим не дают продохнуть. Он как-то принёс мне этот рассказ и спрашивает: «Ты не обижаешься?» Я ответил: «Коля, это же лучшая реклама!» У нас были доверительные отношения — слишком давно знакомы. Когда я работал в кабинете художественного конструирования на машиностроительном факультете НЭТИ, он пришёл туда лаборантом, довольно долго работал под моим началом, а потом я привлёк его к работе в журнале «ЭКО». Постепенно он вырос в большого писателя.
Александр Шуриц — художник-график, живописец, член Союза художников СССР и России. Иллюстрировал множество книг: Андерсена, Маршака, Чуковского, Гайдара, Волкова. Автор легко узнаваемого стиля в живописи до своей смерти в 2017 году считался самым дорогим и маститым художником города.
Данила Меньшиков — художник, член Союза художников СССР и России, заслуженный художник Российской Федерации, сын знаменитого скульптора, брат известного художника, долгое время один из главных брендов Новосибирска.
— Вы могли стать руководителем весьма смелого проекта — своего рода парка представительств стран Евразии в Новосибирске.
— Мы с известным архитектором и педагогом Татьяной Тайченачевой действительно продвигали такую идею. Новосибирск находится в центре Евразии, логично показать всю художественную мощь музеев этой территории. Мы сошлись на том, что достаточно будет выделить каждому государству по четыре гектара новосибирской земли, на которых арт-менеджеры смогут создать свое «государство в государстве», проводить культурные, развлекательные и познавательные программы. Можно было бы даже имитировать климатические особенности представленных стран — от искусственной волны до соляных пещер.
Одним словом, фантазия у нас буйная, мы пофонтанировали, всё записали и с этими предложениями сходили в мэрию и даже в более высокие инстанции. Всем всё нравилось. Но взяться за эту глобальную идею никто так и не решился.
— А ведь обычно у вас всё получается. У вас какая-то лёгкая и победоносная биография: семья героя, золотая медаль в школе, особый диплом, особая линия проектирования. Вам Провидение всегда помогало. Причём, как и в ваших работах, не всегда ясно, где заканчивается настоящая большая серьёзная история, где вступает в игру миф, а где начинается ирония. Вы баловень судьбы, родившийся с серебряной ложкой во рту, или просто оптимист?
— Я действительно закончил школу с золотой медалью. Но это всё благодаря моей сестре. Мы вместе учились, хоть у нас и разница в полтора года. Перед тем как идти в школу, я сильно заболел, провалялся полтора месяца дома, опоздал на учёбу. Родители решили отдать меня на год позже, а сестру взяли в первый класс в неполные семь. Так мы все десять лет школы отучились вместе, сидя за одной партой.

Сменили шесть или семь школ — отец военный, мы часто переезжали с места на место: Подмосковье, Прибалтика, Германия, Новосибирск. Но школу я закончил с золотой медалью, на Украине. На последние два класса нам пришлось от родителей, которые тогда жили в Германии, перебраться к тете. В советское время нельзя было дальше восьмого класса учиться за пределами страны — считалось, что на неокрепшие умы может повлиять западная культура.

Уехать-то мы уехали, да только в советской школе нас не спешили принимать — учителя боялись, что мы растлим одноклассников. Один хороший педагог всё же взял, стал любимым классным. К концу школы в его классе было пять медалистов: три золотых и две серебряных.
И те учителя, которые поначалу от нас отказывались, стали просить «подарить» нас для улучшения своей отчётности: «Отдайте нам Мосиенок!»
— Нетривиальная история. Вы так и шагали с сестрой по жизни парой?
— Начали учиться отдельно только когда переехали в Новосибирск — моя сестра поступила в педагогический, а я в НЭТИ. Причём сразу чуть не вылетел — как это часто бывает у молодых людей, начал заниматься чем попало, только не учёбой. Возможно, ушёл бы из института, если бы не открылся кабинет художественного конструирования Рюрика Петровича Повилейко и Леонида Владимировича Левицкого. Я устоял, перевёлся на Машиностроительный факультет и даже защитил диплом по художественному конструированию на полгода раньше сверстников! Вот такая жизнь кувырком…
— Вы настолько глубоко погрузились в новую специальность, что даже остались на кафедре преподавать.
— Понятия «дизайн» тогда не существовало, мы занимались технической эстетикой. Я преподавал «Основы композиции» и «Основы художественного конструирования», меня всё это новое окрыляло. А потом академик Аганбегян пригласил меня в журнал «ЭКО». Учёные решили поменять образ журнала, дополнить интересные, но сухие статьи яркими и весёлыми, раскрывающими суть повествования, картинками. Вот это дело и доверили мне. Художников такого плана тогда почти не было, собирали коллектив по крупицам. А в 80-е все мы, художники «ЭКО», начали серьёзно заниматься карикатурой, отправлять свои работы на международные конкурсы сатирической графики, получать награды и даже вливаться в состав жюри. Всё это закончилось в девяносто первом, когда Союз распался.
— Новосибирск в середине 80-х стал столицей карикатуры, наши художники высоко ценились и хорошо издавались. Вот у вас ведь были многотысячные тиражи?
— Благодаря тому что некоторые работы были закуплены издательством «Плакат ЦК КПСС». Нормальный тираж мог быть и в 100 000 копий. Плакаты продавали в магазинах, их распространяли по партийным каналам. Одни вешали плакаты в начальственном кабинете, другие на этих плакатах выпивали. В перестройку в список моих активно тиражируемых плакатов попали и весьма по тем временам смелые…
— Я прекрасно помню плакат, на котором изображён Брежнев в короне из кремлёвской стены.
— Всё правильно. У этой работы примечательная история. Раньше художников собирали со всей страны на творческие дачи Союза художников, селили вместе на пару месяцев, оплачивали проезд, кормили, давали мастерскую. Отчитываться за это нужно было одной работой. Вот на одной из таких дач я и сделал плакат, на котором изобразил Брежнева с короной в виде кремлёвской стены.
Картинку сопровождал текст переделанной пословицы — вместо «Конец — делу венец» я написал «Венец — делу конец». Коллеги перепугались, сказали, что я с ума сошёл.
Но события развивались так быстро, что уже через год этот плакат напечатало издательство «Плакат».
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
«Венец — делу конец», работа Сергея Мосиенко. Предоставлено художником
— Какой там страх, творческие дачи — это же был сплошной праздник. Расскажите какую-нибудь байку.
— Весёлых историй была масса. Скажем, приехали мы на очередную творческую дачу. А вместе с нами прибыла группа художников из Ростова, очень талантливые ребята. И они как-то сразу взяли бразды правления в свои руки. Сначала на уровне капустников, а потом и тотально. Они рассуждали просто: раз мы казаки, то творческие дачи станут нашей казачьей сотней. С этого момента все остальные художники были вынуждены 24 часа в сутки эту сотню изображать. Дисциплину поддерживали на фоне обильных возлияний. Могли разбудить ночью, начав колошматить по дверям, или построить на линейку утром.
Наш руководитель, интеллигентный художник из Питера, когда его весь этот карнавал доставал, выходил к общественности и повторял слова из фильма «Раба любви»: «Господа, вы звери!»
В старосты выбрали тогда Александра Таирова — вы все его хорошо знаете. Саша — человек импозантный и прагматичный, предложил, пока есть деньги, скинуться и купить всё необходимое для приёма комиссии, которая будет принимать наши работы по завершении сезона. Мы его послушали, купили два-три ящика напитков и спрятали их в комнате старосты. Комнату Таиров делил со мной, так что я тоже стал заложником этих ящиков и свидетелем событий. Каждую ночь нам стучали в дверь и требовали поделиться. Мы отказывали. А как-то я проснулся и увидел скользящую по комнате тень — оказалось, один художник влез к нам через окно. И уже добрался до заветного шкафа…
Александр Таиров — художник-график, дизайнер, плакатист, член Союза художников СССР и России. Много лет был главным художником городских праздников, сейчас больше известен как автор «Арт-встреч», на которых он рассказывает о главных художниках всех времён.
— У вас была бешеная работоспособность, раз в таких условиях вы ещё успевали создать шедевры… А вы сами какие свои работы большим тиражом напечатали бы?
— Некоторые даже не вспомнишь, а некоторые всё ещё актуальны. На днях мой друг Михаил Паршиков вспомнил триптих 1987 года, на котором наши вожди были изображены в виде цирковых артистов. Сталина я вывел фокусником, который из шляпы достает кишки. Хрущёв был дрессировщиком, под чьим командованием через горящий обруч прыгают мозги (обещал ведь, что будем жить при коммунизме). А Леонид Ильич стал эквилибристом на одноколёсном велосипеде. Только вместо колеса у него между ног вертится циркулярная пила, и он, весь увешанный орденами, сам себя распиливает. Этот триптих я приготовил для «Выставки восьми». Буквально завтра вернисаж.

И тут на монтаж к нам заглянул какой-то народный художник из Бурятии. Посмотрел всё и тут же в райком партии отправился. «А вы знаете, что у вас там провокация висит?» — сказал кому надо. Сигналы тогда проходили быстро. Кто надо тут же пришёл к председателю нашего Союза художников Виктору Николаевичу Лагуне, поставил вопрос ребром. А я, надо признать, тогда молодым был членом Союза — только в 1985 году вступил.

Вызвал меня Лагуна, говорит, дескать, из-за меня сейчас все очереди на автомобили и квартиры слетят — надо спорные работы срочно убрать. Я взял ножницы и срезал все три. Так выставка и открылась — с лакунами. А я отправился лечить свою язвенную болезнь в Ессентуки. И вот буквально через несколько дней звонит мне жена и говорит, что приехали гости из Прибалтики, хотят этот триптих купить. Так три плаката Новосибирск и не увидел — они сразу уехали в Прибалтику.
Михаил Паршиков — художник-график, плакатист, член Союза художников СССР и России, член АСЕА (Испания). Плакаты Паршикова 80-х и 90-х до сих пор остроумны и своевременны, а тогда были флагом целого поколения. Его графические серии, прежде всего «На стульях» и «Линии», вошли в Золотой фонд российской графики.
— Где тот рубеж, за которым беспредельная храбрость стала расчётом и моветоном? Тема смелого переосмысления советского наследия ведь быстро вышла в тираж?
— За год-два. От некоторых своих работ сегодня я бы отказался — от тех, которые были в большей степени хулиганством.
Но это не от глупости, а от избытка чувств получилось. Но это не от глупости, а от избытка чувств получилось. Представьте, сидели вы много лет в душном подвале, и вдруг кто-то настежь распахнул все окна и двери!
Наступило временами отупляющее опьянение. Все мы сделали и очень сильные работы, и абсолютные глупости. Слава Богу, слабое позабылось, растерялось.

Между прочим, сами по себе «Выставки восьми» уже были смелым актом. Раньше ведь у художников всё было строго регламентировано, консервативно. Если ты в секции графики — будь любезен, твори графику, выставляйся на региональных выставках графики. И не дай Бог применишь другую технику или выберешь спорный сюжет! И тут мы сколотили команду, в которую вошли и графики, и живописцы, и скульпторы. Причём всем хотелось предъявить публике что-то совершенно новое! Несколько выставок прошли на ура. Потом случилось многолетнее затишье. Спустя много лет мы с Шурицем организовали ещё «Выставку восьми». А после его смерти тема оказалась закрытой.
— А какие во времена первых «Восьмёрок» родились лозунги!
— На выставке в Доме учёных, помню, мы показывали по-настоящему смешные тогда вещи.
И лозунги вроде «Есть такая партия, пить такая партия, спать такая партия» или «Слава Великому октябрю, слава Великому ноябрю, слава Великому декабрю».
— Вы много лет подряд каждую неделю сдаёте смешные первополосные рисунки в газету и вообще стараетесь быть смешным по расписанию. Ещё со времён театра миниатюр и поездок за Полярный круг!
— Действительно, я был художником студенческого театра Сатиры под управлением Вадима Ивановича Суховерхова, даже за один из спектаклей по Сухово-Кобылину получил на фестивале приз за лучшую сценографию. А вот на Сахалин они ездили без меня. Правда, рассказывали потом кучу забавных историй. Вот, скажем, одна. Из Новосибирска артисты прихватили много водки — на Сахалине сложно было с алкоголем.
Одно из выступлений назначили в селе Крабозаводское. Так они его переименовали в «Крабы за водку», потому что организовали там взаимовыгодный обмен тем, что было в избытке.
А что касается иронии — это моя спутница по жизни. Ирония неизбежно присутствует и в моей живописи, и в моей графике. Только это не хохма ради хохмы. Грань тонкая, конечно.
— Минимальный уровень иронии в ваших библейских циклах. Откуда такой интерес к Вечной книге?
— К библейской теме меня привёл Саша Шуриц — он основательно разбирался в материале. А я поначалу поверхностно подходил, апеллировал только к общеизвестным фактам. Потом начал внимательно читать Библию, Новый и Ветхий Заветы, и тема меня «забрала». Причëм, скажем, четыре канонизированных Евангелия мне интересны в первую очередь идеями, заложенными в проповедях Иисуса Христа, нежели чудесами, которые он мог совершить или совершал. Хотя, конечно, все без исключения тексты этого документа очень глубоки и мудры. Это основа, на которой выросли миллионы, вся современная история строится на этих книгах.

Поэтому я продолжаю делать работы на библейские темы. Даже несмотря на то, что некоторые священнослужители не любят, когда художники обращаются к библейской тематике в своей свободной манере.

Современность, как любят говорить философы, сегодня игровая, не как раньше, когда все мыслили категориями тысячелетий.
В новой реальности всего нужно достичь за одну жизнь, подготовить окружающих к потопу.
Это тоже задача и благодатная для художника тема — вот эта философская гипотеза о том, что окружающая нас реальность является симуляцией.

Я стараюсь разобраться в умозаключениях учёных, которые рассматривают нашу жизнь как сложную многоуровневую компьютерную игру, в которой ради реалистичности программа подстраивается под наше восприятие, формируя материальные объекты, разум и сознание. Это тема для целой серии. Нужно успеть — пока не закончилось игровое время.
поделитесь статьей