Ну да, «Бесприданница» Островского — это, вообще-то, про убийство. В дни, когда пьеса была свежим драматическим материалом, она именно так и воспринималась. Потому что писал её Александр Островский по материалам Кинешминского уездного суда — по делу № 40. Фигурант его, Иван Коновалов, в пьесе превратился в Юлия Карандышева. Премьеры 1878-го, в Малом и Александринке, обернулись в обеих столицах синхронными скандалами. Островского, выражаясь современным языком, обвинили в хайпожорстве. Дескать, уголовное дело на сцену тащить — как можно-с, фи!
Справедливости ради стоит отметить, что грубая конкретика криминальной хроники уже становилась к тому времени литературным триггером: например, свою «Кармен» Проспер Мериме написал по ходу репортёрско-этнографической работы в Испании: про то, как нервный солдатик-контрактник девчонку фабричную убил. Это уже потом сюжет оброс роковыми розами, тёмными страстями, цыганскими шалями и колоратурным вокалом. Изначально же — ну самая поточная новость из раздела «Сводки этой недели». Западная беллетристика к такой первооснове за столетие уже попривыкла. А русская сцена её осилила к 1890-м — тогда «Бесприданница» перестала числиться возмутительной поделкой и превратилась в хит. Ну а потом — в классику. А потом — в плакатно-обличительный фильм Протазанова. И наконец, в окаменевший академический памятник. Первым из этого несимпатичного состояния пьесу вывел Эльдар Рязанов.