Из династии первых скрипок

Tilda Publishing
КУЛЬТУРА
Марина Андрианова

В Новосибирске выступил скрипач из Великобритании Александр Ситковецкий.
В Новосибирске выступил скрипач из Великобритании Александр Ситковецкий
Фото: Михаил Афанасьев
Ученик школы Иегуди Менухина, представитель блестящей династии музыкантов (среди его близких родственников — скрипач Юлиан Ситковецкий (двоюродный дедушка), пианистка Белла Давидович (двоюродная бабушка), скрипач и дирижёр Дмитрий Ситковецкий (дядя), его отец — рок-музыкант, создатель легендарного «Автографа») британский скрипач российского происхождения Александр Ситковецкий впервые выступил в Новосибирске с Новосибирским симфоническим оркестром под управлением Томаса Зандерлинга.

Слово «впервые» сразу настораживает. Ведь те, кто побывали на концерте 4 июня в Государственном концертном зале имени А. Каца, своими ушами слышали, как солист говорил, что не был здесь с 2006 года, играл тогда в другом зале, потому что этот ещё не появился, и т. д. К тому же информация о том, что его встреча с Новосибирским академическим первая, — тоже неправда.
В Новосибирске выступил скрипач из Великобритании Александр Ситковецкий
Фото: Михаил Афанасьев
И всё же сказанное абсолютно справедливо и ничуть не противоречит истине. Дело в том, что в далёком 2006 году многообещающий молодой скрипач, выступавший в свои 13 лет в Букингемском дворце перед королевой Елизаветой II и королевской семьёй, концертировавший на многих престижных сценах Европы, дебютировавший в Нью-Йорке с само́й Беллой Давидович, приезжал сюда вместе с московским коллективом. А с нашим замечательным симфоническим оркестром познакомился вдали от сибирских просторов, а именно — в Англии, в ходе большого триумфального гастрольного турне новосибирцев. Александр Ситковецкий исполнял там вместе с ними Скрипичный концерт Чайковского и тот самый Второй концерт Прокофьева, что прозвучал сейчас для нашей публики. Но дадим возможность высказаться про Новосибирск самому музыканту, названному журналом The Strad «звездой нового поколения» еще в 2000-х:

Оркестр я хорошо знаю, потому что мы два года назад ездили по Великобритании, сделали большое турне, оркестр играл более 15 концертов (не помню точное число), я участвовал в шести из них, включая выступления в Лондоне и других больших городах. Маэстро Зандерлинга знаю ещё со студенческих времён, даже играл тогда в оркестре, которым он дирижировал. Так что у меня давно с ним хорошие отношения. Я получил громадное удовольствие от нашего турне два года назад. И очень рад в этот раз приехать. Новосибирск как город, честно говоря, не очень хорошо помнил, потому что в тот раз, 15 лет назад, приехал буквально на 36 часов. Это было с московским Камерным оркестром, в турне по России Новосибирск был первым городом. Помню, тогда ещё с маэстро Кацем познакомился, это для меня была большая честь. Как любой скрипач я понимаю важность многих музыкальных личностей, таких как маэстро Кац, Брон, Венгеров, Репин, — на этом я вырос. Поэтому поездка сюда, как я только что говорил маэстро, стала для меня настоящим чудом, так как из-за пандемии в последние полгода концертов практически не было. Я со 2 декабря до 22 апреля на сцену не выходил вообще, только какие-то стримы делал. А с февраля начал повторять Прокофьева, и я так счастлив, что получилось реализовать задуманное, и мы все получили большое удовольствие.
В Новосибирске выступил скрипач из Великобритании Александр Ситковецкий
Фото: Михаил Афанасьев
— Несомненно. Концерт был исполнен блестяще, публика больше 10 минут вас не отпускала. Прокофьев явно ваш автор.
— Я его очень люблю. Последний мой концерт (если не считать, что потом ещё Бруха сыграл) был в октябре в Венской филармонии, я играл там Первый концерт Прокофьева. Так что для меня сыграть там Первый, а тут Второй — очень знаменательно. Прокофьев мне очень близок теперь.
— Удивительно гармоничным получилось его сочетание с Бахом. Я подумала о Бахе, когда вы играли финал концерта Прокофьева: тот же образ движения, и вдруг мы на бис слышим именно Баха, «Сарабанду» из скрипичной сюиты.
— Знаете, у меня такое впечатление, что Бах резонирует с каждым композитором, честно. И если меня спрашивают, кто мой любимый композитор, я всегда возвращаюсь к Баху, мне кажется, что он оставил теоретическую основу всей музыки, и все его произведения такие разные, написанные в разных жанрах, стилях… Другие композиторы потом от него всё взяли. Так что для меня Бах гармонирует с каждой музыкой.
— В позапрошлом году в Новосибирске на VI Транссибирском Арт-фестивале Вадима Репина выступал скрипач Дмитрий Ситковецкий, ваш знаменитый дядя, со своим проектом по «Истории солдата и чёрта» Стравинского, с Познером, Макаревичем.
— Да-да, я знаю.
— А вы не хотите себя в чём-то неординарном попробовать?
— За последний год я многие идеи обдумывал, честно говоря, но до театрального проекта ещё не дозрел.
— Вы же балеты ещё в юности писали. И они даже были поставлены!
— Ну, я написал. Но это было очень давно, я только музыку делал, в постановке никакого участия не принимал. Зная Диму, думаю, он бы и в этом принял участие тоже. (Смеётся.) У него великолепная фантазия, ум и знания, и музыкальные, и театральные, и литературные. Я как раз ему этот концерт поиграл на уроке, это было очень полезно.
— Да, у вас семья, конечно, легендарная. Вы сами даже в фильме снимались.
— Да-да-да. Но тогда я был ещё совсем маленьким.
— Что ж, будем ждать следующих встреч с вами.
— Очень надеюсь. Спасибо, это большое удовольствие.
О концерте, исполненном нашим гостем в содружестве с Новосибирским симфоническим оркестром, сам Прокофьев в своей «Краткой автобиографии» в 1941 году писал следующее: «В 1935 году группа поклонников французского скрипача Сетанса (Soёtans) предложила мне написать для него скрипичный концерт, с тем чтобы он в течение года имел исключительное право его исполнения. <…> Писался концерт в самых разных странах, отражая тем мою кочевую концертную жизнь: главная партия первой части написана в Париже, первая тема второй части — в Воронеже, инструментовка закончена в Баку, первое исполнение состоялось в декабре 1935 года в Мадриде. С этим исполнением связана интересная концертная поездка совместно с Сетансом по Испании, Португалии, Марокко, Алжиру и Тунису».
В Новосибирске выступил скрипач из Великобритании Александр Ситковецкий
Фото: Михаил Афанасьев
Как знать, может, эти географические названия в связи с концертом Прокофьева появятся и на гастрольной карте нашего симфонического коллектива в содружестве с британским скрипачом.

Александр Ситковецкий, между прочим, не ограничился только симфоническими концертами в ГКЗ и Концертном зале Дома учёных СО РАН. В Камерном зале филармонии он стал участником программы русской оркестровой миниатюры Ансамбля солистов «Новосибирская камерата», сыграл маленькие шедевры Чайковского, в дуэте с концертмейстером ансамбля Еленой Климочкиной — цикл из Пяти пьес Шостаковича, не обошлось и без обожаемого Прокофьева, его знаменитого Марша из оперы «Любовь к трём апельсинам».

А ещё был финальный зажигательный «Сувенир» Полторацкого и виртуознейший «Чардаш» Монти на бис, как дань любви к джазу, цыганам, свободной, раскрепощённой, не признающей никаких ограничений, вдохновенной высокой игре.

Репертуар музыканта обширен и разнообразен, он включает в себя практически все скрипичные шедевры нескольких веков и современную музыку. Ему есть что предложить публике, в том числе и новосибирской. Но даже если он не приедет в ближайшие годы в Новосибирск, есть диски с его записями, высоко оценённые экспертами. В 2007 году вышел фильм ВВС о П. И. Чайковском, в котором Александр Ситковецкий принял участие в качестве солиста. Тоже хотелось бы его увидеть. Подождём — возможно, и увидим.
поделитесь статьей