В книге, конечно, много отсылок и к постсоветскому, и к истории Сибири. Всё-таки это и есть то самое место выживания плоти и духа. Само название «Теплушка» — товарный вагон, приспособленный для переправки людей, — это и о чём-то военно-лагерном, и о том, как мало надо человеку для выживания. Теплушка — это первичный, самый примитивный дом, но при этом он ещё и часть тоталитарной системы, системы угнетения жизни.
В то же время само слово «теплушка» довольно нежное и ласковое по звучанию, как «варежка», «бабушка», «избушка», это говорит о человеческом отношении к этому жилью. Кроме темы инверсии, есть ещё тема абсурда тоталитарной системы и войны как главного проявления такой системы, а также тема смерти, тема блуждания в неизвестности, отсюда мотив леса, и тема надежды и сохранения себя.
Для меня важным было сделать проект комплексным, объёмным, чтобы это действительно был мир, куда можно было погрузиться, пройти по нему. Я начинала его как серию рисунков, но мне всегда хочется привязки к реальности, и такой привязкой стала фотография.
Причём фотография занимает даже больше визуального пространства в книге, но она работает только в паре со скрытыми рисунками, которые, когда читатель разрезает страницы, начинают рассказывать свою историю.
Этот пласт скрытого смысла и того, что суть надо прятать, — тоже такой жест, который напоминает о неких лагерных или военных приспособлениях, о донесении главного между строк, в тайниках, в потайных карманах. Это один из примеров способа выживания и сохранения главного.