Эндрю Иннес: «Нельзя ругать музыку, которую слушают ваши дети»

Tilda Publishing
КУЛЬТУРА
Владимир Комаров

Эндрю Иннес (Andrew Innes — англ.) — человек многих ипостасей и одна из ключевых фигур британского рок-н-ролла 90-х и нулевых. Многие считают его «серым кардиналом» независимой сцены Соединенного Королевства, повлиявшим на все жанры от шугейза до брит-попа. Широкой публике Эндрю известен как гитарист, композитор и один из лидеров культовых Primal Scream — группы, которую критики относят к флагманам независимой музыки за то, что на каждом новом альбоме коллектив осваивает территории новых для себя жанров и делает это неизменно блестяще. Последние 6 лет нового материала коллектив не выпускал, сфокусировавшись на переиздании классических альбомов и выпуске сборников лучших записей. Успокоились? «Нет, до подведения итогов, — говорит Иннес, — ещё далеко».
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Эндрю Иннес, Лондон, 2019 г. Фотография Екатерины Кузьминовой
Однажды Кевин Шилдс, лидер My Bloody Valentine, лично сказал вашему автору:
«Эндрю — самый важный человек в группе, именно он определяет звук и направление движения Primal Scream».
Впрочем, эпитет «важный» в значении «бесценный» применим к Иннесу и в контексте всей британской независимой музыки.

Всё началось на панк-концерте в одном из пабов Глазго в далёком 1978-м, когда Эндрю познакомился с Бобби Гиллеспи и Алланом МакГи. Благодаря дружбе с Аланом родились группа The Laughing Apple (крепко забытая сейчас) и легендарный рекорд-лейбл Creation — ведь где-то нужно было издавать свои записи, к которым воротилы шоу-бизнеса не проявляли никакого интереса. Маленькая музыкальная компания под руководством Аллана за несколько лет превратилась во влиятельнейший бренд, издающий Oasis и диктующий музыкальную моду по обе стороны Атлантики.

Эта история подробно и увлекательно рассказана в художественном фильме Creation Stories, который недавно прошёл в российском прокате под названием «Культовые Тусовщики».

В 1987 году, когда запись первого альбома Primal Scream была уже в полном разгаре, Иннес присоединился к группе. Пресса, всегда пристально следившая за вокалистом Гиллеспи, пропустила приход нового гитариста и сменившийся в связи с этим курс группы, который развернулся в сторону гаражного протопанка.
Robert «Bobby» Gillespie — шотландский вокалист, автор песен, прежде всего известный как фронтмен и создатель Primal Scream.
Alan McGee — шотландский антрепренёр, один из основателей независимого музыкального лейбла Creation Records, менеджер многих рок-групп, колумнист британского издания The Guardian.
Creation Records — британский независимый музыкальный лейбл, работавший с 1983 по 2000 год.
Creation Stories (в российском прокате — «Культовые тусовщики») — байопик 2021 года, посвящённый Аллану МакГи. Соавтором фильма стал известный британский писатель Ирвин Уэлш.
PrimalScreamVEVO
Двумя годами позже Primal Scream ещё раз круто изменились, выпустив Screamadelica — альбом, который часто называют лучшим релизом не только 1991 года, но и десятилетия 90-х, а также одной из ключевых пластинок во всей истории рок-музыки. С тех пор корабль Primal Scream неизменно менял галсы от альбома к альбому, а за штурвалом, по наблюдениям следящих за музыкой людей, стоял именно Эндрю Иннес.
И это в год, когда Nirvana выпустила Nevermind, a My Bloody Valentine — Loveless!!!
Мы встретились в респектабельном культурном центре 180 Strand в самом сердце Лондона, куда Эндрю, пользуясь своим членством, пригласил автора этого интервью и фотографа, — с улицы туда не попадёшь.
— Недавно мы играли для них концерт, и нам выдали годовые членские карточки (Эндрю будто бы оправдывается за очевидную буржуазность места, ведь Primal Scream известны своей строгой приверженностью идеям социальной справедливости. — прим. В. К.). Я надеюсь, здесь будет немноголюдно и тихо — не то чтобы я жаловался на слух, но десятилетия соседства с гитарным усилителем Marshall дают о себе знать.

Несмотря на свои шестьдесят, Эндрю, который может похвастаться статусом рок-ветерана, живой легенды и, соответственно, бурной рок-н-рольной молодостью, выглядит отлично. Лондонский дождь в этот день припускал каждые полчаса, и у «Стренда» он появился в дублёнке, элегантных туфлях, с зонтиком в руке и в неизменном головном уборе (в разные годы он носил шляпы, береты, кепки всех фасонов и даже шлем космонавта).
— Как получилось, что ты захотел не только играть на инструменте, но и сочинять собственные песни?
— Моя мама покупала синглы «сорокопятки». И даже до того, как я научился читать, я уже мог различать, что вот, например, эта пластинка — «Роллинги», так как у них бумажный пятак был, допустим, голубой — я запоминал по цветам. И на этих пятаках, под названием песни, в скобках были написаны какие-то имена: Джаггер/Ричардc, или Леннон/Маккартни, или Брайан Уилсон.
Виниловые синглы, часто записанные на скорости 45 оборотов в минуту. Как правило, с хитом на стороне А и редким треком («бисайдом») на стороне Б.
Так я и узнал, что существуют сонграйтеры, а позже понял, что некоторые музыканты в группе не хотят петь чужие песни — им интересно исполнять свои. А так как я боготворил всё, что было связанно с «сорокопятками», то, наверное, я и захотел однажды увидеть моё имя там же — в скобочках под названием песни.
Чуть позже моей первой двенадцатидюймовкой стал Relics — сборник ранних записей Pink Floyd, — и напротив каждой песни в скобках было написано «Баррет». «Кто такой этот Баррет, — подумал я, — он ведь даже не в группе сейчас?!» А оказалось, что он написал весь их первый альбом и пару песен на втором, и тогда, с ним, Pink Floyd были совершенно другой группой. Именно тот «первый» Pink Floyd я очень люблю и даже назвал своего сына Сидом — в честь Баррета. И моя любовь к «Телекастерам» тоже из-за того, что Баррет играл на них. Так что, наверное, я хотел быть, как они — «флойды» и другие герои моего детства...
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Primal Scream на записи клипа Rocks, 1994 год. Фотография Пенни Смит
Лонг-плэй (LP) — традиционный альбомный формат виниловой пластинки диаметром 12 дюймов, записанный на скорости 33 оборота в минуту.
Telecaster — модель гитары фирмы Fender.
— Ты помнишь свою первую выпущенную на пластинке песню?
— Это точно одна из песен The Laughing Apple — нашей первой с Алланом МакГи группы. Я очень люблю те ранние записи. Мне было лет 17 — всё было в новинку, просто и понятно.
— Не могу не спросить про Creation Stories — ты смотрел фильм?
— Да, и надо сказать, что очень странно наблюдать какого-то актёра, играющего тебя. Первые 10 минут я внутренне протестовал: «это не я», «я такого не говорил», «ничего подобного не происходило»... Но потом я просто отключился и смотрел на всё это как на художественный фильм.
МакГи, конечно, там все мифологизировал, но именно поэтому история и получилась такая интересная — ведь в реальности всё было намного скучнее.
И, кстати, Юэн Бремнер — великий актёр. В один из съёмочных дней МакГи пригласил меня на площадку, и я был совершенно напуган и сбит с толку, так как был уверен, что Юэн и есть МакГи. То есть он полностью в него перевоплотился.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Юэн Бремнер в роли Аллана МакГи, кадр из фильма «Культовые Тусовщики». Фото: kinopoisk.ru
— А МакГи делился личным мнением о фильме?
— Я понял, что ему понравилось. Немудрено — всем нравится то, что делает Ирвин Уэлш. (Смеётся.)
Шотландский писатель, драматург, сценарист, автор нашумевшего романа «На игле».
— Долгое время авторство песен в Primal Scream указывалось как Gillespie/Innes/Young. Как работал ваш триумвират и что изменилось со смертью вашего соавтора Роберта Янга?
— Бобби (Гиллеспи) обычно пишет тексты. Мы просто садимся в комнату с гитарами и пробуем разные идеи. В период работы над «Скримаделикой» мы использовали много семплеров — и это, конечно, несколько изменило подход к написанию. Но всё же основой всегда являлись гитары и вокал. Ведь даже на электронной «Скримаделике» есть гитарная баллада Damaged — отличная, на мой взгляд, песня. Сейчас, когда Троб (Роберт Янг) покинул нас, остались только мы с Бобби, но подход не изменился — мы всё так же садимся в комнату и берём гитары.
Robert «Throb» Young — шотландский музыкант, композитор, гитарист Primal Scream с 1984 по 2006 год. Скончался в 2014 году.
У нас есть шутка: если всю неделю ничего не пишется, то в пятницу в 16:30 обязательно что-то родится. Кстати, песни Shoot Speed/Kill Light или Swastika Eyes появились именно так.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Эндрю, Бобби и Троб на Брайтон Бич (Нью-Йорк), 1990 год. Фотография Гранта Флеминга
— Развитие технологии звукозаписи сделало процесс легче?
— Ну конечно — теперь вам не нужны барабанщики, и всё можно делать в спальне, а если хочется, то ритм-секцию можно позаимствовать у Джеймса Брауна. Но это то, что касается записи, а вот сочинительство... Стало ли проще — это большой вопрос!
— Один мой знакомый диджей утверждал, что ваши записи от альбома к альбому столь непохожи, что на самом деле существуют две разные группы с одинаковым названием…
— Возможно, он прав. (Смеётся.)
— Что насчёт нового альбома?
— Мы работаем над ним, но пока непонятно, когда он будет готов.
— И всё же это отличная новость, ведь группа с вашим статусом и каталогом могла бы просто переиздавать классические пластинки — а вы продолжаете сочинять. Последний альбом Chaosmosis 2016 года, кстати, был очень хороший!
— Да, он мне самому очень нравится — электронный, мы записали большую его часть зимой в Швеции, есть что вспомнить. (Смеётся.)
— Эндрю, о чём ваши песни?
— Сложно сказать однозначно. Там много абстрактных форм и метафор, как правило, нет прямых указаний, типа I want to hold your hand. Но в то же время Swastika Eyes можно назвать откровенной и прямой антивоенной песней. Я думаю, каждый по-своему ассоциирует себя с песнями. Например, Боб Дилан никогда не толковал свои тексты, и разные люди видели в них разные вещи — поэтому они так хороши.
Знаменитая цитата из одноименной песни The Beatles, переводимая как «хочу держать твою руку».
Carlos Pesce
— Вы работали в студии «под воздействием»? Я вот всё не могу поверить, что Sex Pistols записали свой великий Never Mind The Bollocks, пребывая в дурмане алкоголя и наркотиков.
— Конечно нет — ты просто не можешь хорошо играть, если ты нетрезв. Кстати, мы однажды играли со Стивом Джонсом в Лос-Анджелесе, он был трезв как стекло и звучал точно так же круто, как на той пластинке.
Stephen Philip «Steve» Jones — британский рок-гитарист и певец, наибольшую известность получивший как один из основателей и гитарист панк-группы Sex Pistols.
Все эти легенды — чистой воды пиар, раздутая прессой небылица, подстраивающаяся под формулу «секс — наркотики — рок-н-ролл», опять же изобретённую журналистами!
Думаю, наша музыка не изменилась после того, как мы завязали много лет назад, потому что она приходит к нам не из наркотиков или алкоголя, а из каких-то других мест. Мы, например, приносили в студию какие-то идеи с дискотек, где были, скажем, за несколько дней до записи. Пару раз пытались записываться в изменённом состоянии — в процессе нам казалось, что рождается что-то фантастически чудесное, но на следующий день мы понимали: всё получилось просто ужасно!
— Каждый следующий альбом Primal Scream записывает в новом жанре — что влияет на выбор?
— Как правило, уже после первых двух записанных песен становится понятно, куда движется альбом. Но я вас, наверное, разочарую — никакого плана в начале обычно нет. Нет трендов, которым бы мы в определённый момент следовали или, наоборот, которые осознанно отвергали. Ничего не просчитано.
PrimalScreamVEVO
— В какие жанры из неисследованных Primal Scream может нырнуть в будущем? Heavy Metal?
— Ну, это уже было на нашем втором альбоме — для хеви-метал нам нужно воскресить Троба. (Смеётся.)
— А правда, что он пел на записи Slip Inside This House вместо Бобби Гиллеспи?
— Чистая правда — Бобби был не в форме. (Смеётся.) Но Троб пел, копируя манеру Бобби, — так что мы можем признать величие мистера Гиллеспи уже тогда. (Смеётся.)
— Когда Эндрю Уэзеролл ремикшировал I'm Losing More Than I'll Ever Have, из которой получился трек Loaded, изменивший не только вашу судьбу, но и всю танцевальную культуру, вы носили длинные волосы и кожаные брюки...
— ...Да, но и Уэзеролл выглядел так же — длинные волосы! Он признался нам, что любит Thin Lizzy, и мы подумали: он один из нас, ему можно довериться, каким бы странным и сомнительным экспериментом ни казался нам тогда процесс ремикширования!
Andrew James Weatherall — британский музыкант, DJ, автор песен, ремиксер, продюсер альбома Screamadelica.
— Раньше у вашей группы была небольшая студия в центре Лондона — сейчас ты работаешь в основном дома. Какое музыкальное оборудование ты используешь?
— У меня одна из аудиокарт Focusrite Scarlett. Я очень люблю гитарную педаль Universal Audio Dream '65 Stereo Amplifier and Cabinet Simulation — она звучит прямо как настоящий фендеровский усилитель. Просто включаю в него мой «Телекастер» — и всё, усилок больше не достаю. Ну и плагины от Universal Audio — они ведь одни из лучших в мире. Свожу в Logic — правда, когда они лет десять назад вдруг поменяли все «горячие клавиши», пришлось всё перестраивать, и это было неудобно. Нафига они это сделали?!.. Из аналоговых синтезаторов предпочитаю Moog Rouge и Roland SH 101. И ещё есть совсем старинный Roland SH 2 — я через него пропускаю всё: барабаны, вокал, гитары... У меня модель, кажется, 1978 года, и я ей очень дорожу. Иногда использую виртуальные синтезаторы — G-Force, например.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Бобби Гиллеспи и Эндрю Иннес, Лондон, 2019 г. Фотография Екатерины Кузьминовой
— Тут, конечно, возникает актуальный в наше время вопрос: кому-то ещё нужны эти большие дорогие студии?
— Конечно, они всё ещё нужны при записи больших составов, оркестров или если группе, допустим, требуется ощущение одновременной игры в большой комнате. Например, когда мы недавно записывали сольную пластинку Бобби Гиллеспи с Дженни Бет1 Utopian Ashes, нам было нужно именно это чувство живой игры и атмосферы, и мы пошли в большую студию. Но очевидно, что многие из них уже закрылись или скоро закроются, не выдержав конкуренции с дешёвым домашним софтом.
— К слову о старых аналоговых синтезаторах: слышал новый альбом DAF?
— Не может быть!!! Неужели звучит как из 82-го? Обожаю их, надо послушать!
Jehnny Beth (урождённая Камилла Бертомье) — французский музыкант, певица и автор песен, продюсер, актриса, фронтмен английской рок-группы Savages.
Deutsch Amerikanische Freundschaft — немецкая электро-панк группа конца 70-х — начала 80-х. Речь идёт об альбоме-трибьюте недавно умершему вокалисту Nur Noch Einer.
— Какую музыку ты слушаешь дома в последнее время?
— Я хожу в пластиночный магазин Sounds of the Universe в Сохо, и там мне всегда советуют: бери это, это и это... Немецкое техно, американский джаз, британский хип-хоп... Когда моим детям было по 10–11 лет, приходилось слушать много музыки из хит-парадов. В Лондоне есть радиостанция Capitol FM — там собрана вся эта сильно перекомпрессированая и громкая поп-музыка. Когда включаешь её в машине, то можешь выдержать только минут 10, не больше.
Но нельзя ругать музыку, которую слушают ваши дети, — даже если она того заслуживает.
Раскритиковав её в пух и прах, вы добьётесь только одного — сделаете эту попсу ещё более востребованной среди детей, сертифицируете её как гимн протеста против родителей. (Смеётся.) Поэтому нужно просто перетерпеть. К счастью, у меня эти дни уже миновали.
Моя 11-летняя дочь всё время спрашивает меня, что такое cheesy («дешёвка» — в переводе с англ.) в отношении музыки, и я не знаю, честно говоря, что ответить. У тебя есть определение cheesy music?
— Хороший вопрос... Чёткого определения нет, но обычно там очень плохая сольная партия синтезатора. (Смеётся.)
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Владимир Комаров и Эндрю Иннес, Лондон, 2022 г. Фотография Екатерины Кузьминовой
поделитесь статьей