Бегом со сцены, бегом из рамок! Три спектакля, порвавшие бархат театральности

Tilda Publishing
КУЛЬТУРА
Игорь Смольников

На финальной неделе международного фестиваля актуального театра «Хаос» эффектный аккорд дали творческие коллективы, радикально переосмыслившие саму «геофизику» и «анатомию» театра — базовые понятия о сцене и сценографии, о рамках визуального и повествовательного, эпического и актуального.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Постановка «Папа встретит меня в L.A.» Архангельского молодёжного театра. Фото Виктора Дмитриева, предоставлено пресс-службой фестиваля «ХАОС»
Базовые понятия — штука основательная. Но, согласитесь, отнюдь не неприкосновенная. В общем, они посмели. И вышло любопытно.
Сон
Архангельский молодёжный театр привёз четырежды «златомасочный» спектакль «Папа встретит меня в L.A.». Петербуржец Максим Соколов, поставивший в Архангельске это неординарное зрелище, за основу взял милую, повествовательно узорчатую, но вполне себе обычную детскую фантастику — книгу Розмари Уэллс «На «Синей комете». Взял, да и превратил детскую литературную сказку с обильными наглядными картинками в причудливый сон, переливающийся оттенками света и тьмы, в материализованную галлюцинацию, опрокидывающую представления о границах театрального пространства, о жанровых рамках и о контактных швах разных искусств. Конвертировать книжку, изначально ориентированную на детей 8–12 лет, в зрелище, которое будет интересно взрослым без снисходительного умиления, — задача заведомо непростая. Но у Максима Соколова и творческой команды АМТ это получилось очень лихо. За что, собственно говоря, и урожай «Золотых Масок», и статус всероссийского must see.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Постановка «Папа встретит меня в L.A.» Архангельского молодёжного театра. Фото Виктора Дмитриева, предоставлено пресс-службой фестиваля «ХАОС»
Правда, смотреть этот спектакль в видеоверсии, даже в самой техничной, — это примерно как пробовать тропический фрукт издали и в пересказе едока. Потому что драгоценная сценическая механика этого действа — в прямом смысле погружение в спектакль.

Впрочем, почему сценическая? Сцены-то и нет в обычном понимании. Точнее, выглядит она как комната-дортуар в каком-нибудь американском детском приюте.
Две шеренги простеньких, отчётливо детских кроватей — зрительские места. Подушка, одеяло, стакан молока — всё по ситуативному канону «будем слушать сказку на ночь».
Вначале и впрямь неспешное «жили-были». Маленький Оскар живёт вместе с папой-вдовцом в маленьком городке штата Иллинойс. Неполная семья вполне счастлива общим хобби — собирать игрушечные железнодорожные диорамы. Пиком счастья в этом увлечении становится покупка «Синей кометы» — самого красивого и желанного поезда.
Да, синяя комета — это вовсе не про космос, а про синий жестяной локомотивчик. Действие начинается в апофеозную пору железнодорожного величия Америки — в 1929-м. Но к мирку за жёлтыми занавесками уже летит другая комета — знаменитый Чёрный вторник — первый в троице иконических американских катастроф (там ещё Пёрл Харбор и 11 сентября). Отца Оскара постигает скорострельное увольнение-разорение, дом изымают вместе со всем имуществом (и коллекцию поездов, разумеется, тоже). По идее, роскошные игрушки должны достаться сыну банкира-взыскателя, тоже 11-летнему. Но тот к игрушечным паровозикам равнодушен, потому диорама оседает на хранение в папином банке. А Оскар, в свою очередь, «оседает на хранение» у приземлённо-равнодушной тётушки Кармен.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Постановка «Папа встретит меня в L.A.» Архангельского молодёжного театра. Фото Виктора Дмитриева, предоставлено пресс-службой фестиваля «ХАОС»
Из плодовитого сюжетного поворота «детская разлука с родителем» можно вывести что угодно — от слезливо-пряничной рождественской истории до книги Павла Санаева про плинтус.
Но Максим Соколов сделал нечто особое, вообще всему альтернативное — сон.
Мир, обустроенный по принципам сна и живущий по физическим законам сна. Здесь есть кровати, одеяла, стаканы молока у изголовья. Но всё что вокруг — это живой океан темноты. Со стенками, как у камеры-обскуры, но вроде и вообще без них. Персонажи, встречающиеся мальчику Оскару в пору его условного сиротства… торчат из стен. Напоминая то ли сюрреалистические скульптуры, то ли «попаданцев», не до конца прорвавшихся из своего измерения в наше.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Постановка «Папа встретит меня в L.A.» Архангельского молодёжного театра. Фото Виктора Дмитриева, предоставлено пресс-службой фестиваля «ХАОС»
Ассоциация эта совсем не праздная, потому что теории относительности в спектакле много. Посредником между Эйнштейном и мальчиком Оскаром служит мистер Эплгейт — бомжующий учитель физики и математики, одна из бесчисленных жертв Великой депрессии. Кстати, в сюжет захаживает не только Эйнштейн, но и Альфред Хичкок — в виде кинопроекции из своих «Птиц», в актёрском воплощении и даже в виде громоздких фигур из папье-маше. Хичкоковская теория саспенса — вообще важная системная величина в этом спектакле. Ибо, напомню, развивается он не просто по логике детской сказки, а по зыбкой логике сна, где грань между очаровательным мираклем и адским кошмаром тонка, как радужная плёнка в луже.
По причудливому стечению обстоятельств Оскар, тайком любовавшийся в банке конфискованной железнодорожной диорамой, оказался свидетелем его, банка, ограбления. И Оскара на всякий случай похитили вместе с деньгами.
Так, по крайней мере, ему потом сообщали газеты и окружающие. Потом — это через десять лет. Ибо по версии нашего мира маленький Оскар в плену у бандитов провёл десять лет и вернулся в сей мир уже отнюдь не маленьким. Тут вспоминается реальная история из российских девяностых — история ребёнка-заложника Адика Шарона. Но она совсем уж кошмарная, кому интересно, тот пусть сам погуглит.
Впрочем, миры тут множественные. И в альтернативной реальности Оскар волшебным образом попал в свою железнодорожную диораму, сел в поезд «Синяя комета» и таки доехал за три дня до Лос-Анджелеса — туда, где папа. И встретил папу. И папа встретил его. И было им счастье…
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Постановка «Папа встретит меня в L.A.» Архангельского молодёжного театра. Фото Виктора Дмитриева, предоставлено пресс-службой фестиваля «ХАОС»
Лос-Анджелес — это, вообще-то, согласно своему имени, город ангелов. Потому ангелы в сюжете тоже задействованы. Кстати, неподалёку, в Пасадене находится место жительства малахольного гения Шелдона Купера. Который тоже неровно дышит и к крошечным поездам, и к Эйнштейну. А сам поезд «Синяя комета» — это как бы американский оммаж к «Голубой стреле» — ещё одному игрушечному поезду из литературной сказки. Из сказки Джанни Родари, тоже довольно сумрачной и многослойной.
Кросс-культурные цитаты вообще обильно вспыхивают в синем сумраке спектакля — как комбинации стекляшек в калейдоскопе. Или как диковинные звери, проступающие в узорах ковра. Помните, когда ковры висели на стенах спален, у неизбалованных отечественных детей была такая вечерняя забава — СМОТРЕТЬ КОВЁР. Спектакль отчётливо возвращает именно это тонкое «младшешкольное» мироощущение — когда с иллюзиями насчет аистов и дедов морозов ты уже вполне разобрался, когда жить уже немножко страшно, но в целом увлекательно, потому что добро, говорят, всё же победит. Словом, «Папа встретит меня в L.A.» даёт вдохнуть мятно-пряный флёр детского сновидения, не заставляя при этом целиком будить своего «внутреннего ребёнка». Ему и так увлекательно спится. Он молока выпил.
Андрей Прикотенко из «Старого дома» представил на «Хаос», пожалуй, самую отчаянно-смелую интерпретацию классики. Он перевёл в нашу реальность «Анну Каренину». Да, ни больше ни меньше. Ой, только не надо шуток типа «Анна теперь бросается под «Сапсан». Да, «Сапсан» там фигурирует, но чисто как намёк-обманка. Да, и сцена вытянута вдоль зала на манер вокзальной платформы. Но это, так сказать, визуальный синтаксис. В сумме-то там всё куда хитрее придумано!
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Постановка «Анна Каренина» театра «Старый Дом». Фото Виктора Дмитриева, предоставлено пресс-службой фестиваля «ХАОС
Бракоразводную проблематику громоздкого толстовского текста на нашу современность натянуть, казалось бы, невозможно вообще. Но Андрей Прикотенко чуток подкрутил таймер и передвинул сюжет из абсолютной повседневности в недалёкое будущее. В какой-то то ли 2026-й, то ли 2028-й.
Будущее близкое, но совсем-совсем не светлое.
Быт двух мегаполисов, между которыми перемещается на «Сапсанах» запутавшаяся в отношениях Анна К., вполне похож на наш нынешний, но на существенной части остальной страны идёт война. Не риторическая, нет, настоящая. С некой уклончиво называемой страной. И страна эта вовсе не гротескная Украина. А гораздо больше…
В этих стрессовых обстоятельствах у населения, так сказать, обострилась мораль. И общественная, и матримониальная. Алексей Каренин, крупный чиновник оборонного министерства, недовольный своим положением в треугольнике, подключил административный ресурс, и Госдума приняла так называемый закон Каренина — закон, который все административно-юридические аспекты супружеского расставания возвращает к временам романа-оригинала. Так сказать, откатили до заводских настроек.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Постановка «Анна Каренина» театра «Старый Дом». Фото Виктора Дмитриева, предоставлено пресс-службой фестиваля «ХАОС»
Во всём прочем жизнь осталась вполне узнаваемой — медийно-цифровой. С чатами, с ток-шоу, с мотивационными тренингами, с инфлюэнсерами, с яжотцами и годовасиками. Говорят персонажи современным языком, общаются в мессенджерах и шлют смайлики. Неестественным это отнюдь не кажется, хотя от такого сочетания вводных у зрителя периодически случается лёгкое головокружение — будто надышался букетом из подвядших ирисов и гладиолусов. Впрочем, этот «эффект скольжения» спектаклю очень идёт.
Словно стоишь на обледенелой и людной платформе, вдоль которой в тревожной близости проносятся экспрессы, грозя стянуть тебя потоком воздуха в зазор перрона. Колючее такое чувство. Но, согласитесь, адреналиновое.
Андрей Прикотенко не только сделал лексическую липосакцию толстовскому тексту, но и дал сюжету вариативность — во вкусе современных онлайн-сериалов с несколькими концовками. И да, обещанный «Сапсан». По крайней мере, в одном из вариантов он Анну вообще не давит. Там открытый финал без «леталочки». Без всяких там «кровь-кишки-разгондурасило». Там Анна попала не под поезд, а под обструкцию социальных сетей, под онлайн-буллинг и троллинг. И как знать, может быть, поезд в сравнении с этим — ещё не худший вариант.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Постановка «Анна Каренина» театра «Старый Дом». Фото Фрола Подлесного, предоставлено пресс-службой фестиваля «ХАОС»
Стрим
Спектакль «Тайм-аут», поставленный в «Красном факеле» петербургским режиссёром Петром Шерешевским по пьесе Марины Крапивиной, объединяет классический «сценический» театр с форматом видеострима, а реалистическое повествование — с фарс-оперой. Хотя в анамнезе вроде бы никакой феерии: просто жизнь городской «тётеньки» Люды. Не женщины, а именно тётеньки — их таких по сорок штук в каждом вагоне метро едет. В вязаных закатавшихся шапочках из акрила, в немарких куртках из «Планеты одежды», с тоской во взоре и с 40+ в паспорте. Люда — работница социальной службы. Миссия её — помогать в быту одиноким пенсионерам — только звучит так пасторально. Наяву бабушки-старушки — настоящие мегатролли, готовые буквально замучить соцработника своей вздорностью. Не потому что они злые или Люду невзлюбили. Просто душу отвести охота.
В общем, геронтофобные рефлексы бабушки-забавушки возбуждают просто отлично, тем более что деться от них Люде, по сути, некуда.
Её личный мир — это дочка Даша, рождённая от случайного знакомого по принципу «чтобы было» (любимая, но лет с шести не питающая особых иллюзий относительно мамы), безответная любовь из интернета — мужчина-звезда, этакий гибрид Олега Митяева и Стаса Михайлова (пожалуйста, попытайтесь представить такого кентавра, у вас получится!), Игорь Иванович Одинцов, поклонник из числа клиентов соцслужбы, и, наконец, биопапа девочки Даши, аморфно-плюшевый «полуразведённый» мужчина.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Постановка «Тайм-Аут» театра «Красный факел». Фото Фрола Подлесного, предоставлено пресс-службой фестиваля «ХАОС»
Такой расклад героев и условий побуждает представить что-то а-ля Звягинцев или Быков. Какую-нибудь очередную «нелюбовь двух левиафанов». Но история вдруг оборачивается оперой-буфф в супермаркете — в умилительно узнаваемых интерьерах какой-нибудь «Магниточки».
И да, временами это именно опера. С либретто, с партиями. Причём поются в ней тексты, которые, казалось бы, немыслимо слышать в песенном виде. Странным образом это напоминает психоделический советский мультфильм «Шкатулка с секретом», переживший недавно ренессанс зрительского спроса благодаря YouTube.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Постановка «Тайм-Аут» театра «Красный факел». Фото Фрола Подлесного, предоставлено пресс-службой фестиваля «ХАОС»
А вскоре сквозь это кислотно-галогеновое марево проступает ещё один мир. Мир скандинавской мифологии. Вздорные бабки-мучительницы — это не какие-то там стервы с деменцией, а норны — три девы-волшебницы, определяющие судьбы мира и конкретных людей: Урд — прошлое, или судьба, Верданди — настоящее и становление, Скульд — будущее, или долг.
А задорный дедушка Одинцов — это аж целый бог Один! Так что чучела двух воронов в его квартире — это не просто причуда таксидермиста.
Вот так. Один. Норны. Чудо-девы, а никакие не бабки, ясно вам?! И потому, всласть помучив Люду испытаниями и соблазнами, норны таки дарят ей счастье. Вполне понятное, радостное, алое, как платье финального танца. И без всякой постмодернистской фиги в кармане. Просто счастье. Красное, как логотипы супермаркетов. Впрочем, стоп… тут, кажется, постирония полезла. Заткнись, постирония, не мешай радоваться!
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Постановка «Тайм-Аут» театра «Красный факел». Фото Фрола Подлесного, предоставлено пресс-службой фестиваля «ХАОС»
поделитесь статьей