Две квартиры на площадке, почти трёхметровая высота потолка (2,95 м) и даже декор на деталях — канелюры, тяги, картуши, словом, одной ногой эти дома стояли в идеализированном мире Большой Архитектуры. Но рядом так соблазнительно маячила другая тропа, ведущая, казалось бы, в ещё более сиятельные дали. Почему все хрущёвки не стали подобием нарядных зданий Морского проспекта, а стали тем, что есть — этому есть несколько объяснений, каждое из которых, по сути, апокриф. То есть звучит убедительно, но было или не было — не ясно. Апокриф № 1 — влияние… французской Компартии. Да, так причудливо. Морис Торез, газета «Юманите», всё такое…
В полной сюжетной развёртке легенда такова: Никита Сергеевич посетил Францию и там, в новых кварталах Парижа, Гавра и Марселя, увидел быстровозводимые дома для алжирско-тунисских переселенцев. Колониальная Франция тогда как раз ускоренно схлопывалась внутрь самой себя, так что первооснова у легенды таки есть. Прямым вдохновителем хрущёвок сторонники этой легенды называют жилмассив в Гавре, построенный в конце 1940-х по проекту Огюста Перре на месте ковровых разрушений Второй мировой.
Огюст Перре и в довоенном СССР был уважаемым и цитатным специалистом, а гаврские многоэтажки из сборного железобетона, говорят, вошли в восторженный ум Никиты Сергеевича, как разогретый нож в масло. Дескать, именно оттуда в нашу реальность перекочевали гостиные с невнятным разделением кухонь и прихожих, минималистические лестничные площадки со стоящими встык дверями квартир. Оно и впрямь похоже.
Колонн из циклёванного бетона в советских пятиэтажках в принципе не было, но принцип «распашонки» во входной зоне узнаётся как родной. И антресоль над проёмом! В скупых на места хранения хрущёвских квартирах антресоль — наше всё.