Несбывшийся Новосибирск, часть II. Урбанизация впопыхах: 1930-е годы

Tilda Publishing
ГОРОД
Игорь Смольников

Гиперактивный, скачущий ритм новосибирского саморазвития обуславливает и специфическую судьбу его архитектуры: даже самые эффектные из здешних зданий бывают «песней недопетой».
МиГ-15. Самолёты над Ельцовкой и «Миги» против «Сейбров»: о Евгении Пепеляеве – лучшем советском асе Холодной войны
Новосибирский театр оперы и балета, фото: wikimedia.org
В истории стремительной новосибирской урбанизации 30-е годы принято считать периодом «большого рывка» — большая часть объектов, ставших его собирательной визиткой, появилась именно в эту пору. На фоне 20-х годов, буквально переполненных романтично-безумными и совершенно неосуществимыми проектами, 30-е впечатляют обстоятельностью, масштабом и уверенностью. Но и от этого десятилетия осталось множество сугубо бумажных зданий — проектов, никогда не обретших плоть в кирпиче, бетоне и стекле.

В 30-х Новосибирску очень повезло с импульсом развития: его общесибирская столичность была официально признанной. И получила право на материальное олицетворение: проекты для Новосибирска делались основательно, эффектно и как бы на вырост — не просто для крупного, а именно для огромного города, форпоста преображения Сибири.

Главный вокзал, административные здания Красного проспекта, Стоквартирный дом и оперный театр олицетворяют такой подход со всей державной однозначностью.

Правда, даже тут есть свои нюансы: многие «открыточные» здания довоенного Новосибирска были, так сказать, песней без последнего куплета.
Например, вокзал и оперный театр. Да-да, и они тоже. Несмотря на звёздный статус.
У вокзала невоплощёнными остались два очень эффектных элемента — многоэтажная башня гостиницы и конкорс. Гостиница-башня должна была замыкать собой вокзальный комплекс. А формой и местом интеграции в ансамбль она должна была символизировать трубу гигантского паровоза, мчащегося на восток. Да, новосибирский вокзал замышлялся как в некотором смысле здание-скульптура. Очертания паровоза должны были читаться в его силуэте. Потому гостинице в ансамбле было уделено достаточно внимания: как-никак труба — весьма заметная деталь парового локомотива.
Землянка на одном из приисков Бодайбо. Самолёты над Ельцовкой и «Миги» против «Сейбров»: о Евгении Пепеляеве – лучшем советском асе Холодной войны
Проект-победитель всесоюзного конкурса 1929 года. Автор - архитектор Киевского отделения Гипротранса Николай Волошинов. Фото из архивов Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГУАДИ
Это тепловоз или электровоз походят на движущийся кирпич. А у паровоза рельеф богатый. Потому вокзальная гостиница должна была стать полновесной многоэтажкой — массивной и высокой. На верхнем ярусе должна была разместиться радиостанция с мачтой. Мачта зрительно усилила бы стройность здания и уберегла бы его от ощущения грузности. По большому счету, отель по эффектности мог бы состязаться с самим вокзальным терминалом, архитектурная композиция была бы бинарной: массивный горизонтальный объём плюс впечатляющая, визуально активная вертикаль.
Вмешались в эту эффектную затею финансовые обстоятельства. Гостиницу в её первичном замысле сочли слишком дорогой по смете. А потом додумали и чисто эстетические аргументы. Дескать, она слишком большая получится. Слишком эгоцентричного вида.
А мы же всё-таки вокзал строим, а не отель. Да и вообще, высокая гостиница — это как-то сомнительно. Как-то не по-нашему. Как-то по-американски, что ли.
При том, что наработки глобального стиля ар-деко в СССР осмыслялись и воспроизводились, сходства своих проектов с американскими зданиями архитекторы 30-х боялись с каким-то религиозным ужасом. Потому из облика вокзальной гостиницы был «выпилен» любой, даже самый иллюзорный, самый мимолетный намёк на «американство». Она почти вдвое уменьшилась в высоте и объёме. И в построенном виде смотрелась уже не вертикальной парой для мощной горизонтали вокзала, а сугубо подчинённым элементом.

На ватманах и кальках навсегда остался и другой впечатляющий элемент — широкий конкорс над путями вокзала. Конкорс — особый тип вокзального корпуса, сочетающий черты зала и галереи. Для ожидания конкорсы не предназначены. Их миссия — пропускать сквозь себя огромные потоки пассажиров, спешащих к дальним и пригородным поездам. В некоторых ансамблях конкорс может быть сравним по архитектурному объёму с самим вокзальным зданием. Особый шарм конкорсам придаёт и их «летучесть»: они накрывают собой железнодорожные пути, стоя над ними на колоннах или пилонах.
Землянка на одном из приисков Бодайбо. Самолёты над Ельцовкой и «Миги» против «Сейбров»: о Евгении Пепеляеве – лучшем советском асе Холодной войны
Переделанный проект Новосибирского вокзала Киевского отделения Гипротранса, 1930 год. Фото из архивов Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГУАДИ
Особым шиком с 1920-х числятся безопорные конкорсы — их основой становится не колоннада или пилоны, а конструкция из напряжённого железобетона.

В Новосибирске на безопорный конкорс, конечно, не замахивались в принципе (дорого и сложно), зато обычный задумали монументальным. Воплотись он в изначальном в виде, ко всем поездам вокзала, на все его перроны пассажиры прибывали бы в тепле и комфорте — через длинный и широкий переход с рукавами лестничных галерей. Но в итоге было решено, что такой огромный конкорс — слишком дорого. И слишком буржуазно. Мол, не баре поди, и по обычному виадуку походят, не переломятся. Конкорс в итоге построили в мини-варианте — только на два островных перрона, ближайших к зданию вокзала.

Конечно, и без огромного конкорса новосибирский вокзал получился самым эффектным из зауральских. В первые годы существования он впечатлял простором и уровнем комфорта, сейчас — насыщенностью стиля (три предвоенных линии московского метро и новосибирский вокзал — вот он, тучный сад «сталианса»). Да он и так, конечно, не бледненький. А теперь представьте, сколько визуальной мощи добавил бы гигант-конкорс.

Вообще, есть странная ирония в том, что два самых главных «визиточно-открыточных» здания Новосибирска архитектурно реализованы не по максимуму. Так сказать, без точек на «ё».
Да, и оперный, «наше всё», наш Колизей, наш Нотр-Дам — тоже. Конечно, сейчас мы любим это здание каким есть.
Но факт есть факт: оперный театр, безоговорочно впечатляющий своими масштабами, тоже воплотился с оговорками. Во-первых, в пору своего проектного младенчества, ещё под именем Дома науки и культуры, он был вдовое больше. Во-вторых, в обновлённой, оптимизированной версии ему весомо не хватило декора.

Итак, театр вдвое меньше проектного? Именно. Вдвое меньше, чем гигантский ДНК — Дом науки и культуры. Циклопическое здание, сопоставимое, пожалуй, только с московским Дворцом Советов. Куда больше, спрашивается, театр-то и так большой? Было куда! Архитектура ранних 30-х не знала удержу в гигантизме.
Нынешний его объём предназначался для представлений синтетического театра, планетария и цирка, а для остальных культурно-научных функций была задумана целая громада — библиотека, конференц-залы, лекционный амфитеатр и даже некий невнятно обозначенный НИИ.

Чем институт занимался бы, в ранней архитектурной документации не обозначено. Вероятно, вопросами марксизма-ленинизма или ещё какой-нибудь пламенной темой. Для ранних 30-х это было в порядке вещей: тогда по инерции предыдущего десятилетия архитекторы ещё обожали здания-комбинаты, универсальные гиганты, в которых можно было нагромоздить множество функций.
Землянка на одном из приисков Бодайбо. Самолёты над Ельцовкой и «Миги» против «Сейбров»: о Евгении Пепеляеве – лучшем советском асе Холодной войны
Первоначальный проект Дома науки и культуры архитектора А. З. Гринберга, художника М. И. Курилко, архитектора Т. Я. Бардта. 1931 год. Фото: nsk.novosibdom.ru
Банк с пристроенным детским садом и квартирами для сотрудников, здание краевого или областного совета с блоком квартир и магазином — такое в начале 30-х никого не удивляло.

Настоящим гимном такой универсальности был московский Дом на Набережной, воспетый в прозе и кино. Кроме собственно жилых корпусов, он вмещал большой кинотеатр «Ударник», универмаг, дом быта, фабрику-кухню, библиотеку и Театр эстрады. Впрочем, он и сейчас это всё вмещает. Плюс буквально ковровый слой мемориальных досок.

Комплекс новосибирского ДНК, окажись он возведён в изначальном виде и объёме, по своей функциональной многогранности превзошёл бы даже ту знаменитую московскую суперпостройку. Да не успел. Ибо мода на конструктивизм, на универсальные здания из стекла и бетона прошла.
Синтетический театр, где были перемешаны изобразительные средства театра, кино, цирка, балета, светового шоу, пантомимы и спортивного танца, публика к середине 30-х тоже разлюбила.
Разлюбила не без разъяснений сверху, но главным образом из-за простодушных симпатий к повествовательному реализму. Что было «похоже и всамделишно».

Более желанной начинкой для театральных залов стали опера и балет (красиво, величественно, по-имперски), а громоздкость универсального дома-города стала попросту не нужна. Под новую миссию хватало оптимизированного объёма здания — оно и так впечатляюще громадное.

Есть в облике нашего главного театра ещё одна недосказанность: обретя после перепроектирования классические черты, он остался без «вишенки» имперской эстетики — без скульптурного декора.

По проекту, который должен был воплотиться к сентябрю 1941-го, театральное здание было обильно населено скульптурами: над дверями — ленточный барельеф «Танец», изображающий единение балета с танцами народов мира, в глубоких нишах справа и слева — две большие скульптуры главных русских композиторов — Чайковского и Глинки.
Будущая Вокзальная магистраль. Самолёты над Ельцовкой и «Миги» против «Сейбров»: о Евгении Пепеляеве – лучшем советском асе Холодной войны
Конкурсный проект внешнего вида театра, утверждённый к дальнейшей разработке. Автор - Б. А. Гордеев. Фото: gelio.livejournal.com
На портике главного входа должна была размещаться целая дюжина скульптур, аллегорически изображающих жанры театрального искусства и театральные профессии. Тумбы-пьедесталы для этих статуй до сих пор стоят на портике, задавая визуальный ритм его балюстраде.

Скульптуры для балюстрады должны были изготовить примерно в таком же образном решении, в каком они существуют на кромке московской Публичной библиотеки, — то есть в виде идеальных советских людей с атрибутами изображаемого ремесла в руках и с современной внешностью (точнее, с внешностью, сообразной канонам моды 1941-го).
А вот скульптуры «земного» уровня были пластическим комплиментом классике: два симметричных партерных сада у самых стен театра должна была очерчивать ограда, украшенная копиями античных статуй.
Ещё по две парные скульптуры встречали людей у входа на пандусы, ведущие к запасным входам. Пандусов было два — симметрично у правого и левого входа. Четыре скульптуры у начала пандусов были чуть крупнее остальных статуй здания — габаритами они походили на «мостовые» статуи святых и королей, типичных для Праги, Рима или Вены. К слову, сама конструкция пандусов тоже слала привет римскому духу — чтобы зрительно облегчить её, боковины пандусов задумали арочными.

В итоге всё это очень напоминало бы знаменитый римский мост Святого Ангела. В сочетании с прозвищем Сибирский Колизей этот намёк на Вечный город смотрелся бы довольно остроумно.
Увы, скульптурное убранство театра реализовалось минимально.
Полной готовностью обладал только барельеф «Танец», созданный Верой Штейн. Скульптуры на портике должны были установить в июле 1941-го, в августе должны были прибыть из Ленинграда, с госкомбината «Монументскульптура» большие статуи композиторов и парные изваяния для пандусов (в том, что пандусы римского фасона к августу будут уже готовы, ни у кого сомнений не было).

Так неспешно расцветать театр должен был до осени 1941-го, дабы предстать средь золота листвы во всём своём новом блеске. Недаром говорят: «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Июнь 41-го вмиг испепелил все осенние грёзы новосибирских театралов.

Театр открылся в 1945-м. И не в пряном злате листопада, а в тонком мареве первой зелени. И без фасадной скульптуры. Ни Глинки, ни Чайковского, ни советских интеллигентов с атрибутами труда. Только барельеф над дверной группой и «клоны» античных богов в колоннаде главного зала.
Фрагмент карты 1924 года. Самолёты над Ельцовкой и «Миги» против «Сейбров»: о Евгении Пепеляеве – лучшем советском асе Холодной войны
Фрагмент барельефа над входом театра оперы и балеты в Новосибирске, фото: wikimedia.org
Гостей города эти скульптуры тоже весьма впечатляют своей тонкой уместностью. Но представьте, насколько более плотной и зрелищной была бы каменная «демография» этого здания, если бы весь декор удалось бы доделать, довезти и смонтировать. Зная это, не можешь отделаться от мысли о том, как же странно и сиротливо смотрятся тумбы на портике. Их несостоявшаяся обитаемость выглядит очевидной и колкой, царапающей взгляд.

Планы завершить декор портика и заселить «композиторские» ниши обсуждались вплоть до 50-х. Но накопились минус-факторы — сначала тяжело заболела главный скульптор проекта Вера Штейн, потом ленинградская скульптурная мануфактура погрязла в столичных заказах и куда-то дела новосибирские матрицы. Потом вообще зодческая мода изменилась до обратного: многочисленность скульптур на здании признали дурным вкусом и имперской задурью. А новые храмы культуры декорировали по большей части плоскими образами, настенными — голенастыми пионерами в мозаичных галстуках и скуластыми музами с причёской «бабетта».

В общем, несмотря на прорывные перемены в новосибирском пейзаже, даже самые знаменитые, самые успешные здания 30-х имеют личный опыт «недосбычи мечт». И вообще, не построенный Новосибирск эпохи «больших стилей» не сильно-то меньше Новосибирска реального. Мы по нему ещё всласть погуляем. На его призрачных улицах немало интересного.
поделитесь статьей