Этот детский творческий порыв составлял разительный контраст с настроениями взрослого мира — мира, где уже воцарились энтропия, депрессия и гадко булькающее слово «бабло». Этнографический городок успел мелькнуть на газетных страницах, в восторженных статьях об энтузиастах-подвижниках. Но биография его была подобна судьбе мотылька. Для посёлка, в котором этот проект родился, он был слишком нездешним и несвоевременным чудом. Есть у российских урбанистов такое ироничное выражение — «синдром жестяной ракеты». Обозначает оно жертвенную уязвимость всякой ландшафтной милоты. Название феномену дано по имени самой типичной жертвы. Все, кому за 30–40, помнят эти реликты космоэйфории — ракеты из жести или кровельного металла. Были они, кажется, во дворе каждой второй хрущёвки. По замыслу разработчиков, предназначались они для детских игр в Гагарина и Терешкову, но играть в этих героев дети предпочитали в других местах. Потому что в ракетах было… эээ…. нагажено. Дети с развитым чувством юмора шутили, что это просто космонавт… на старте сильно испугался. Но и они брезговали этим игровым аксессуаром.
Сейчас эти горемычные космолёты с мятыми бортами вовсе исчезли из дворов, оставшись лишь в памяти. А вот игрушечную сибирскую деревеньку проклятый синдром сгубил и того быстрее — всего лишь за год. Избы и терема казались желанным приютом загулявшим гражданам — там они отсыпались, там же справляли свои нужды, большие и малые, а потом на этих же конструкциях вымещали сумрачный гнев своих незатейливых душ. Происходило всё это практически на глазах детей и педагогов. Они, конечно, пытались противостоять этой «прозе жизни». Но проза была очень уж лютая, и поэзию в итоге победила.
Каково это — видеть, как твоя мечта и плод вдохновения пошагово превращается в зловонные обломки? Пусть каждый додумает это сам. Камень был единственным объектом бывшего этнографического городка, который не подвергся вандализму — он же глыба, выступающих и приставных деталей не имеет, потому и сломать его нельзя даже самому лютому люмпен-пролетарию. Надпись, оставленная детьми, выглядела отважным вызовом циничной реальности 90-х. Камень омывали дожди, покрывал мох. И постепенно он уснул почти на 30 лет. Уснул, чтобы вновь явиться в пространство, уже совсем не напоминающее сумрачный посёлок. В пространство, похожее на мечту детей, начертавших на нём ту милую и простую надпись. Сейчас этим детям, наверное, лет по 40. И, может быть, кто-то из них живёт в Стрижах. И хочется надеяться, что у них всё в жизни удалось и сложилось. Должна же судьба их поощрить за ту детскую отвагу — отвагу противостоять хаосу и унынию.