Здание аэровокзала удивительным образом сочетает в себе типичность и уникальность. Да, такое возможно. Более того, в дохрущевскую эпоху это было самой естественной формой бытования архитектурных проектов.
Есть чеканный общественный стереотип: типовое проектирование появилось в 1960-х, вместе с хрущевками. Это клише возникло под напором максимальной стандартности 1960-х, когда жилье и общественные здания в разных городах СССР были идентичны до неразличимости.
Нагляднейший пример – те же хрущевки и типовой универмаг, разработанный в 1967-м – проект рижского института «Союзгипроторг», давший череду одинаковых ЦУМов – Новосибирск, Ижевск, Тюмень, Минск и т. д.
Но, как ни удивительно, типовая архитектура и прежде была. И в 1950-х, и в 1930-х, и при всех царях Николаях, и при всех трех Александрах, и при напудренных матушках-царицах. Только назывались тогда такие проекты не типовухой, а «ординарами».
Альбом ординаров имелся в администрации каждой губернии, каждой волости, каждого уезда. В ординаре были обозначены инженерные решения, расход материалов и примерная смета. Детализация же оставалась на усмотрение локальных архитекторов. В итоге получалось не похоже и с экономией на проектировании.
Более того, типовая архитектура с альбомами ординаров даже в Римской Империи уже имелась. И пышно цвела по всяким дальним Галлиям и Британиям.
Это для империй вообще естественная форма урбанизации дальних территорий – способ обжить их как можно быстрее, заполнить своим предметным миром покоряемую среду.
И наш герой тоже типовой. И при этом уникальный.
Это как в большой семье с детьми-погодками: каждый похож на родителей и друг на друга. Но их не спутать – не близнецы же! Так и у нашего аэровокзала множество «братишек». И старших, и младших. И даже ровесников, рождённых одновременно на разных концах страны. Родных друг другу, но неодинаковых.
У новосибирского аэровокзала два родителя, но кто из них мама, а кто папа – разобраться сложно. У зданий-то гендера нет.
Инженерная основа – ну, это, наверное, всё-таки «папа».