Впрочем, саму матрицу шпилевого здания, этакой иглы, сшивающей пейзаж, в уме держали вплоть до злополучного Постановления об архитектурных излишествах. Небо Новосибирска должны были прошивать собой несколько разноразмерных шпилевых зданий — от 9–14-этажных (на композиционно важных отрезках улицы Орджоникидзе, проспекта Димитрова, Октябрьской магистрали и улицы Горького) до настоящих гигантов, полных эквивалентов московских высоток.
Таковыми должны были стать большая библиотека, замыкающая собой улицу Восход, и её композиционная «собеседница» на другом берегу Оби, на единой оси Октябрьского моста — высотка с двумя симметричными сквозными арками.
Библиотека, случись ей быть построенной, выглядела бы апофеозом зрелого сталианса. Огромное уступчатое здание совмещало в себе черты древнерусской церковной архитектуры, каменного терема предпетровской поры, мотивы готики, классицизма, ар-деко и даже древних тираний Востока. Например, за египетскую цитатность там отвечали бы несколько тучных, как мейн-куны, сфинксов, усевшихся на нижнем ярусе. Да, гибридные египетские челокотики в компании бетонных рабочих, студентов и лётчиков — престранное зрелище. Но в пору предзакатно пламенеющего сталианса в таких смесях ничего странного не видели.