Королева с третьим разрядом

Tilda Publishing
КУЛЬТУРА
Антон Веселов

Мы спасены. Нашему бесконечному отчаянию оторванных от корней жителей большого города нашли противовес. В Мира Парке установили интерактивный арт-объект «Мать» Александры Weld Queen — к нему можно забираться на ручки. Королева была на открытии лично, рассказала о себе и пригласила в свой Замок, разрастающийся на территории московского ВНИИМЕТМАШ.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Александра Weld Queen за работой. Фотография предоставлена Александрой
Манифест художника
— Я вижу мир как парадоксальное сосуществование материи и духа, и всё моё творчество в первую очередь об этом. Человек — уникальная сущность: всемогущая, развивающаяся, способная созидать, и одновременно — хрупкая плоть, непостоянная, зависимая от гедонистических импульсов. В этом дуализме сокрыта невозможная и в то же время естественная гармония, осознать и принять которую возможно лишь через игру.
Моё творчество РАЗРЕШАЕТ, снимает барьеры и говорит: «МОЖНО!» (пробовать, экспериментировать, искать, не бояться).
Игра ставит в позицию наблюдателя, помогает увидеть картину комплексно, снять противоречия и найти способ движения дальше.
Крым — Кавказ
— Я никогда не мечтала стать художником. У меня мама шеф-повар (мама варит, Саша тоже варит) при санатории, до того властвовала в железнодорожном вагоне-ресторане. Мама всегда говорила: «Саша, становись кем хочешь, только не поваром!» Тяжёлые кастрюли, усталые вены… Отец — он жил в Кисловодске — трудился шофёром, а потом создал питомник, розы выращивал. А отчим, который меня воспитывал большую часть жизни, — инженер-конструктор, мастер на все руки. Он много занимался рихтовкой, машинами. Мог из металла сделать совершенно невероятные вещи! Это он научил меня работать с электроинструментом, с газоэлектросваркой. Тогда я жила в Севастополе и работала завскладом. Первое образование у меня «товароведение и коммерческая деятельность», так что трудилась по специальности — заведовала электрикой. Коллектив небольшой, в подчинении мужчины. Там я научилась работать с электрикой и до сих пор хорошо в ней разбираюсь. Могу сама поменять розетку. Когда я делаю скульптуры с подсветкой — запросто читаю электрические схемы. Знаю, как всё устроено.
Вахта Москва — Севастополь
— Пятнадцать лет назад мне начали приходить художественные идеи, которые нужно было как-то срочно воплощать. Я, конечно, попробовала их выплеснуть на плоскость. Перебрала разные техники — и масло, и акрил. Несколько лет этим занималась, но поняла, что картины — не моё, мне нужен объём. С материалом сложнее. Хорошо помню поворотный момент.
Взяла в руки шпильку металлическую для волос, и вдруг осенило: вот мой материал!
В 2008 году отправилась с подругой потусоваться в Москву на лето. И осталась. Москва — город, в котором есть куда развиваться. Чего там не было, так это мастерской. И я несколько лет вахтовым методом возвращалась в мастерскую отчима в Севастополь, чтобы поварить, поколотить.
Стартовое железо
— В Москве я поступила в политехнический колледж № 31. Я там была одна такая — с художественными идеями. Остальные планировали заниматься утилитарной сваркой. В основном это были юноши 16 лет. Мне же стукнуло 25 — я пришла ради практики и мастерской. И курс полезный — рассказывают про металлы, про их свариваемость, про особенности сварки, про обработку. Отправилась учиться и слесарному делу, прошла курс молодого бойца.
Это когда тебе дают металлическую болванку, ручной лобзик, напильник и ставят задачу: «Сделай молоток!» Болванка не золотая, но всё равно пилите — вам ведь надо! И я сделала молоток.
Во многом разобралась, начала делать какие-то небольшие садовые скульптуры. Не арт ещё. Я считаю, что с 2007-го по 2015-й был период моего поиска и становления, базовой профессиональной подготовки.
Тяжёлый металл
— К финалу второго среднего я устроилась исполнительным директором сети спа-салонов. За полгода мы открыли шесть салонов — теперь это федеральная сеть «ТайРай». Меня огорчало другое: я заканчиваю сварочный колледж, а идти на практику, на мой взгляд, мне было некуда! Тогда я просто выбрала лучшее производство и пришла к ним. У них, правда, не было никаких вакансий. С порога заявила: «Хочу у вас работать, учусь на сварщика, у меня сейчас производственная практика, могу работать в офисе, продавать, улучшать». Показала свои поделки директору — он улыбнулся.
«Ладно, — ответил, — вот тебе стол, небольшой оклад, проценты — делай что-нибудь, а мы тебя поддержим».
Так у меня появились и хорошая работа в любимой сфере, и доступ к мастерским компании «Металлист». Я у них года четыре трудилась. И до сих пор мы дружим.
Тихвами
— В 2015 году мне пришла идея медитирующего кота Тихвами.
Я проснулась в 7 утра, села в позу лотоса и поняла, что я медитирующий кот!
Тут же представила, как люди приходят, садятся ко мне на колени, а я передаю им свою энергию. Просто пришло время всё это увидеть.
В этот момент я поняла, зачем мне всё это было дано, почему я всё это время занималась работой с материалом.
Я позвала художника в свою команду. Мы сделали пластилиновую модель вместе — у меня-то нет академического образования. А потом я ещё позвала сварщика, потому что нас с будущим Тихвами пригласили в Музеон на Лэнд-арт фестиваль, нужно было торопиться. Я пришла к своим металлистам и сказала: «Хочу сделать большого медитирующего кота, можно мне не платить оклад, я не буду месяц приходить в офис, но готова вести свои проекты удалённо — только дайте мне сварочник!» Они покрутили у виска и сказали: «ОК». Спасибо моему руководителю, он меня снова поддержал. Тихвами мы сделали и выставили — сначала на одном фестивале, потом на другом. Я как-то быстро стала его сопровождающей. После череды фестивалей я поняла, что я художник одной скульптуры! Надо двигаться дальше…
Бартенев, Полунин и Королева
— Я сделала серию «Качалки», появился Конь-Агонь, познакомилась с Бартеневым. Андрей предложил поучаствовать в своей персональной выставке, и я сделала «Кресло для витания в облаках». И только в этот момент я осознала, что это точно моя история, я хочу ей заниматься, и… мне нужно имя. Как-то само собой в разговоре с подругой родился псевдоним Weld Queen. Так я себя и ощущаю, прошу не называть мою фамилию — тем более что она даже по документам уже не моя, я вышла замуж.

В это же самое время я познакомилась со Славой Полуниным, съездила в его резиденцию на Жёлтую мельницу. Сделала там «Кресло для совместного витания в облаках». Но я не с пустыми руками к нему пожаловала — с рулоном огнеупорного брезента под мышкой. Пришло время сделать первое платье для Королевы. Так весной 2016 года мне помогли сшить «Традиционное русское сварочное платье».
Петунец и насущные деньги
— Моей небольшой зарплаты хватало, чтобы арендовать квартиру и платить за машину. Оставалось немного на еду. За создание кота или коня я платила с кредитки. Сняла мастерскую — въехала с одними плоскогубцами. Хорошо, продала две скульптуры — появился небольшой капитал, чтобы расплатиться с банком и въехать в эту мастерскую.
Меня встретило полностью разбомбленное заводское помещение с остатками электрики. Два этажа, лестница — теперь это мой дом, замок Weld Queen.
А тогда мне и жить было негде. Кредитки бы не хватило — взяла кредит на 1,5 млн руб. Пригласила художника, наняла слесаря, чтобы сделать медитирующего медведя Рамиши и серию качалок. Полутора миллионов хватило на четыре месяца, чтобы купить базовые вещи и работать. Я должна была всё это сделать, хоть и понятия не имела, как отдавать кредит… Когда кончились деньги, начали делать фигуру Петунца. И тут ко мне обратились представители парка «Кудыкина гора» из Липецкой области.
— Мы видели ваши работы — что вы сейчас делаете?
— Петунца.
— Нам очень подходит.
И они купили эту скульптуру. Через месяц мы её уже открыли. Это меня финансово спасло ещё месяца на три. И потом те же ребята из парка «Кудыкина гора» говорят: «Александра, мы бы хотели ещё один ваш объект, что у вас в планах?» На тот момент я уже полгода вынашивала идею братьев. Когда я приехала в парк, я осмотрелась, почувствовала, что это именно то место, и рассказала про эту работу: «Я вижу ангелов, их семеро, они стоят в кругу, вернее, одного нет — можно встать на его место и тем самым замкнуть круг, находясь в одном хороводе с братьями». А они мне ответили: «Мы давно ждали особенную скульптуру, у нас есть холм, на котором такая работа идеально будет смотреться». Я увеличила команду, всемером мы сделали Братьев — открыли скульптурную группу через полгода на берегу Дона, буквально в небесах.
Путь спасения
— Все мои работы — про спасение, про соучастие, про вывод на новый уровень. Я сама с собой работаю, для меня важно расти, убирать свои стереотипы. Это история с материнством, богатством/бедностью, стеснением.
Вот мой Петунец — это такой большой леденец на палке. Он для того, чтобы уже, наконец, получить всё сладенькое, наесться этой конфеты до опупения, перестать желать лишнего.
Я постоянно сама в это играю, вижу, как женщинам, скажем, заходит моя золотая «Шуба».
Роскошь нужно пережить или хотя бы в неё поиграть, чтобы понять, что не в этом счастье. Нужно заниматься тем, что приносит тебе душевное спокойствие.
На этой волне в 2019 году появилась «Мать». Я презентовала её в парке Зарядье.
Королева сообщества сварщиков
— Я сварщик! У меня третий разряд. Конечно, я училась сварке только для того, чтобы заниматься скульптурами, но я поддерживаю сварочное сообщество, была сомодератором сообщества «Веб-сварка» — в ВК под 100 тыс. участников! Делала для них конкурсы и мастер-классы.
Сварка — настолько брутальная сфера, что никто не учит людей заниматься эстетикой.
Вот поэтому я инициирую сварочное волонтёрство. К 2021 году мои мастер-классы трансформировались в резиденцию. «Таврида», «АртАртика»… Так называлась резиденция в Мончегорске (это Арктика, за Полярным кругом), которую я курировала. Мы там сделали «Солнцекруг» в полярный день.
Теперь в полярную ночь он замещает солнце. Стоит на набережной озера Лумболка и светит в бесконечные сумерки.
К 2020 году удалось экономически выйти в ноль. В прошлом году наступила стабильность — теперь можно делать хорошие объекты и не выкраивать денег на команду. И я намерена продолжать весь этот паблик-арт для неподготовленного зрителя, как и воркшопы. Мне предстоит большой путь — мои скульптуры будут расти и в размерах, и в смыслах.

Сейчас у меня в мастерской в работе три скульптуры — две почти закончили, выполнение третьей в самом разгаре. Я живу и работаю в своем Замке на Рязанском проспекте — это часть действующего завода, два этажа, башня, двор, крыша. Есть покои Королевы — комната-инсталляция, где я на самом деле живу и куда «на коврик» можно зайти — музей так музей! Это спальня с огромной кроватью с брезентовыми балдахинами, шторами в виде сетки-рабицы. На мои тусовки приходит до 500 человек. И вы приходите.
Оксана Ефременко, арт-директор театра «Старый дом».
Работа Александры Weld Queen. Фотография предоставлена Александрой
поделитесь статьей